Продвигай свою музыку
 
Beatles
Beatles
Beatles
@the-beatles
 

Blog

20 неожиданных фактов о «Битлз», которых вы не знали

Кажется, биография великолепной четверки, Джона Ленона, Пола Маккартни, Джорджа Харрисона и Ринго Старра изучена до мельчайших подробностей, расписана по дням и подробно изложена в сотнях биографических и книг. Однако имеется еще множество забавных деталей и подробностей которые наверняка ускользнули от пытливых исследователей творчества икон популярной музыки.

Хотите узнать, кто из «Битлз» имел проблемы из-за того, что жёг презервативы, и когда Папа Римский простил «Битлз»? Тогда познакомьтесь с этой публикацией.

1. Леннон утверждал, что увидел название группы во сне. Это был некий мужчина, который появился «на пылающем пироге» и сказал: «Ты будешь писать "Битлз" через букву "а"!».

2. В январе 1962 года «Битлз» вполне успешно прошли прослушивание на лейбле «Decca». Руководству они понравились, но исполнительный директор Дик Роу принял решение не подписывать контракт. Музыкантам он объяснил, что не видит перспективы в работе с ними, потому что «Гитарные группы уходят». Ох, уж эти опытные специалисты по маркетингу!

3. Знаменитый логотип «Beatles» с длинной буквой «T» нарисовал Эдди Стоукс, который подрабатывал тем, что рисовал названия групп в музыкальном магазине Айвора Арбитера в Лондоне. В 1963 году Ринго купил там новую ударную установку перед гастролями в США. Уже было известно, что группе придется участвовать в телевизионном шоу Эда Салливана и именно для него нужно было нанести название группы на переднюю мембрану большого барабана. Стоуксу потребовалось 5 минут, чтобы решить проблему логотипа «Битлз» до конца их творческой карьеры. Айвор Арбитер догадался также нанести рядом логотип фирмы производителя барабанов – «Ludwig». Как только он мелькнул на телеэкранах, произошел гигантский бум покупательского спроса на барабаны этой фирмы. Буквально все барабанщики мира хотели играть на ударных производства «Ludwig», причем именно на этой модели, которая называлась «Черная устрица».

ringostarrmikmitchell.jpg

Мембрана, нарисованная Стоуксом, благополучно слетала в Америку, поучаствовала в выступлениях, вернулась в Англию и была украдена прямо на студии «Abbey Road». Впоследствии он изготовил для «Битлз» еще семь штук. В 1984 году она чудесным образом появилась на аукционе.

4. В начале 60-х Пол и Джон сочиняли песни непрерывно. В 1963 году, после того, как вышел первый альбом, они заявляли, что сочинили уже больше ста песен. Пол говорил: «У нас очень легкая работа: придумывать мелодии. Если мы сочинили песню очень быстро, то это значит, что скорее всего, будет хит».

Самые популярные публикации о «Битлз»:
● 
Сто лучших барабанщиков мира сыграли «Come Together»
● Самые популярные песни «Битлз» на стриминге Spotify в 2021 году
● Почему Элвис Пресли просил запретить «Битлз» приезжать в Америку
● Последнее выступление «Битлз»
● История непристойных рисунков Леннона в британском суде
● «Битлз» и наркотики – как это было

5. Литтл Ричард стал большим поклонником «Битлз» после того, как услышал их в первый раз по радио. Но когда в 1963 году он увидел их на концерте, то был совершенно поражен, поняв, что они белые. Он признался, что до этого ни секунды не сомневался что это группа чернокожих музыкантов.

beales little richard.jpg«Битлз» платили Литл Ричарду взаимностью – тоже были его поклонниками.

6. Американские киноспециалисты, взявшиеся в 1964 году в прокат первый фильм с участием «Битлз», «Вечер трудного дня», волновались, что американцы не поймут ливерпульский акцент музыкантов и попросили разрешения дублировать фильм с американскими актерами. На это Маккартни раздраженно фыркнул: «Мы же разбираем в кино, черт возьми, когда ковбои разговаривают по-техасски!». Идею с дублированием отклонили, американцы всё прекрасно поняли.

7. Леннону ужасно не нравился собственный голос. Он мечтал, чтобы он звучал как у Элвиса Пресли. Джон буквально умолял продюсера, Джорджа Мартина: «Сделайте что-нибудь с моим голосом! Вы же знаете, что можно добавить какой-нибудь фильтр. Смочите его хоть томатным кетчупом или чем-нибудь еще. Но чтобы он звучал по-другому!».

8. Летом 1967 года «Битлз» в складчину купили греческий остров Лесло. Это был маленький архипелаг. Музыкантам понравилось то, что он был окружен четырьмя меньшими островами – получалось по одному для каждого и один побольше для совместных встреч. Покупка обошлась в 95 тысяч фунтов. Через несколько месяцев они поняли, что не знают, что им делать на греческих островах и продали Лесло.

hamburg.jpgПервый состав «Битлз» в Гамбурге.

9. Во время первых гастролей «Битлз» в Гамбурге в 1960 году Пол Маккартни, барабанщик Пит Бест и Джордж Харрисон были депортированы из Германии: 17-летний Харрисон за то, что был несовершеннолетним и ему было запрещено работать, а Маккартни и Бест за то, что жгли презервативы в комнате, где жили. Прибывшие пожарные британских шуток не поняли.

10. В одном из первых интервью Джордж Харрисон неосторожно обмолвился, что ему нравится мармелад, что потом стало серьезной проблемой. Поклонники стали бросать мармеладки на сцену прямо на концертах. В Британии это было еще ничего, а вот в Америке мармелад делают очень твердым. Во время выступления приходилось быть бдительным, чтобы вовремя увернуться от летящего «подарка».

Beatles10.jpg

11. Первоначально рабочее название альбома «Abbey Road» было «Эверест» – в честь любимой марки сигарет инженера Джеффа Эмерика. Когда на лейбле начали обсуждать обложку, группе предложили для фото отправиться в Гималаи. Но музыканты еще не пришли в себя после поездки в Индию, которая закончилось очень неудачно. После небольшого совещания они решили не спорить, а просто поменяли далёкую гору на улицу, на которой находилась студия.

12. Идея песни «Maxwell's Silver Hammer» («Серебряный молоток Максвелла») пришла Полу Маккартни, воспитанному в католической вере, после того, как он узнал, что в Ватикане есть ритуал, согласно которого кардинал пять раз ударяет серебряным молотком покойного папу по лбу, чтобы убедиться, что он мертв. В песне серебряный молоток – символ внезапных и не самых лучших изменений в жизни.

13. Загадочная фраза «I am the eggman» («Я – яичный человек») появилась у Джона Леннона в песне «I Am the Walrus» («Я – морж») после того, как он узнал о привычке Эрика Бёрдона из группы «Animals» разбивать яйца на обнаженных телах своих возлюбленных.

14. Леннон и Маккартни однажды начали совместно писать пьесу о парне, который думал, что он Бог. Она называлась «Пилчард». Работа осталась незаконченной.

15. В 2009 году году Папа Римский простил Леннону его печально известное заявление 1966 года: «Мы знамениты больше, чем Иисус». Ватикан решил, что это просто «хвастовство молодого рабочего, англичанина, столкнувшегося с неожиданным успехом».

maxresdefault.jpgДжон Леннон в фильме «How I Win The War» («Как я выиграл войну»).

16. Джон написал «Strawberry Fields Forever» («Земляничные поляны навсегда») во время съемок фильма «Как я выиграл войну», в котором у него была эпизодическая роль.

17. В 16 лет Джордж Харрисон мечтал эмигрировать в Канаду, Австралию или на Мальту. Но ему так и не удалось убедить свою семью поддержать идею.

18. В 1969-м году Джон Леннон вернул королеве Елизавете Второй свой Орден Британской Империи, который он получил из её рук в 1965-м «в знак протеста против участия Великобритании в конфликте между Нигерией и Биафрой, против поддержки Великобританей Америки, воюющей во Вьетнаме, а также против неудачи его сингла «Cold Turkey» («Холодная индейка») в британском чарте». Всё это было сказано в обращении к королеве, которое составил Леннон.

Beatles51.jpg

Всё это было сказано в обращении к королеве, которое составил Леннон и подписал: «C любовью, Джон».

19. Во Франции в прокате название фильма «Битлз» «Ночь трудного дня» поменяли на «Quatre Garçons Dans Le Vent» («Четыре мальчика на ветру»).

20. Ринго Старр написал песню «Octopus’s Garden» («Сад осьминога») в 1969 году после прогулки на корабле по Сардинии. Капитан корабля рассказал ему о том, что осьминоги собирают блестящие предметы и устраивают на морском дне из них целые сады. Ринго так впечатлился, что отказался съесть предложенный ему обед из осьминогов.

Впоследствии история о том, как Ринго полюбил осьминогов (и спас их) стало сюжетом мультфильма.

Читать еще:
Леннон, Харрисон и песня «Битлз» спасли от сноса кинотеатр в Ливерпуле
Почему первая же песня, написанная Харрисоном, стала прорывом для «Битлз»
Песня живет, а страны уже нет – вышел клип «Back In The U.S.S.R.»
В Великобритании начинается издание научного журнал о «Битлз»
Фильм о том, как «Битлз» записывали «Let It Be», превратился в сериал
Представление фильма «The Beatles: Get Back»
Звезды хард'н'хэви исполнили «Come Together»
Какую музыку покупают в 2020 году – «Битлз» опять впереди планеты всей
Все синглы «Битлз» выйдут в одном комплекте
«Here Comes The Sun»: вышел новый клип на песню «Битлз»
«Битлз» выпустили клип на песню «Glass Onion»
Маккартни договорился с Sony по правам на песни The Beatles

Сто лучших барабанщиков мира сыграли «Come Together»

Ринго Стар по праву гордится партией барабанов в композиции «Come Together». Ударник «Битлз» никогда не поражал особой техникой владения инструментом – как и остальные участники состава, но у него было то, что для группы было важнее – умение придумывать оригинальные, нестандартные ритмические рисунки – хотя порой это служило поводом ссор. В итоге Ринго совсем неслучайно был назван одним из самых влиятельных барабанщиков истории рок-музыки. Его стиль копировали многие.

Маленький шедевр Джона Леннона, простая на первый взгляд песня «Come Together», по прошествии полусотни лет после распада группы вдруг оказалась одной из самых востребованных молодым поколением. За последний год только на сервисе Spotify она была прослушана 447 млн. раз!

Когда возникла идея использовать песню для сбора средств в кампании «WhyHunger» по искоренению голода во всем мире и право каждого человека получать полноценное питание, Ринго охотно к ней присоединился. Акция получила название «Drum Together». Идея заключалась в том, чтобы сделать особую аранжировку для песни, основанную на чрезвычайно продвинутой партии барабанов.

Получилось очень интересно. По призыву экс-битла в проект вошло множество известных музыкантов – более сотни барабанщиков и перкуссионистов! Никогда еще в истории в одной композиции не было задействовано столько ударных инструментов. Среди знаменитостей, принявших участие в записи, много известнейших имен: Чад Смит («Red Hot Chili Peppers», Макс Вайнберг («E-Street Band»), Мэтт Кэмерон («Pearl Jam»), Стьюарт Коупленд («The Police»), Нико Макбрейн («Iron Maiden»), Майк Портной («Dream Theater»), Саймон Кирк («Bad Company»), Алан Уайт («Yes», работал с Ленноном) и еще очень много кто  (полный список можно посмотреть здесь).

Над композицией основательно поработали аранжировщики, превратив песню в целую симфоническую сиюту, добавив фрагменты в типично джазовом и фанковом стиле. Пианист в своем коротком соло даже умудрился процитировать «Полет шмеля» Римского-Корсакова. Были задействованы большая скрипичная группа, женский хор и биг-бэнд – кроме барабанщиков еще более 50-ти других музыкантов. Практически каждый ударник получил возможность показать индивидуальное мастерство и сыграть маленький брейк (сольную вставку ударных инструментов). Сольные партии очень короткие, но выполнены с таким потрясающим драйвом, что слушать и смотреть, как играют профессионалы экстра-класса, увлекательно, словно это динамичный боевик.

В итоге 4-минутная песня, как это было у «Битлз», превратилась в 10-минутную композицию, которую можно рассматривать как энциклопедию ударных инструментов, способов различной настройки барабанов, устройства ударных установок, различных стилей и манер игры на барабанах. А заодно познакомиться с лучшими в исполнительском мастерстве на этом инструменте.

Вся запись производилась удаленно, что при таком количестве участников стало серьезной технической задачей, которая была с блеском разрешена. В каждом кадре на видео присутствует от пяти до двенадцати играющих барабанщиков.

Очень помогла помощь больших корпораций, которые также поучаствовали в проекте. Технически вопросы было решены при помощи компаний «Sony», «Apple Corp.», продюсеров Брайана Резника и Дома Фамуларо. Как они заявили, собранные средства поддержат работу WhyHunger по искоренению глобального голода, устранению его первопричин и инвестированию в решения на низовом уровне для продвижения права каждого человека на полноценное питание.

Самые популярные публикации о «Битлз»:
Самые популярные песни «Битлз» на стриминге Spotify в 2021 году
● Почему Элвис Пресли просил запретить «Битлз» приезжать в Америку
● Последнее выступление «Битлз»
● История непристойных рисунков Леннона в британском суде
● «Битлз» и наркотики – как это было

У песни «Come Together» необычная история. Это был заказ на рекламный ролик для сопровождения предвыборной кампании, который сделал Джону Леннону его приятель Тимоти Лири, писатель и психиатр, один из идеологов субкультуры битников, а затем – хиппи. Лири решил побороться за кресло губернатора штата Калифорния. Для избирательной кампании он придумал лозунг, с которым обратился к своей аудитории – хипстерам, таким же, как и он сам: «Come Together, Join the Party» («Объединяйтесь, приходите на вечеринку»).

Песня «Come Together» заказчику понравилась (демо записали «Битлз») – она была разослана по калифорнийским радиостанциям и начала плотно звучать в эфире, оплаченная, как рекламный джингл.

Увы, продолжалось это недолго: Лири был арестован за хранение марихуаны и на этом его политическая карьера закончилась, не успев начаться. На выборах убедительно победил Рональд Рейган, который пообещал американцам «заставить лентяев работать». Эта идея через несколько лет сделала его сороковым президентом США.

«Битлз» тем временем приступили к записи альбома «Abbey Road». Джон решил, что негоже добру пропадать – песня ему самому нравилась – и предложил включить её в диск. Аранжировки никакой не было, поэтому прямо в студии музыканты начали импровизировать. Песню было решено замедлить и утяжелить, Пол предложил басовый рифф, ставший популярным и узнаваемым, а Ринго – оригинальную партию ударных, ставшую еще более знаменитой.

Тимоти Лири очень обиделся, когда услышал «Come Together» на пластинке. Он обвинил Джона в том, что тот украл выборный лозунг. На что Леннон отшутился, сказав, что «оказался в роли портного, который пошил костюм, за которым заказчик не пришел – вот его и пришлось пристраивать на сторону».

В конечном итоге друзья конфликт уладили. Леннон даже пригласил Лири вместе с женой Розмари поучаствовать в «постельной акции» в отеле «Королева Елизавета Вторая» в Монреале, а также в записи песни «Give Peace a Chance», где упомянул семейную пару в тексте.

JohnLennonYokoOnoTimothyLearyandothers.jpg«Постельная акция» с друзьями. Фото: beatlesbiblia.com

Были и другие попытки обвинить Леннона в плагиате. Менеджмент Чака Берри нашел в тексте песни строчку, совпавшую с одной строкой какого-то старого трека отца рок-н-ролла. Джона попытались затащить по этому поводу в суд, но он отрегулировал проблему во внесудебном порядке.

Подобные приключения происходят со всеми хитами мирового уровня. А «Come Together» была именно такой. Она вышла синглом и сразу же попала на первую строчку американского хит-парада. Журнал «Роллинг Стоун» включил её в список «500 лучших песен всех времен». Никак не меньше сотни известных исполнителей записали собственные версии, некоторые – очень сильные. В частности, её с удовольствием исполнял на концертах Майкл Джексон.



Удивительно, но сами «Битлз» на озаботились создать для «Come Together» никакого видеоряда. Как-то не дошли руки. Положение было исправлено только в 2018 году, когда команда специалистов приступила к подготовке юбилейного переиздания «Abbey Road». К 50-летию песни был сделан жизнерадостный мультипликационный клип, к тому же с перемикшированным звуком. Джону понравилось бы.


Читать еще:
Леннон, Харрисон и песня «Битлз» спасли от сноса кинотеатр в Ливерпуле
Почему первая же песня, написанная Харрисоном, стала прорывом для «Битлз»
Песня живет, а страны уже нет – вышел клип «Back In The U.S.S.R.»
В Великобритании начинается издание научного журнал о «Битлз»
Фильм о том, как «Битлз» записывали «Let It Be», превратился в сериал
Представление фильма «The Beatles: Get Back»
Звезды хард'н'хэви исполнили «Come Together»
Какую музыку покупают в 2020 году – «Битлз» опять впереди планеты всей
Все синглы «Битлз» выйдут в одном комплекте
«Here Comes The Sun»: вышел новый клип на песню «Битлз»
«Битлз» выпустили клип на песню «Glass Onion»
Маккартни договорился с Sony по правам на песни The Beatles

Самые популярные песни «Битлз» на стриминге Spotify в 2021 году

Возможность прослушивать музыку из Сети с помощью технологии стриминга кардинально перевернуло культуру восприятия популярных песен. Совсем недавно, буквально 15-20 лет назад, альбом или сингл, после того, как большая часть напечатанного на физических носителях тиража расходилась, исчезал из поля зрения меломанов навсегда.

Теперь же в порядке вещей, когда по воле определенных обстоятельств в хит-парад внезапно возвращаются вышедшие давным-давно песни – ведь для того, чтобы в динамиках зазвучал старый хит, вовсе не надо разыскивать его музыкальных комиссионках – достаточно сделать буквально один клик. Именно так в прошлом году внезапно возглавила чарты «Биллборда» песня Мэрайи Кэри «All I Want For Christmas Is You», вышедшая 20 лет назад.

Очень интересно наблюдать, как к жизни возвращаются старые хиты, к которым начинает проявлять интерес молодежь. Это показательно на примере песен «Битлз», поскольку они успели охватить огромный спектр жанров, включая индийские раги, экспериментальную конкретную музыку, фолк, соул и даже рэгтайм – благо, сервис Spotify дает подробную статистику. Этот интерес можно даже отследить от альбома к альбому.

1. Альбом «Please Please Me» – самая популярная песня «Twist and Shout»

Открывает список песня, безусловно самая популярная на дебютном альбоме «Битлз» – «Please Please Me». У неё 260 миллионов прослушиваний. Следующая песня с наибольшим количеством стримов – «Love Me Do», за ней – «I Saw Her Standing There». У обеих композиций более 100 млн. стримов.

2. «With The Beatles» – самая популярная песня «All My Loving»

Наиболее часто звучащая в Сети и в эфире песня со второго альбома «With The Beatles» – «All My Loving». Но в целом этому альбому уделяется меньше внимания – у самой популярной песни всего лишь 82 миллиона прослушиваний. «All My Loving» была первой песней, которую «Битлз» исполнили во время своего первого выступления в США на шоу Эда Салливана. Поэтому для Америки, где проживает больше всего в мире битломанов, именно с неё началось знакомство с ливерпульским квартетом.

Вторая по популярности песня на альбоме неожиданно «Till There Was You». А вот у «Little Child» всего лишь 4,5 млн. прослушиваний. Это тоже объяснимо: версия «Little Child» на Spotify представляет собой ужасное псевдостерео: все инструменты в одном динамике, весь вокал – в другом. Видимо, подобные треки стоит слушать в моноварианте – как это и записывалось.

3. Самая транслируемая песня на альбоме «A Hard Day’s Night» – «A Hard Day’s Night»

Самой популярной песней третьего альбома вполне ожидаемо является одноименный лид-трек «A Hard Day’s Night» – у него 137 миллионов прослушиваний. Несильно отстали от него почти такие же популярные «Can't Buy Me Love» (97 млн. стримов) и «And I Love Her» (87 млн. стримов). «And I Love Her» – прекрасная лирическая баллада, но нельзя сказать, что она в два раза лучше, чем «If I Fell», написанная в том же стиле, но у которой лишь 46 млн. потоков.

Диск «A Hard Day’s Night» стал важным этапом в стремительно развивающейся творческой биографии «Битлз». Он стал первым альбомом, полностью составленным из оригинальных песен. Это был период, когда битломания находилась на пике, стиль группы окончательно сформировался и вышел одноименный фильм, который также значительно добавил «Битлз» популярности.

4. Альбом «Beatles For Sale», самая популярная – «Eight Days a Week»

Пол и Джон обычно хорошо чувствовали, что создали хит, и наиболее удачную песню не включали в альбом, а выпускали отдельным синглом. Удивительным образом «Eight Days a Week» в Британии так и не был выпущен синглом. Но в других странах этот трек в качестве сингла вышел и почти везде – в том числе и в США – возглавил хит-парады. Сегодня на Spotify у трека 93 млн. прослушиваний.



На «Beatles For Sale» уже можно почувствовать некоторый надлом и усталость, наступившие после нескольких лет непрерывных гастролей по всему миру. У музыкантов просто не хватало времени, чтобы выполнить свои контрактные обязательства по выпуску новых альбомов и более тщательно готовить музыкальный материал. Поэтому пришлось вновь вернуться к каверами. Так, Ринго Старр исполнил хит Карла Перкинса «Honey Don’t» («Дорогая, не надо»). И даже первая попытка Джона Леннона обратиться к самоанализу в песне «I Don’t Want To Spoil The Party» («Я не хочу портить вечеринку») осталась в тени. Несмотря на то, что позже «Honey Don’t» звучал на концерте для Джорджа, у этого трека наименьшее количество стримов – всего 4,4 миллиона.

5. Альбом «Help!», самая популярная – «Yesterday»

«Вчера», один из главных мелодических бриллиантов ХХ века, прослушан на Spotify 357 млн. раз. Альбом «Help!» стал для «Битлз» очередным подъемом: еще один успешный фильм, удивительное изобилие отличных новых оригинальных мелодий на фоне сильного увлечения марихуаной, которое музыканты привезли из Америки.

Второй по популярности темой на альбоме стала заглавная «Help!» (192 млн. стримов), у «Ticket To Ride» 99 миллионов на октябрь 2021 года, но ясно, что стомиллионный рубеж будет пройден в самом скором времени. Наименьший интерес проявлен к песне «Tell Me What You See» – всего 6,9 млн. стримов. Кавер «Act Naturally» в исполнении Ринго – 8,4 млн. прослушиваний.

6. Альбом «Rubber Soul», самая популярная – «In My Life»

На «Rubber Soul» явным лидером выступил Джон Леннон – две самые популярные песни альбома принадлежат именно ему. «Norwegian Wood» имеет впечатляющие 103 миллиона стримов, но лидер – песня «In My Life», в которой Джон вспоминает о своем детстве в Ливерпуле. Она прослушана 195 миллионов раз.

Самые популярные публикации о «Битлз»:
● Леннон, Харрисон и песня «Битлз» спасли от сноса кинотеатр в Ливерпуле
● Почему Элвис Пресли просил запретить «Битлз» приезжать в Америку
● Последнее выступление «Битлз»
● История непристойных рисунков Леннона в британском суде
● «Битлз» и наркотики – как это было

Альбом «Rubber Soul» стал радикальным поворотом в творчестве «Битлз» – ряд исследователей даже считает его лучшим альбомом. В нём появились элементы фолк- и соул-музыки, каждая песня в альбоме дополняет программу, заполняя определенное место, без «провисов». Здесь уже нет проходных композиций, за которыми чувствуется мысль: «Чувак, нам нужно заполнить чем-то еще четыре минуты – что же делать?»

TheBeatles TwickenhamFilmStudios9thApril1969.jpg«Битлз» на студии «Abbey Road» 9 апреля 1969 года. Фото: Bruce McBroom.

Даже самые простые композиции на «Резиновой душе» достаточно увлекательны и сложны, если сравнивать их с первыми альбомами. Даже Ринго, дебютировавший как автор с песней «What Goes On», имеет 10 млн. прослушиваний. Количество прослушиваний всех до единой песен альбома выражается не менее, чем восьмизначной цифрой.

7. Альбом «Revolver», самая популярная – «Eleanor Rigby»

В первых шести альбомах «Битлз песни авторства Пола Маккартни лишь дважды занимали первое место в рейтинге самых прослушиваемых – «All My Loving» и «Yesterday». Ни одна из этих песен не выходила в Британии в виде сингла. Наконец, на стороне "А" британского сингла была помещена «Eleanor Rigby» – у этого трека сегодня 156 миллионов прослушиваний – на «Револьвере» это лучший результат.

Вторая по популярности песня – «Yellow Submarine» в исполнении Ринго. Джордж Харрисон внес в создание альбома весомый вклад. У него три песни: «Taxman» (39 млн. стримов), «Love You To» (15 млн.) и «I Want to Tell You» (12 млн. стримов).

Меньше всего слушали трек «Doctor Robert» (11 млн. стримов). Это единственная песня на альбоме, стилистически похожая на прежние записи группы, но и она вовсе не выпадет из общей программы.

8. Альбом «Sgt. Группа Pepper’s Lonely Hearts Club», самая популярная – «Lucy in the Sky with Diamonds»

Удивительно, но в альбоме с таким признанием и с такой репутацией всего лишь одна песня имеет более сотни миллионов прослушиваний. И это не эпическая «A Day In The Life» (87 млн. стримов), как можно было ожидать, а «Люси в небе с бриллиантами» (114 млн. прослушиваний).

Причина очевидно заключается в том, что «Сержант Пеппер» создан как альбом, который воспринимается, как единое целое. Похоже на то, что сегодня, как и раньше, меломаны предпочитают этот альбом слушать целиком, воспринимая все песни как одно произведение – уж больно увлекательным получается в этом случае погружение в мир чарующих мелодий.

Наименьшим интересом пользуется песня «Good Morning, Good Morning» с 11-тью миллионами прослушиваний. Видимо, не случайно Леннон однажды назвал эту песню «мусором».

9. Альбом «Magical Mystery Tour», самая популярная – «All You Need Is Love»

«Magical Mystery Tour» – всего лишь мини-альбом и саундтрек к одноименному фильму, который был признан большой неудачей (сейчас критики так уже не думают). Тем не менее, задним числом «Magical Mystery Tour» теперь прибавлен к официальной дискографии группы как студийный альбом. Самая популярная песня, «All You Need Is Love», имеет 130 миллионов прослушиваний.

Композиция «All You Need Is Love» стала центральным элементом выступления группы в программе «Our World», которую посмотрело в телеэфире более 400 миллионов человек во всем мире. Она остается одной из самых знаковых и часто упоминаемых мелодий «Битлз» с универсальным посланием ко всему миру.

Незаслуженно недооценённой осталась на альбоме замечательная композиция Джорджа Харрисона «Blue Jay Way», которая замыкает чарт с десятью миллионами потоков.

10. Альбом «The Beatles» («Белый альбом»), самая популярная песня – «Blackbird»

По какой-то не очень понятной причине молодежи поколения Spotify лучше всего «заходят» песни Маккартни, исполняемые под акустическую гитару. После «Yesterday» близкая по структуре «Blackbird», собрала ошеломляющие 246 миллионов прослушиваний.

Эклектическая разножанровость «Белого альбома» уже давно никого не шокирует. Наоборот, разнородный подбор песен здорово похож на современный плейлист Spotify с множеством жанров и стилей, которые можно ремдомно перемешать. Великолепная песня «While My Guitar Gently Weeps» Харрисона набрала 156 миллионов прослушиваний, на третьем месте «Ob-La-Di, Ob-La-Da» (146 млн. стримов).

Даже вызывающе бессмысленная «Revolution 9» набрала 9 миллионов стримов. Это даже больше чем у «Wild Honey Pie», суть которой – лишь тестовая проба Маккартни возможностей нового многоканального студийного магнитофона.

11. Альбом «Yellow Submarine», самая популярная – «All You Need Is Love»

Пластинка «Yellow Submarine» как и «Magical Mystery Tour» не дотягивает для полноценного номерного альбома. Его одна сторона – это шесть инструментальных пьес, которые Джордж Мартин написал для саундтрека мультфильма «Yellow Submarine». Еще одна пьеса – его же инструментальная обработка песни «Yellow Submarine».

На другой стороне пластинки для битломанов также не было почти ничего нового. Часть песен прозвучали в мультфильме, а еще две уже выходили на сингле. Одна из них, универсальное послание миру, «All You Need Is Love», как раз и стала самой востребованной на Spotify. Это неудивительно – впервые песня прозвучала в телеэфире, когда во время прямой трансляции (одной из первых в истории телевидения), её услышали 400 миллионов человек.

Кроме этого, на альбоме присутствует еще один сильно недооценённый публикой маленький шедевр – песня Джона Леннона «Hey Bulldog». По воспоминаниям звукорежиссера Джеффа Эмерика, эта песня стала последней, в записи которой каждый из четырёх участников группы с равным энтузиазмом внёс свой вклад. Вскоре после этого взаимоотношения между музыкантами начали необратимо портиться.

12. Альбом «Abbey Road», самая популярная – «Here Comes the Sun»

«Abbey Road» – единственный альбом, в котором первое место по популярности занимает песня Джорджа Харрисона. Здесь размещены, возможно, две его самые популярные и лучшие композиции. Было бы логично ожидать, чтобы самой популярной оказалась «Something», но пользователи Spotify выбрали «Here Comes the Sun», прослушав песню 707 миллионов раз. Это самая популярная песня «Битлз» на стриминговом сервисе.

Удивительно, но «Here Comes the Sun» даже не выходила на сингле. Когда об этом зашла речь, Харрисон сам предложил «Something». Автор не смог оценить, какой потенциал оказался заложен в его же песне. А Джон Леннон настолько плохо её воспринял, что даже не принял участия в записи!

«Abbey Road» – самый популярный альбом «Битлз» на сервисе Spotify. Продвигают его такие треки, как «Come Together» (447 млн. прослушиваний) и «Something» (171 млн.). Наименее популярная песня «Битлз» также находится на этой пластинке: «Her Majesty» (179 тыс. прослушиваний).

13. Альбом «Let It Be», самая популярная песня – «Let It Be»

В «Let It Be», первенство снова у лид-трека, давшего название альбому и эта третья по популярности песня из всего каталога «Битлз», выложенного на Spotify.

Альбом «Let It Be» несет отпечаток напряжения и внутреннего конфликта, который в итоге привел к окончанию творческой биографии «Битлз». Для плейлистов, которые составляют пользователи Spotify, свойственна эклектичность, но беспорядок «Let It Be» совсем не похож на веселый хаос «Белого альбома». Конечно, в альбоме «Let It Be» можно найти такие жемчужины, как «Across the Universe» (82 млн. стримов) и «I’ve a Feeling» (18 млн.), но порядок треков кажется неправильным, а обрывки песен только отвлекают. Неслучайно 50-секундный «Dig It» находится в конце списка стримов всего с восемью миллионами прослушиваний. Никто не добавляет его ни в какие плейлисты.

14. Бонус: альбом « Past Masters», самая популярная песня – «Hey Jude»

Из песен с синглов, которые не попали на альбомы, было составлено множество компиляций. Из них ни одна не входит в каноническую дискографию «Битлз», но «Past Masters» – наиболее полная и обширная подборка. Она была выпущена на лейбле «Эппл» и включила в себя, кроме синглов, би-сайды и несколько раритетов, в том числе два сингла, которые «Битлз» выпустили на немецком языке.

Здесь самыми популярными вновь являются песни Пола Маккартни: «Hey Jude» (385 млн. стримов) и «I Want To Hold Your Hand» (262 млн.). Ранние синглы почти не пользуются спросом: «Bad Boy» (1,7 млн. стримов), «Slow Down» (1,6 млн.), немецкие версии «She Loves You» и «Sie Liebt Dich» (по 1,5 млн.). Последнюю строчку занимает «Matchbox», кавер-версия Ринго (1,3 млн. прослушиваний).

Из-за непостоянства слушателей Spotify у всех без исключения альбомов чаще прослушивают первую сторону. Даже в абсолютно цельном «Сержанте Пеппере» вторая сторона пластинки имеет меньше стримов, чем первая, несмотря на то, что она заканчивается второй по популярности песней.

Между прочим, предпочтения пользователей Spotify со временем меняются. Через год после того, как сервис разместил у себя весь каталог песен «Битлз», т.е. в 2016 году, Топ-10 самых прослушиваемых песен квартета выглядел совсем иначе:

1. «Come Together»
2. «Let It Be»
3. «Here Comes The Sun»
4. «Yesterday»
5. «Hey Jude»
6. «Love Me Do»
7. «Help!»
8. «All You Need Is Love»
9. «I Want To Hold Your Hand»
10. «Something»

За последний год песни «Битлз» на Spotify были прослушаны 1,7 миллиарда раз. Причем, основная возрастная группа – это вовсе не бэби-бумеры, ровесники песен, которые в юности болели битломанией. Как минимум, это два поколения, в том числе многие подростки.

Согласно статистике Spotify, более 30% слушателей «Битлз» – это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. После этого идут люди в возрасте от 25 до 29 лет – 17% аудитории. Все они родились уже после того, как группа распалась.

beatles 1964.jpg

Надо также учесть, что это только данные сервиса Spotify. А ведь есть еще iTunes и еще несколько сервисов, где выложена вся дискография «Битлз». Есть также YouTube, где многие ролики с песнями квартета имеют сотни миллионов просмотров.

Это наглядно показывает, что уникальный феномен «Битлз» вовсе не ушел в прошлое, он продолжается. В чем секрет притягательность песен квартета, продавшего к 2021-му году более 800 миллионов альбомов, трудно объяснить, но их песни совершенно не стареют, большая часть наследия «Битлз» по-прежнему остается актуальной и пользуется спросом – как в оригинальном варианте, так и в каверах, количество которых всё растет.

Читать еще:
Почему первая же песня, написанная Харрисоном, стала прорывом для «Битлз»
Песня живет, а страны уже нет – вышел клип «Back In The U.S.S.R.»
В Великобритании начинается издание научного журнал о «Битлз»
Фильм о том, как «Битлз» записывали «Let It Be», превратился в сериал
Представление фильма «The Beatles: Get Back»
Звезды хард'н'хэви исполнили «Come Together»
Какую музыку покупают в 2020 году – «Битлз» опять впереди планеты всей
Все синглы «Битлз» выйдут в одном комплекте
«Here Comes The Sun»: вышел новый клип на песню «Битлз»
«Битлз» выпустили клип на песню «Glass Onion»
Желтая подлодка снова в пути
«Желтая подлодка» всплывает в виде комикса
Маккартни договорился с Sony по правам на песни The Beatles

Почему первая же песня, написанная Харрисоном, стала прорывом для «Битлз»

Никто не утверждает, что песня «Don't Bother Me» («Не беспокой меня») – первая, самостоятельно написанная Джорджем Харрисоном, является чем-то особо выдающимся, особенно на фоне других его замечательных композиций, но она была, на первый взгляд, может небольшим, но важным шагом в развитии всей группы.

Сам Джордж был об этой песне невысокого мнения и на своих сольных концертах никогда её не исполнял:

«Это была первая песня, которую я написал. Она для меня была как упражнение, чтобы проверить, смогу ли я вообще написать песню, – вспоминал музыкант позже. – Я сочинил её в отеле города Бормута, где мы выступали летом 1963 года. Я заболел и остался в постели… Поэтому она и называлась «Не беспокой меня».

Небольшой курортный город Борнмут на самом юге Британии, где у «Битлз» было шесть концертов, – это средоточие развлекательных заведений и большого количества отдыхающей публики, в том числе множества симпатичных девушек. Остаться в гостинице в момент, когда все остальные члены группы от души развлекались, было совершенно ужасно. Всё это выплеснулось в песню. Получилось мрачновато и слегка заунывно, хоть Джордж изо всех сил старался подражать легкому стилю Пола и Джона.

Самые популярные публикации о «Битлз»:
Леннон, Харрисон и песня «Битлз» спасли от сноса кинотеатр в Ливерпуле
● Почему Элвис Пресли просил запретить «Битлз» приезжать в Америку
● Последнее выступление «Битлз»
● История непристойных рисунков Леннона в британском суде
● «Битлз» и наркотики – как это было

Когда Брайан Эпстайн только познакомился с «Битлз» и начал их продвигать, рассказывая о группе, он каждому давал краткую характеристику: Леннон – настоящий рокер, задиристый и необузданный; Маккартни – хорошо воспитанный и вежливый мальчик, Ринго Старр – обаятельный шутник, Харрисон – ... С ним было труднее всего. В итоге Джордж получил прозвище «тихий битл». А еще позже – «тёмная лошадка»: очень спокойный, немного замкнутый и чрезвычайно серьезно относящийся к своим обязанностям в группе. И еще – не совсем уверенный в себе и очень самокритичный. Эти свойства позже позволили ему достичь в музыке больших высот. Но поначалу он просто хотел по-возможности полноценно соответствовать Леннону и Маккартни, которые играючи, одну за другой, буквально "пекли" отличные песни.

Однако при всех недостатках в «Don't Bother Me» есть одна важная особенность. Если все первые песни авторства Леннон-Маккартни, бойкие и веселые, замыкались в ограниченном круге тем: девушки-танцы-машины-рок-н-ролл, то Харристон удивительным образом написал песню... о болезни – о своей собственной жизни, о том, что его глубоко волновало именно в этот момент.

harrison 2.jpgДжордж Харрисон в 1968 году. Фото: LFI/Photoshot

У Пола и Джона идеи писать песни на более серьезные темы, подсказанные политическими событиями в мире и газетными публикациями, появились только в 1964 году, после революционного для них знакомства с Бобом Диланом. Считается, что это было их важным «изобретением». Но на самом деле первопроходцем здесь был Харрисон.

Линию серьезных тем и песен Джордж продолжил и в итоге, несмотря на то, что ему дозволялось на каждой пластинке разместить только одну-две собственных песни, в одиночку внес ряд важных идей, которые стали новациями не только для «Битлз», но и для всей популярной музыки. Он первым написал острую социальную сатиру в ритме рок-н-ролла («Taxman»), использовал восточные лады («Only A Northern Song»), применил индийские инструменты, породив целое направление рага-рок («Within You Without You»).

К своему первому песенному опыту Джордж относился очень критически: «Я не думаю, что это хорошая песня… Возможно, это вообще не песня. Но, по крайней мере, мне она показала, как это нужно делать. Я понял, что если буду продолжать писать, тогда, возможно, однажды напишу что-нибудь хорошее».

В этой мысли Джордж снова был прав. Благодаря «Don't Bother Me», которая вошла во второй альбом 1963 года «With The Beatles», он поверил в себя, что в конечно итоге привело его к созданию немеркнущих песенных шедевров, которые звучат по сей день: «Here Comes The Sun», «While My Guitar Gently Weeps» и «Something».

Читать еще:
Песня живет, а страны уже нет – вышел клип «Back In The U.S.S.R.»
В Великобритании начинается издание научного журнал о «Битлз»
Фильм о том, как «Битлз» записывали «Let It Be», превратился в сериал
Представление фильма «The Beatles: Get Back»
Звезды хард'н'хэви исполнили «Come Together»
Какую музыку покупают в 2020 году – «Битлз» опять впереди планеты всей
Все синглы «Битлз» выйдут в одном комплекте
«Here Comes The Sun»: вышел новый клип на песню «Битлз»
«Битлз» выпустили клип на песню «Glass Onion»
Желтая подлодка снова в пути
«Желтая подлодка» всплывает в виде комикса
Маккартни договорился с Sony по правам на песни The Beatles

Леннон, Харрисон и песня «Битлз» спасли от сноса кинотеатр в Ливерпуле

Кинотеатр «Эбби Синема» (Abbey Cinema), расположенный в Ливерпуле на Черч-роуд-Норт, удалось спасти от сноса благодаря тому, что он оказался в числе любимых мест участников квартета «Битлз» и даже упоминался в одной из песен – несмотря на то, что упоминание не вошло в окончательную редакцию трека.

Джон Леннон и Джордж Харрисон постоянно сбегали из школы на киносеансы в «Abbey Cinema» – это был побег в фантастический мир грёз из довольно сурового послевоенного детства.

Кинотеатр был построен по оригинальному проекту известного архитектора, сэра Альфреда Эрнеста Шеннана. Он же являлся главой городского совета, был большим патриотом своего города и старался, чтобы каждое новое строение становилось украшением Ливерпуля.

Кинотеатр был построен перед самой войной, в 1939 году. Он счастливо пережил бомбежки, но не выдержал кризиса в кино и закрылся в 1979 году. Позже он использовался как зал для игры в бинго, снукер-клуб и, наконец, стал супермаркетом, который закрылся в 2020 году. Владелец здания, сеть супермаркетов «Лидл», приняла решение снести здание, чтобы построить на этом месте новый магазин большего размера, поскольку специалисты пришли к мнению, что ремонт «экономически нецелесообразен».

cinemaliverpool.jpgТак «Abbey Cinema» выглядит сегодня. Фото: liverpoolecho.co.uk.

Общественные организации «Историческая Англия» и «Спасти британское наследие» забеспокоились по этому поводу, однако найти общий язык с владельцами не удавалось. И тут на помощь пришли волонтерские объединения, которые занимаются сохранением мест и зданий в Ливерпуле, связанных с «Битлз» и их творчеством. Оказалось, что «Abbey Cinema» – одно из мест, которое имел ввиду Джон Леннон в пронзительной песне «In My Life» («В моей жизни»).

There are places I'll remember all my life,
Есть места, которые я буду помнить всю свою жизнь,

Though some have changed,
Несмотря на то, что некоторые изменяются,

Some forever, not for better,
Некоторые навсегда, не в лучшую сторону,

Some have gone and some remain.
Некоторые исчезнут, а некоторые останутся.

All these places have their moments
У всех этих мест есть свои моменты

With lovers and friends
С возлюбленными и друзьями

I still can recall.
Которых я пока еще могу вспомнить.

Some are dead and some are living,
Некоторые мертвы, некоторые еще живы,

In my life I've loved them all.
В моей жизни я любил их всех.

Песня была написана Джоном Ленноном в 1964 году и вошла в альбом 1965 года «Rubber Soul» («Резиновая душа»). Идею подсказал один из журналистов, который после выхода автобиографической книги Джона «Lennon In His Own Write» («Леннон собственноручно») спросил музыканта, почему бы ему не создать песню, которая была бы похожа на книгу воспоминаний о детстве.

Джону идея понравилась. Он начал делать наброски текста, в которых стал перечислять любимые месте детства, но ему всё не нравилось. По его собственному выражению, это было похоже на школьное сочинение «Где я провел лето». Наконец, он отложил в сторону топологию (перечень любимых мест потом частично вошел в песни «Пенни Лейн» и «Земляничные поляны навсегда»), оставив только мысли о прошедшем детстве – и получилось то, что надо.

«По-моему, "In My Life" – моя первая песня, которую я написал сознательно. Это песня о моей жизни, – говорил о ней Леннон. – Она родилась, когда я решил рассказать в песне о своем детстве».

С мелодией и гармонией куплета помог Пол Маккартни. Существенный вклад внёс также Джордж Мартин. Это он придумал и сыграл «классический» проигрыш на клавесине. Поскольку ему не хватало исполнительского мастерства, чтобы точно исполнить виртуозный пассаж, который он сам же и придумал, пришлось прибегнуть к технической хитрости. Фрагмент был записан медленно и на октаву ниже, а потом скорость пленки увеличили вдвое.

Песню высоко оценил не только сам автор. Настроение грусти по безвозвратно ушедшему счастливом у времени детства тронуло многие души. В различных рейтингах «In My Life» всегда входит как минимум в тридцатку лучших песен всех времен (в списке журнала «Роллинг Стоун» – на 23 месте).

Самые популярные публикации о «Битлз»:
● Почему Элвис Пресли просил запретить «Битлз» приезжать в Америку
● Последнее выступление «Битлз»
● История непристойных рисунков Леннона в британском суде
● Песня живет, а страны уже нет – вышел клип «Back In The U.S.S.R.»
● «Битлз» и наркотики – как это было

Именно «In My Life» звучала на похоронах Курта Кобейна – это была его любимая композиция из всего, что написали «Битлз». Бон Джови в своем завещании также написал, чтобы на его похоронах звучала «In My Life». Словно эпитафия она также всегда исполняется на концертах памяти самого Джона Леннона.

lennon wall.jpgМуралы, напоминающие о «Битлз», в Ливерпуле встречаются повсюду. Фото: Andrew Teebay

Едва стало известно, что кинотеатр «Abbey Cinema» имеет отношение к «Битлз» и их песням, властям оказалось гораздо проще объяснить, почему здание ни в коем случае нельзя сносить. К тому же, оказалось, что постройка является редким образцом стиля ар-деко межвоенного периода. В срочном порядке строение получило статус памятника архитектуры и, соответственно, защиту государства. Теперь его уже точно никто не снесет.

Растерянным владельцам здания теперь предстоит придумать, что с ним делать, поскольку оно находится в аварийном состоянии. Городской совет по туризму готов здесь оказать помощь - по его использованию имеется множество идей. Местная пресса празднует победу и пишет о том, что произошел важный прецедент. Теперь в подобных случаях защищать исторические здания от излишне предприимчивых застройщиков будет легче.

beatlesmonument.jpg

Особенное значение «In My Life» имела для Харрисона – ведь это было и его любимое место. Джордж даже исполнял эту песню на своих сольных концертах после того, как «Битлз» прекратили существование. Но исполнял ее совсем не так, как она звучала на альбоме, а совершенно по-своему.

Песня «In My Life» продолжает свою концертную жизнь. Она по-прежнему звучит со сцены и входит в репертуар артистов нового поколения – как бриллиант, который со временем не меркнет.

Читать еще:
В Великобритании начинается издание научного журнал о «Битлз»
Фильм о том, как «Битлз» записывали «Let It Be», превратился в сериал
Представление фильма «The Beatles: Get Back»
Звезды хард'н'хэви исполнили «Come Together»
Какую музыку покупают в 2020 году – «Битлз» опять впереди планеты всей
Все синглы «Битлз» выйдут в одном комплекте
«Here Comes The Sun»: вышел новый клип на песню «Битлз»
«Битлз» выпустили клип на песню «Glass Onion»
Желтая подлодка снова в пути
«Желтая подлодка» всплывает в виде комикса
Маккартни договорился с Sony по правам на песни The Beatles

В Великобритании начинается издание научного журнал о «Битлз»

Библиотека Ливерпульского университета анонсировала выпуск научного журнала, посвященного британской группе «Битлз». Как сообщается в пресс-релизе учреждения, периодическое издание называется «The Journal of Beatles Studies», его будут выпускать два раза в год. Первый номер выйдет в сентябре 2022 года.

Цели журнала: предоставить голос новым и появляющимся исследованиям, позволяющим определить местонахождение «Битлз» в новых контекстах, группах и сообществах как внутри академических институтов, так и за их пределами; открывать, вводить новшества, исследовать и оспаривать повествовательные, культурно-исторические и музыковедческие тропы о «Битлз» как о субъекте и объекте исследования; публиковать оригинальные и критические исследования ученых Beatles со всего мира и из разных дисциплин.

Редакторы журнала: Холли Тесслер (Ливерпульский университет) и Пол Лонг (Университет Монаш).

Представители издателя, Ливерпульской университетской библиотеки, называют «The Journal of Beatles Studies» «первым журналом, утвердившим «Битлз» в качестве объекта академического исследования». В журнале будут эксклюзивно публиковать эссе, заметки, рецензии на книги и публикации в СМИ.

Самые популярные публикации о «Битлз»:
● Почему Элвис Пресли просил запретить «Битлз» приезжать в Америку
● Последнее выступление «Битлз»
● История непристойных рисунков Леннона в британском суде
● Песня живет, а страны уже нет – вышел клип «Back In The U.S.S.R.»
● «Битлз» и наркотики – как это было

В том числе редакторы журнала будут принимать статьи, охватывающие следующие темы:

«Битлз» как академический объект,
Вопросы композиции, записи, исполнения, приема и интерпретации,
География «Битлз»,
Исторический моменты в биографии «Битлз»,
«Битлз» как объект наследия,
Социальная идентичность «Битлз»,
Культурная ценность и «Битлз»,
Экономика и «Битлз»,
Поклонники и фан-сообщества «Битлз»,
Историография «Битлз»,
Архивирование и коллекционирование объектов, связанных с «Битлз».

Читать еще:
Фильм о том, как «Битлз» записывали «Let It Be», превратился в сериал
Представление фильма «The Beatles: Get Back»
Звезды хард'н'хэви исполнили «Come Together»
Какую музыку покупают в 2020 году – «Битлз» опять впереди планеты всей
Все синглы «Битлз» выйдут в одном комплекте
«Here Comes The Sun»: вышел новый клип на песню «Битлз»
«Битлз» выпустили клип на песню «Glass Onion»
Желтая подлодка снова в пути
«Желтая подлодка» всплывает в виде комикса
Маккартни договорился с Sony по правам на песни The Beatles

Почему Элвис Пресли просил запретить «Битлз» приезжать в Америку

В конце 50-х – начале 60-х годов Элвис Пресли несомненно был самым популярным артистом на планете. Хоть рок-н-ролл изобрел вовсе не он, но именно его стиль раскованного поведения на сцене и образ обаятельного негодяя пробудил у огромного количества молодых музыкантов желание так играть, так петь, так двигаться на сцене и исполнять именно такую музыку – рок-н-ролл.

В рядах неисчислимой армии поклонников Элвиса находились также и «Битлз». И когда они приехали а Америку на гастроли, познакомиться с Пресли было одним из важных пожеланий, о котором они не раз напоминали менеджерам.

Самые популярные публикации о «Битлз»:
● Последнее выступление «Битлз»
● История непристойных рисунков Леннона в британском суде
● Песня живет, а страны уже нет – вышел клип «Back In The U.S.S.R.»
● «Битлз» и наркотики – как это было

Когда «Битлз» в 1964 году отправились на свои первые гастроли по США, сразу по прибытию, прямо в аэропорту имени Джона Кеннеди, им пришлось дать большую пресс-конференцию. Кто-то из журналистов спросил, не являются ли они просто подражателями Элвиса Пресли. Артистичный Ринго Старр встал, дёрнул плечами, потряс руками и бедрами, очень похоже изобразив Пресли, и сказал: «Это неправда, неправда». Все засмеялись.

Но на самом деле Битлз были большими поклонниками Элвиса и очень хотели с ним познакомиться. Главным инициатором встречи был Леннон, который попросил всё организовать своего приятеля, журналиста Криса Хатчинса, который был знаком с Пресли. Однако певец неожиданно на предложение репортера ответил отказом. «Вы просто пытаетесь через меня прорекламировать этих парней», – сказал он Хатчинсу.

Конечно, к моменту визита «Битлз» в США они совершенно не нуждалась в дополнительной рекламе. В тот раз знакомство не состоялось. Хатчинсу удалось уговорить Элвиса, когда через год «Битлз» снова приехали в Штаты с туром.

«К нашему появлению у Элвиса была подготовлена небольшая вечеринка, – рассказывал Хатчинс, - но всё выглядело довольно неестественно и слишком явно заорганизованно. Устройством занимался полковник Том Паркер, менеджер Пресли, я немного ему помогал. Джон был удивлен и разочарован Элвисом, когда увидел, на каком уровне в доме буквально всё находится под контролем Паркера – в том числе, и сам Пресли».

Проблемы начались сразу же, как только «Битлз» переступили порог дома. Когда гости вошли в огромный холл, Джон обратил внимание на большие настольные лампы с выгравированной надписью: «Все время с LBJ».

LBJ, конечно, означало «Lyndon Baines Johnson» – Бэйнс Джонсон», 36-й президент Америки, которого Леннон ненавидел из-за того, что тот значительно расширил военные действия американских войск во Вьетнаме. Конечно, он сразу же заявил о своих антивоенных чувствах, чем здорово рассердил Пресли. К сожалению, это была катастрофа.

LennonElvis5.jpg

Пресли был известен своим горячим интересом ко всему, что касалось оружия, охраны правопорядка и военной службы. У него дома даже имелся полный комплект полицейской формы, который он иногда с удовольствием носил. Однажды он даже обратился с заявлением к директору ФБР Эдгару Гуверу, предложив свои услуги в качестве секретного агента.

Завязался разговор, но все были слишком напряжены. Позже о том, как проходила встреча, рассказывал пресс-секретарь «Битлз» Тони Бэрроу:

«Джон спросил, что случилось со старым рок-н-роллом Элвиса. Пресли тогда совсем перестал петь рок-н-роллы, он снимался в кино и звучал исключительно в саундтреках. Леннон полушутил, но имел в виду именно это. Элвис тогда отшучивался, но не мог скрыть, как он обижен».

Свои обиды Пресли никогда не забывал. Потом нелюбовь к «Битлз» стала для него чем-то вроде навязчивой идеи. А Леннон вскоре после встречи заметил: «Элвис? Это было похоже на встречу с Энгельбертом Хампердинком». Британец Хампердинк исполнял сладкие любовные баллады и был любимцем дам в возрасте 50+.

«Когда мы уходили и шли по подъездной дорожке, вспоминал Бэрроу, полковник Паркер крикнул мне вслед: "Скажите фанатам, что это был чудесный вечер". Джон это услышал и добавил: «Расскажите им, что это было полное дерьмо"».

Это была первая и последняя встреча Элвиса и «Битлз». Именно после неё Пресли, когда встречался с президентом США, попросил его не пускать Леннона в страну. И когда после распада группы Джон решил переехать жить в Америку, у него действительно были очень большие проблемы с иммиграционной службой, которые ему удалось уладить с большим трудом.

Неловкости в общении, несовпадение взглядов и системы ценностей время от времени случаются со всеми, даже с суперзвездами, такими, как Элвис Пресли или «Битлз». Можно иметь выдающийся талант, но встречаясь с обладателем дарования не меньшего уровня, просто не найти общего языка.

Читать еще:
Фильм о том, как «Битлз» записывали «Let It Be», превратился в сериал
Представление фильма «The Beatles: Get Back»
Звезды хард'н'хэви исполнили «Come Together»
Какую музыку покупают в 2020 году – «Битлз» опять впереди планеты всей
Все синглы «Битлз» выйдут в одном комплекте
«Here Comes The Sun»: вышел новый клип на песню «Битлз»
«Битлз» выпустили клип на песню «Glass Onion»
Желтая подлодка снова в пути
«Желтая подлодка» всплывает в виде комикса
Маккартни договорился с Sony по правам на песни The Beatles

Как Джон Леннон развалил «Битлз»

Когда в сентябре 1969-го года Джон Леннон решил покинуть «Битлз», менеджер Аллен Кляйн убедил его не делать публичных заявлений. У Кляйна был весомый аргумент, который показался Джону убедительным - как раз завершался сложный переговорный процесс по пересмотру условий нового контракта с лейблами EMI и «Capitol», выпускавшим пластинки «Битлз» в Америке. Для того, чтобы проценты выплаты авторских не рухнули, было важно подобные новости не торопиться оглашать.

Переговоры о новых условиях шли с мая 1969-го года. Кляйн боролся за повышение ставки роялти. По его словам, финансовое положение «Битлз», было очень шатким и EMI должны были пойти на более выгодные для музыкантов условия. «Битлз» почти полностью выполнили минимальные условия предыдущего контракта 1967 года. Было выпущено много синглов, ставших хитами, вышел двойной EP «Magical Mystery Tour», двойной альбом «The Beatles» («Белый альбом»), саундтрек к мультфильму «Yellow Submarine» и супербестселлер «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band».

Самые популярные публикации о «Битлз»:
Последнее выступление «Битлз»
● История непристойных рисунков Леннона в британском суде
● Песня живет, а страны уже нет – вышел клип «Back In The U.S.S.R.»
● «Битлз» и наркотики – как это было

Выпуск «Белого альбома» в ноябре 1968-го года увеличил долю EMI на британском рынке звукозаписи с 28% почти до 40%, а розничные продажи составили более 900 тыс. фунтов стерлингов. К тому же, близилась к завершению запись альбома «Abbey Road», что давало Кляйну в руки сильный козырь. Лейблы понимали, что новый альбом - это гарантированные новые прибыли.

beatles_01.jpgФотография сделана 20 сентября 1969 года перед подписанием контракта. Фото: Beatles Biblia.

По предыдущему контракту «Битлз» и их британский лейбл EMI получали 17,5% от оптовой цены пластинки в США, что уже составляло значительную сумму. Кляйну удалось увеличить эту цифру до 25%. Он практически шантажировал американцев, угрожая, что если лейбл откажется от таких условий, «Битлз» поищут более сговорчивых партнеров.

В обмен на более высокую ставку «Битлз» принимали на себя обязательство выпускать по два новых альбома каждый год, как совместные, так и сольные, до 1976 года. По условиям сделки, с каждого заработанного доллара от продажи новых альбомов «Битлз» должны были получать 58 центов до 1972 года и 72 цента после этой даты.

Кроме этого, с 1971-го года все предыдущие записи группы становились доступны на «Apple Records». Доходы «Битлз» по этим договоренностям также значительно возрастали. Стабильный приток денег был гарантирован как минимум до 1976 года.

beatles_06580x470.jpgПодписание последнего контракта «Битлз» 20 сентября 1969 года: Йоко Оно, Джон Леннон, Аллен Кляйн, Пол Маккартни, Ринго Старр. Фото: Beatles Biblia.

Контракт был подписан 20 сентября 1969 года. Пол Маккартни, несмотря на то, что он активно возражал против кандидатуры Кляйна в качестве менеджера, поставил свою подпись рядом с автографом Леннона и Ринго Старра. Джордж Харрисон отсутствовал – он был в Чешире, где навещал свою матушку. Свою подпись под контрактом он добавил через несколько дней.

Подписание контракта состоялось в лондонской штаб-квартире «Эппл», на Сэвил-Роу. Когда всё было закончено, Леннон воспользовался моментом, чтобы объявить Маккартни и Старру, что он покидает группу.

Джон Леннон: «Когда я вернулся [из Торонто] и поговорил с Кляйном, он сказал мне: "Остынь", потому что было много срочных дел по бизнесу. Потом мы обсуждали какие-то ближайшие планы в офисе с Полом. Пол говорил, что нам надо сделать, а я отвечал: «Нет, нет, нет» на все его предложения. Наконец, я должен был что-то сказать в ответ. Поэтому я и сообщил: «Группа закончилась, я ухожу». Аллен был рядом и он тут встрял: «Не рассказывай». Он не хотел, чтобы я сказал это даже Полу. Но я ничего не мог с собой поделать, я не мог остановиться, слова уже прозвучали. И Пол, и Аллен сказали, что они рады, что я не объявил об этом всем – будто я собирался сделать из этого большое событие. Не знаю, сказал ли Пол: «Никому не говори», но он был чертовски доволен, что я этого не сделал. Он сказал: «Ну, это значит, что на самом деле ничего не произошло, если вы не собираетесь ничего говорить». Так вот - все-таки что-то произошло.
Жанн С. Веннер, в книге "Lennon Remembers".

В книге «Антология» Пол Маккартни рассказал о своей реакции на решение Леннона.

«Я сказал: Я думаю, нам следует вернуться к маленьким концертам - ведь мы отличная маленькая группа. Мы должны вернуться к своим корням и кто знает, что тогда будет. Джон посмотрел мне в глаза и сказал: Это глупо. Я не собирался говорить вам, пока мы не подпишем сделку с "Capitol", – но я ухожу из группы! Мы все побледнели.

Должен признать, что мы все уже понимали, что это произойдет – из-за его интенсивной связи с Йоко. Джону нужно было освободить место в своей жизни для Йоко. Он явно хотел закончить свой период жизни с "Битлз", чтобы начать новый период с Йоко, чтобы эти два увлечения не мешали друг другу. Так что его решение не объявлять об этом, пока не будет подписан новый контракт, нельзя назвать хорошей идеей. Старина Джон – в итоге ему пришлось просто выпалить нам своё решение. Вот и все. Конечно, не так просто ключевому участнику коллектива сказать: "Я ухожу из группы".

Я не знал, что на это сказать. Мы должны были как-то отреагировать. Было очевидно, что он очень захвачен этой идеей, решение уже принято, поэтому мы ничего не могли поделать. Было бесполезно восклицать: "Что ты имеешь в виду под «я ухожу»? Что же это, группа тогда…" Это сильно меня расстроило».

Сразу после подписания контракта у Леннона и Йоко Оно состоялась еще одна встреча с Кляйном, на которой они назначили его бизнес-менеджером своей компании «Bag Productions». Вскоре в Торонто состоялся дебют группы Йоко и Джона «Plastic Ono Band».

«После того, как группа "Plastic Ono Band" начала выступать с концертами, у нас состоялась встреча на Сэвил-Роу, на которой Джон, наконец, поставил окончательную точку. Он сказал: "Ну вот, ребята. Давай покончим с этим". И мы все сказали "да". Я тоже сказал "да", потому что это был очевидный конец, ситуацию невозможно было удержать. Не думаю, что если бы я сказал тогда: "Прекратите", задержалась бы она хотя бы еще на пару лет.

Но тогда, на встрече в офисе, у нас было чувство, что всё складывается хорошо. Это не было мрачно, и мы не дрались. Как будто в комнату вошла мысль, и все сказали то, что сказали. Джон не думал, что мы должны уходить, просто мы должны были прекратить деловые отношения. Это не было: "Я ухожу, вы расходитесь". Это было: "Ну, вот и все! С меня достаточно. Я хочу сделать это…"

Если бы это произошло в 1965-ом или даже в 1967-ом году, это было бы сильнейшим потрясением. На самом деле это было просто "давай покончим с этим разводом". Джон всегда был самым продвинутым, когда нужно было принять важное решение в любом деле».

Ринго Старр, "Anthology"

История сложилась таким образом, что публично информация о том, что он больше не планирует сотрудничать с «Битлз», попала в публичное пространство от Пола Маккартни - в тексте интервью, которое он взял сам у себя для вкладыша в свой первый сольный альбом «McCartney» в 1970 году. Он был последним из всех четверых, кто записал сольник, находясь в глубокой депрессии на своей ферме в Шотландии. И хотя для инсайдеров это заявление вовсе не было новостью, у фанов «Битлз» так и осталось глубокое убеждение, что это именно Пол развалил группу. В действительности же, всё было гораздо сложней.

Читать еще:
Фильм о том, как «Битлз» записывали «Let It Be», превратился в сериал
Представление фильма «The Beatles: Get Back»
Звезды хард'н'хэви исполнили «Come Together»
Какую музыку покупают в 2020 году – «Битлз» опять впереди планеты всей
Все синглы «Битлз» выйдут в одном комплекте
«Here Comes The Sun»: вышел новый клип на песню «Битлз»
«Битлз» выпустили клип на песню «Glass Onion»
Желтая подлодка снова в пути
«Желтая подлодка» всплывает в виде комикса
Маккартни договорился с Sony по правам на песни The Beatles

 / 9