Продвигай свою музыку
 
Beatles
Beatles
Beatles
@the-beatles
 

Blog

Как «Битлз» получали Звезду Героя соцтруда из рук Брежнева

Уральский художник Александр Выгалов, который уже давно занимается созданием остроумных живописных полотен с изображением рок-звёзд, представил свою новую работу под названием «Пусть будет так». На ней изображен момент, когда Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев вручает музыкантам ВИА «Жуки» звёзды Героев Социалистического Труда.

«Битлз» в клубе Cavern 1960-1962  ►смотреть фото

Astrid Kirchherr снимает Beatles. 1960-65  ►смотреть фото

Pete Best в составе «Битлз» 1960-62  ►смотреть фото

Ринго и Пол награды уже получили и сейчас Леонид Ильич вручает орден Джону. При это присутствует Политбюро ЦК КПСС в полном составе. Горбачева, как младшего, от звёзд оттерли, он стоит в последнем ряду и видно только его полголовы.

beatles 865.jpg

Вот как описывает содержание картины автор: 

«Вручение происходит в Георгиевском зале Кремля. Слева направо: затылок Шеварднадзе, Харрисон, Андропов, Старр, полголовы Горбачева, Леннон, Маккартни, Черненко, Громыко, Брежнев, Устинов, Пономарев, Суслов, Косыгин, пол-лица Алиева. На картине изображены товарищи из Политбюро, которые в семидесятые были всегда с нами, которые звучали из каждого утюга... И те, кто жили в нашей душе. Это были два несоединимых полюса».

Выгалов родился в 1959 году в Свердловске, там же закончил архитектурный институт. Работал ассистентом художника-постановщика, занимался книжной иллюстрацией, деревянной скульптурой, наружной рекламой, работал в полиграфии. Выставляется с 1983 года, участвует в городских, областных и региональной выставках.

Выгалов придумал собственный оригинальный стиль письма, который он сам называет «полигональная живопись». Это означает сочетание трехмерного полигонального моделирования и приемы классической живописи. Полигон (от греч. polyonos – многоугольный), ломаная линия, составленная из конечного числа прямолинейных отрезков (звеньев). Под полигоном также понимают замкнутую ломаную линию, т. е. многоугольник. Александр Выгалов не пользуется компьютерными программами, а создает свои произведения с помощью масляных красок и бумаги.

Картина, «A Hard Day's Night», изображающая «Битлз» в прогулке по русской деревне, принесла ему популярность.

.0619_44_15.png

В своё время в СССР был популярен миф о том, что «Битлз» тайно посещали страну и выступали  на закрытом концерте перед первыми лицами государства. Он родился после того, как появилась песня «Back InThe USSR» («Возвращение в Советский Союз»). Однако это была лишь мечта - реальная история песни совсем иная

Клип на этот рок-н-ролл был изготовлен лишь в 2018 году, когда песне исполнилось 50 лет.  

 

Читать еще:
Как Астрид Кирхер придумала имидж «Битлз» и битломанию
Леннон, Харрисон и песня «Битлз» спасли от сноса кинотеатр в Ливерпуле
Почему первая же песня, написанная Харрисоном, стала прорывом для «Битлз»
Песня живет, а страны уже нет – вышел клип «Back In The U.S.S.R.»
В Великобритании начинается издание научного журнал о «Битлз»
Фильм о том, как «Битлз» записывали «Let It Be», превратился в сериал
Представление фильма «The Beatles: Get Back»
Звезды хард'н'хэви исполнили «Come Together»
Какую музыку покупают в 2020 году – «Битлз» опять впереди планеты всей
Все синглы «Битлз» выйдут в одном комплекте
«Here Comes The Sun»: вышел новый клип на песню «Битлз»
«Битлз» выпустили клип на песню «Glass Onion»

Как Астрид Кирхер придумала имидж «Битлз» и битломанию

Звезды так счастливо сложились для талантливых самородков из Ливерпуля, что в самом начале пути они повстречали замечательных людей, которые внесли важный вклад в формирование культурного феномена, которым впоследствии стали «Битлз». Удачей была встреча с менеджером Брайаном Эпстайном, с саунд-инженером Джорджем Мартином, но первой, кто увидела потенциал группы и «оформила» внешний вид музыкантов, была фотограф из Гамбурга Астрид Кирхер.

Выпускница Высшей художественной школы Астрид Кирхер познакомилась с битлами в 1960-м в Гамбурге, где они выступали в маленьком клубе на Рипербане. Район стриптиз-клубов – не то место, где гуляют приличные девушки и Астрид никогда бы туда не попала, если бы не настойчивость её тогдашнего бойфренда, музыканта и художника Клауса Вормана: «Ты просто обязана это услышать», – твердил он ей целую неделю (через несколько лет Ворман получил от уже знаменитых «Битлз» предложение посотрудничать и придумал для них обложку альбома «Revolver»).

«Битлз» в клубе Cavern 1960-1962  ►смотреть фото

Pete Best в составе «Битлз» 1960-62  ►смотреть фото

Astrid Kirchherr снимает Beatles. 1960-65  ►смотреть фото

Попав, наконец, в тёмный и грязный «Star Club», Астрид была мгновенно сражена фотогеничностью и энергией, которую излучали с крошечной сцены пятеро музыкантов. Она влюбилась сразу во всех. Но особенно – в бас-гитариста Стюарта Сатклиффа, с которым они через два месяца обручились, купив кольца в складчину.

beatles 2.jpg

«Битлз» посчастливилось встретиться со своим кумиром, Литтл Ричардом. Эта фотография Астид тоже стала канонической.

Битлам тоже очень импонировало внимание Кирхер – она была первым профессиональным фотографом, который предложил им сделать настоящую фотосессию. Они слушались её безоговорочно. Во-первых, Астрид была заметно старше – ей было целых 22 года против битловских 18-ти (Харрисону так и вовсе было 17). Во-вторых – у неё был свой автомобиль. В свободное от концертов время она забирала всю команду и отправлялась в район порта, где склады и промышленные предприятия, в поисках подходящей натуры. Все ранние фотографии «Битлз» мы имеем именно благодаря этим творческим вылазкам.

beatles 3.jpg

Каноническая фотография первого состава «Битлз» в Гамбурге восстановлена и колорирована. Она была сделана Астрид Кирхер на заброшенной железной дороге.
Все пятеро битлов купили себе кожаные куртки, потому что у Астрид была именно такая. Она не одобрила идею – в Гамбурге так ходили слишком многие и придумала для них иной стиль: андрогинные – не мужские и не женские – пиджаки без лацканов и воротника. После 1963 года они получили название «битловских», а производители одежды, которые успели быстро наладить массовое производство таких пиджаков, заработали миллионы.

Самые популярные публикации о «Битлз»:
● Как Питер Джексон собрал кадры последних дней «Битлз»
● 
Сто лучших барабанщиков мира сыграли «Come Together»
● Самые популярные песни «Битлз» на стриминге Spotify в 2021 году
● Почему Элвис Пресли просил запретить «Битлз» приезжать в Америку
● Последнее выступление «Битлз»
● История непристойных рисунков Леннона в британском суде
● «Битлз» и наркотики – как это было

Астрид придумала также знаменитые «битловские прически». Первым обладателем такой, кстати, стал Клаус Ворман – просто у него очень сильно торчали уши. Кирхер придумала спрятать их под волосы, а заодно закрыть и лоб. Потом она поэкспериментировала над Стю. Поначалу его прическа вызвала в клубе гомерический смех и получила название «mop-top» - «швабра на макушке». Все поголовно предпочитали взбивать набриолиненный кок под Элвиса Пресли.

Вторым «попался» юный Джордж, который вызвался помочь Астрид донести домой покупки, а потом не отказался зайти попить чаю. Он и опомниться не успел, как Астрид уже колдовала над ним с ножницами. Кажется, она одна понимала, что «Битлз» достойны своего собственного стиля.

beatles 2400.jpgСделав Джорджу Харрисону новую прическу, Астрид тут же его сфотографировала. Пока он еще не снимал кожаную куртку, но через три года фирменный стиль уже вполне сформировался.

Новая прическа красавчику Джорджу оказалась настолько к лицу, что остальные музыканты попросили подстричь их так же. Кто мог представить, что эту прическу через пару лет будут копировать миллионы? Некоторые так ходят до сих пор.

Но главное, что сделала для «Битлз» Астрид Кирхер – это, конечно, фотографии. Здесь она тоже разработала особый стиль, который для начала 60-х был совершенно новаторским. Его суть в том, что часть лица уходила в глубокую тень. Именно так выглядит легендарная обложка первого сингла «Love Me Do».

beatles 5.jpgФотопортреты для сингла «Love Me Do» были сделаны без дополнительного света, у окна в коридоре клуба «Star Club». Ринго в составе тогда еще не было, его доснимали отдельно, поэтому его лицо немного в другом ракурсе.

Позже музыканты попросили Астрид сделать в этом же стиле обложку для «Hard Day's Night». Она же сделала обложки для двух авторских книг Джона Леннона и конверт для первого сольного альбома Джорджа Харрисона «Wonderwall Music» в 1968 году.

beatles 6.jpg

Сборник рассказов «Джон Леннон собственноручно» мгновенно стал бестселлером. Практически непереводимый, весь основанный на игре слов и двойных смыслах второй сборник в русском издании получил оригинальное название «Испалец в колесе».

Романтичная история любви Астрид и Стюарта Сатклиффа оказалась трагически короткой. В 1961 году он ушел из группы – бас-гитару пришлось осваивать Полу Маккартни. Получив в Гамбурге стипендию в Высшей художественном школе, Стю решил, что в живописи у него больше перспектив, чем в музыке и приехал продолжить образование. Но он ничего не успел – в 1962-м году он умер на руках у Астрид от кровоизлияния в мозг.

Stewart Sutcliffe и Astrid Kirchherr. 1960  ►смотреть фото

Astrid Kirchherr и «Битлз» 1960  ►смотреть фото

Beatles в Гамбурге. 1960-61  ►смотреть фото

В первой половине 60-х Астрид неоднократно сопровождала «Битлз» в гастрольных поездках. Её даже называли «шестым битлом» («пятый битл» - это, конечно, Брайан Эпстайн).

Позже Астрид дважды была замужем, но в интервью и в документальных фильмах о «Битлз», в которых её неоднократно снимали, она всегда говорила, что настоящая любовь в её жизни была только одна.

beatles 7.jpgАвтопортрет Астрид Кирхер, сделанный во времена гамбургских гастролей «Битлз», дает представление о её таланте фотохудожника и о том, какая она была красотка.

Тринадцатого мая 2020 года Астрид Кирхер умерла в Гамбурге, не дожив несколько дней до своего 82-летия.

beatles 1.jpgВ 2008 году Астрид Кирхер выпустила альбом со своими ранними снимками и устроила серию выставок.

Биограф «Битлз» Марк Льюисон в память об Астрид высказался о ней в Твиттере: «Она была эрудированной, дерзкой, чуткой, артистичной, образованной, красивой, умной, любящей, вдохновляющей и заряжающей друзей энергией. То, что она сделала для "Битлз" - неоценимо».

Читать еще:
Леннон, Харрисон и песня «Битлз» спасли от сноса кинотеатр в Ливерпуле
Почему первая же песня, написанная Харрисоном, стала прорывом для «Битлз»
Песня живет, а страны уже нет – вышел клип «Back In The U.S.S.R.»
В Великобритании начинается издание научного журнал о «Битлз»
Фильм о том, как «Битлз» записывали «Let It Be», превратился в сериал
Представление фильма «The Beatles: Get Back»
Звезды хард'н'хэви исполнили «Come Together»
Какую музыку покупают в 2020 году – «Битлз» опять впереди планеты всей
Все синглы «Битлз» выйдут в одном комплекте
«Here Comes The Sun»: вышел новый клип на песню «Битлз»
«Битлз» выпустили клип на песню «Glass Onion»
Маккартни договорился с Sony по правам на песни The Beatles

Как Питер Джексон собрал кадры последних дней «Битлз»

Новая документальная работа новозеландского режиссера собирает воедино целые часы неизвестного материала, чтобы развенчать множество мифов о последних месяцах группы. Джон Харрис, которого привлекли к участию в проекте, рассказывает о событиях с позиции инсайдера для The Guardian.

На бумаге идея казалась блестящей. В первые недели января 1969 года «Битлз» готовили новые песни для телевизионного концерта, и велась съемка этой подготовки. Где именно состоится мероприятие, было непонятно, но репетиции на Twickenham Film Studios продолжались, и в какой-то момент кому-то из окружения пришла в голову мысль отправиться в Ливию. Там группа могла бы выступить на развалинах знаменитого амфитеатра, части древнеримского города, который назывался Сабрата.

Однажды в среду, когда план обсуждали посреди декораций и карт, добавился новый элемент — почему бы не пригласить несколько сотен фанатов, чтобы те присоединились к группе на специально зафрахтованном океанском лайнере?

Самые популярные публикации о «Битлз»:
● 
Сто лучших барабанщиков мира сыграли «Come Together»
● Самые популярные песни «Битлз» на стриминге Spotify в 2021 году
● Почему Элвис Пресли просил запретить «Битлз» приезжать в Америку
● Последнее выступление «Битлз»
● История непристойных рисунков Леннона в британском суде
● «Битлз» и наркотики – как это было

В течение нескольких дней до этого Джон Леннон был тихим и отстраненным, но теперь казалось, что он излучает энтузиазм. Корабль, говорил он, мог бы стать местом для финальных генеральных репетиций. Он представлял, как группа подгадывает по времени так, чтобы получился особый музыкальный момент в момент восхода солнца над Средиземным морем. Если четверка думала о том, как представить свое выступление, здесь получался самый простой в своем великолепии ответ, «божественный трюк», восторгался Джон.

Пол Маккартни казался таким же энергичным. «Это действительно превращает все в приключение, не правда ли?» — говорил он. Ринго Старр заявил, что предпочел бы устроить шоу в Соединенном Королевстве, но не исключал вариант с поездкой: «Я не говорю, что не поеду». Слова звучали так, как будто он готов к тому, чтобы его переубедили.

«Битлз» в клубе Cavern 1960-1962  ►смотреть фото

Pete Best в составе «Битлз» 1960-62  ►смотреть фото

Astrid Kirchherr снимает Beatles. 1960-65  ►смотреть фото

Джордж Харрисон не проявлял интереса. Он боялся застрять с чертовски большим количеством людей на борту в течение двух недель. Он настаивал, что идея отправиться в Ливию на корабле «была очень дорогой и безумной». Когда Леннон предположил, что они могли бы бесплатно заполучить круизный лайнер от «P&O Ferries», Харрисон прямо ответил, что несмотря на свою известность, «Битлз» испытывают проблемы даже с тем, чтобы получить в подарок гитарные усилители.

Среди ряда других идей для концертной площадки упоминались Королевский Альберт-холл, галерея Тейт, аэропорт, приют и парламент. Но каким бы ни был предлагаемый вариант, он сталкивался с инертностью и логистической невозможностью, а также с неумолимым сопротивлением Харрисона. И действительно, через два дня после самого продолжительного разговора о Сабрате Харрисон на время покинул репетиции с одной из наиболее бесстрастных фраз: «Увидимся в клубах». Когда Джордж вернулся, судя по всему, было поставлено условие, что идея блистательного живого выступления отложена на неопределенный срок.

aBeatles32a.jpg

В конце концов, удалось достичь компромисса. Начав работу в Twickenham, Битлз перебрались во временную студию в подвальных помещениях на Сэвил-Роу, 3 — на улице в центральном Лондоне, где базировалась их компания Apple.

От плана сыграть телевизионный концерт отказались, и было решено — почти — что группа теперь снимается для полнометражного документального фильма. Так что в четверг, 30 января, четверо битлов и американский клавишник и исполнитель Билли Престон сыграли на крыше здания Apple – это была смесь пижонства и радостной энергетики. Никто не знал, что это их последнее публичное выступление, но, в ретроспективе, они сделали все, чтобы столь значимый момент получился практически безупречным.

Таким оказался финал четырехнедельных съемок и записей. Их результатом стал 80-минутный полнометражный фильм Let It Be и альбом с таким же названием. В битловских запасниках осталось (и впоследствии частично попало в руки бутлегеров) еще 50 часов отснятого материала и вдвое больше аудио. Эти архивы полны «иммерсивной атмосферы», позволяющей понять, кем были битлы и как они работали.

Так или иначе, во время подготовки к 50-летию «Let It Be», большую часть материалов собрали воедино. В 2017 году Apple заручилась поддержкой новозеландского режиссера Питера Джексона — создателя шести фильмов-экранизаций «Властелина колец» и «Хоббита», а также документального фильма «Они никогда не станут старше», основанного на отреставрированных видео времен Первой мировой войны.

Джексону предложили сделать новый полнометражный фильм. Впоследствии стало ясно, что из-за пандемии невозможно организовать нормальный прокат, поэтому появилась возможность создать нечто еще более амбициозное. В результате Джексон сделал документальный сериал, состоящий из трех частей по два часа. Премьера состоится в конце ноября в стриминговом сервисе «Disney+».

Как отмечает Джексон, его новые фильмы рассказывают, как «Битлз» «планируют концерт, который никогда не состоится» и как «незапланированный концерт все-таки происходит». Благодаря реставрационной работе Питера и его команды все предельно четко, все невероятно говорит о времени и месте.

История разворачивается в Лондоне эпохи фетровых шляп, моды в духе Остина Пауэрса и густого сигаретного дыма. Но главная особенность фильмов — их откровенность, свет, который они проливают на «инстинктивный креатив» Битлз и их глубокую личную связь, а также на их мысли о будущем на фоне того, как они приближаются к своему окончательному распаду.

Документальный сериал состоит из трех частей и называется «Get Back». Он является центром нового масштабного проекта, который также включает расширенный набор музыки и книгу со снимками Линды Маккартни и Этана Расселла и подробными расшифровками зачастую личных разговоров «Битлз».

Журналист Джон Харрис занимался редактурой материала:

«Для того, кто являлся страстным фанатом «Битлз» примерно с восьми лет, это была работа-мечта - рассказывает он. - Где-то в 1981 году во время семейного отдыха в Йоркшире я купил свой самый первый битловский альбом — "Let It Be"». 

В сентябре 1968 года Майкл Линдсей-Хогг, некогда режиссер новаторского телешоу «Ready Steady Go!», собрал Битлз в Twickenham, чтобы снять промо-видео для «Hey Jude» в присутствии небольшой толпы, которая присоединилась к группе в исполнении финала песни.

Между дублями музыканты импровизировали, спонтанно играли рок-н-ролльные стандарты, что напомнило им о радости выступления перед зрителями. К концу осени, на фоне окончания работы над «White Album», это осознание превратилось в план первого настоящего концерта «Битлз» с августа 1966 года. Концерта, состоящего в основном из совершенно новых песен. Линдсей-Хогг и его команда снимут репетиции для получасового телефильма, чтобы «раззадорить» аудиторию, а потом камеры запечатлеют кульминационное выступление «Битлз» в локации, которую еще не выбрали. Транслировать концерт будут по всему миру.

Что случилось потом, когда от идеи отказались и группа выбрала «опцию по умолчанию», то есть стала записывать новый альбом, принято считать самой низкой точкой в истории группы. Почитайте любые описания этого периода в любом количестве книг о «Битлз», и вы заметите много таких слов, как кризис, упадок и тупик.

Во времена, когда интервью Леннона были часто полны агрессивного раздражения, музыкант, которого на звукозаписывающих сессиях сопровождала Йоко Оно, произнес фразу, которая надолго закрепилась в битловской истории: «Даже самый большой фанат Битлз не смог бы высидеть эти шесть недель страдания. Это была самая мучительная сессия на свете». Маккартни, чье восприятие того периода всегда было немного более сдержанным, говорил, что «Let It Be» «показал, как работает распад группы».

Когда слава достигает определенного момента, факты растворяются в мифах и общепринятых мнениях. В случае с «Let It Be», репутация фильма как истории бесконечных страданий и ссор частично связана со временем его выхода. Оригинальная картина была выпущена в мае 1970-го, более чем через год после съемок и всего через месяц после того, как Маккартни подтвердил распад «Битлз», поэтому ленту восприняли как портрет группы в предсмертной агонии. Шли годы, официальных переизданий фильма на DVD не было, и тот факт, что большинство поклонников «Битлз» видели мутные версии третьего и четвертого поколения, совсем не помогал изменить ситуацию.

Новый документальный сериал, книга и аудиозаписи показывают, что все было гораздо более сложно и неоднозначно. В ретроспективе, «Битлз» действительно двигались к своему концу. Многие противоречия, которые подливали масла в огонь, стали яснее: разногласия по поводу возвращения к живым выступлениям, растущая уверенность Харрисона и пришедшее с этим недовольство, а также сложности, связанные с появлением Оно в самом сердце группы. Но деловые трения, которые решительно разделили музыкантов, еще не возникли. В начале 1969 года они по-прежнему создавали удивительную музыку и преимущественно ладили друг с другом.

Это центральное открытие проекта «Get Back». Когда Джексон начал работу над материалами, к Харрису обратился Джонатан Клайд из «Apple» с предложением написать сопроводительную книгу. Он рассказал о долгих часах разговоров на съемках, о творческом процессе, запечатленном на два постоянно жужжащих магнитофона, даже когда камеры были выключены. Часть этого материала уже была издана в книге, вышедшей с оригинальным альбомом «Let It Be», который собирал американский продюсер Фил Спектор в 1970-м. Теперь идея заключалась в том, чтобы выпустить что-то более всестороннее и исчерпывающее.

Stewart Sutcliffe и Astrid Kirchherr. 1960  ►смотреть фото

Astrid Kirchherr и «Битлз» 1960  ►смотреть фото

Beatles в Гамбурге. 1960-61  ►смотреть фото

В следующие недели и месяцы Харрису доставили подробные расшифровки (всего 21 книга). Он также получил доступ ко всем аудиозаписям. Кроме того, ему выдали iPad почти во всеми восстановленными материалами — волшебную шкатулку с открытиями, которые заполнили много пробелов, например, позволили понять нюансы диалогов по мимике битлов. По словам Харриса, превращение такого объема необработанного материала в текст из 50 000 слов, причем почти половина — это то, что не попало в новые фильмы, было длительным процессом, но каждый день приносил удовольствие и сюрпризы.

Многое касалось того, как Битлз создавали музыку. Вопреки мифам, они по-прежнему тесно сотрудничали, о чем свидетельствует один из фрагментов, где Харрисон просит остальных помочь с любовной песней, над которой он работает уже несколько месяцев (вскоре ее назовут «Something»).

Джордж застрял на второй строчке. Леннон советует каждый раз петь то, что приходит в голову, пока не появится нужное слово. 

Как пишет Харрис, музыка лилась из группы — не только лучшие песни, которые будут исполнены в фильме «Let It Be» («Get Back», «The Long And Winding Road», «Two Of Us», «Don’t Let Me Down»), но и большая часть «Abbey Road», а также сочинения, которые попадут в сольные альбомы.

Между записью музыки шли бесконечные разговоры — об их далекой истории в Ливерпуле и Гамбурге, о том, что они будут есть на обед (к примеру, Харрисон просил «большие, свежие, неразрезанные грибы»), о похмелье («Не буду врать — мне не очень хорошо», — говорит Старр), о том, что они видели по телевизору, о политике. «Битлз» много раз упоминают других музыкантов: «Fleetwood Mac», Фрэнка Синатру, Боба Дилана, Арету Франклин.

Обсуждают они и нечто гораздо более драматичное — перспективу их собственного распада. Многие такие размышления прозвучали после временного ухода Джорджа («Встал, пошел в Twickenham, репетировал до обеда, ушел из Битлз», — говорится в его дневника). Пока не было Харрисона, Старр, Маккартни и Леннон (который заявил, что если Джордж не вернется, они могут взять Эрика Клэптона) продолжали приходить в студию. Тайно установленный микрофон у стола в студийной столовой, где обедали Леннон, Оно и Маккартни, записал примечательный разговор, когда Джон, Пол и Йоко обсуждали уход Джорджа.

Когда летом 1967 года умер Брайан Эпстайн, именно Маккартни взял на себя роль инициатора новых идей и работы в студии. Частично из-за раздражения Леннона, принято воспринимать этот аспект отношений в группе с учетом предполагаемой «властности» Пола, но фильмы и книга показывают совершенно другие качества — для того, чтобы четыре человека, все более отличающиеся друг от друга, следовали примерно в одном направлении, нужны эмпатия, чувствительность и терпение. Проявлял Маккартни и настойчивость.

Как отмечает Харрис, распад группы приближался, хотя изначально его и скрывали, а до тех пор битлам удавалось преодолевать свои разногласия. Им не удалось добраться до Сабраты, Альберт-холла или галереи Тейт, но когда они сыграли на крыше здания «Apple», музыка и устроенный ими спектакль сделали это выступление триумфальным.

Музканты обменивались взглядами, судя по всему, признавая, как здорово это ощущалось и звучало. И посреди переполоха на улице внизу, когда два полицейских пытались прекратить выступление, царила прекрасная бунтарская романтика. Битлы снова обрели связь между собой, они снова были друзьями, и это было прекрасно.

Теперь, через полвека, мы знаем, что это была не счастливая случайность, а результат четырех недель, которые, после очень неуверенного начала, прошли гораздо лучше, чем свидетельствуют все последующие рассказы. Это можно сравнить со словами, которые Леннон добавил в песню Маккартни «I’ve Got a Feeling», которую они сыграли на крыше дважды: «Everybody had a hard year. Everybody had a good time» «У каждого был тяжелый год. У каждого было прекрасное время».

Читать еще:
Леннон, Харрисон и песня «Битлз» спасли от сноса кинотеатр в Ливерпуле
Почему первая же песня, написанная Харрисоном, стала прорывом для «Битлз»
Песня живет, а страны уже нет – вышел клип «Back In The U.S.S.R.»
В Великобритании начинается издание научного журнал о «Битлз»
Фильм о том, как «Битлз» записывали «Let It Be», превратился в сериал
Представление фильма «The Beatles: Get Back»
Звезды хард'н'хэви исполнили «Come Together»
Какую музыку покупают в 2020 году – «Битлз» опять впереди планеты всей
Все синглы «Битлз» выйдут в одном комплекте
«Here Comes The Sun»: вышел новый клип на песню «Битлз»
«Битлз» выпустили клип на песню «Glass Onion»
Маккартни договорился с Sony по правам на песни The Beatles

Текст: Джон Харрис, The Gardian

Posted in: Кино | 0 comments
20 неожиданных фактов о «Битлз», которых вы не знали

Кажется, биография великолепной четверки, Джона Ленона, Пола Маккартни, Джорджа Харрисона и Ринго Старра изучена до мельчайших подробностей, расписана по дням и подробно изложена в сотнях биографических и книг. Однако имеется еще множество забавных деталей и подробностей которые наверняка ускользнули от пытливых исследователей творчества икон популярной музыки.

Хотите узнать, кто из «Битлз» имел проблемы из-за того, что жёг презервативы, и когда Папа Римский простил «Битлз»? Тогда познакомьтесь с этой публикацией.

1. Леннон утверждал, что увидел название группы во сне. Это был некий мужчина, который появился «на пылающем пироге» и сказал: «Ты будешь писать "Битлз" через букву "а"!».

2. В январе 1962 года «Битлз» вполне успешно прошли прослушивание на лейбле «Decca». Руководству они понравились, но исполнительный директор Дик Роу принял решение не подписывать контракт. Музыкантам он объяснил, что не видит перспективы в работе с ними, потому что «Гитарные группы уходят». Ох, уж эти опытные специалисты по маркетингу!

3. Знаменитый логотип «Beatles» с длинной буквой «T» нарисовал Эдди Стоукс, который подрабатывал тем, что рисовал названия групп в музыкальном магазине Айвора Арбитера в Лондоне. В 1963 году Ринго купил там новую ударную установку перед гастролями в США. Уже было известно, что группе придется участвовать в телевизионном шоу Эда Салливана и именно для него нужно было нанести название группы на переднюю мембрану большого барабана. Стоуксу потребовалось 5 минут, чтобы решить проблему логотипа «Битлз» до конца их творческой карьеры. Айвор Арбитер догадался также нанести рядом логотип фирмы производителя барабанов – «Ludwig». Как только он мелькнул на телеэкранах, произошел гигантский бум покупательского спроса на барабаны этой фирмы. Буквально все барабанщики мира хотели играть на ударных производства «Ludwig», причем именно на этой модели, которая называлась «Черная устрица».

ringostarrmikmitchell.jpg

Мембрана, нарисованная Стоуксом, благополучно слетала в Америку, поучаствовала в выступлениях, вернулась в Англию и была украдена прямо на студии «Abbey Road». Впоследствии он изготовил для «Битлз» еще семь штук. В 1984 году она чудесным образом появилась на аукционе.

4. В начале 60-х Пол и Джон сочиняли песни непрерывно. В 1963 году, после того, как вышел первый альбом, они заявляли, что сочинили уже больше ста песен. Пол говорил: «У нас очень легкая работа: придумывать мелодии. Если мы сочинили песню очень быстро, то это значит, что скорее всего, будет хит».

Самые популярные публикации о «Битлз»:
● 
Сто лучших барабанщиков мира сыграли «Come Together»
● Самые популярные песни «Битлз» на стриминге Spotify в 2021 году
● Почему Элвис Пресли просил запретить «Битлз» приезжать в Америку
● Последнее выступление «Битлз»
● История непристойных рисунков Леннона в британском суде
● «Битлз» и наркотики – как это было

5. Литтл Ричард стал большим поклонником «Битлз» после того, как услышал их в первый раз по радио. Но когда в 1963 году он увидел их на концерте, то был совершенно поражен, поняв, что они белые. Он признался, что до этого ни секунды не сомневался что это группа чернокожих музыкантов.

beales little richard.jpg«Битлз» платили Литл Ричарду взаимностью – тоже были его поклонниками.

6. Американские киноспециалисты, взявшиеся в 1964 году в прокат первый фильм с участием «Битлз», «Вечер трудного дня», волновались, что американцы не поймут ливерпульский акцент музыкантов и попросили разрешения дублировать фильм с американскими актерами. На это Маккартни раздраженно фыркнул: «Мы же разбираем в кино, черт возьми, когда ковбои разговаривают по-техасски!». Идею с дублированием отклонили, американцы всё прекрасно поняли.

7. Леннону ужасно не нравился собственный голос. Он мечтал, чтобы он звучал как у Элвиса Пресли. Джон буквально умолял продюсера, Джорджа Мартина: «Сделайте что-нибудь с моим голосом! Вы же знаете, что можно добавить какой-нибудь фильтр. Смочите его хоть томатным кетчупом или чем-нибудь еще. Но чтобы он звучал по-другому!».

8. Летом 1967 года «Битлз» в складчину купили греческий остров Лесло. Это был маленький архипелаг. Музыкантам понравилось то, что он был окружен четырьмя меньшими островами – получалось по одному для каждого и один побольше для совместных встреч. Покупка обошлась в 95 тысяч фунтов. Через несколько месяцев они поняли, что не знают, что им делать на греческих островах и продали Лесло.

hamburg.jpgПервый состав «Битлз» в Гамбурге.

9. Во время первых гастролей «Битлз» в Гамбурге в 1960 году Пол Маккартни, барабанщик Пит Бест и Джордж Харрисон были депортированы из Германии: 17-летний Харрисон за то, что был несовершеннолетним и ему было запрещено работать, а Маккартни и Бест за то, что жгли презервативы в комнате, где жили. Прибывшие пожарные британских шуток не поняли.

10. В одном из первых интервью Джордж Харрисон неосторожно обмолвился, что ему нравится мармелад, что потом стало серьезной проблемой. Поклонники стали бросать мармеладки на сцену прямо на концертах. В Британии это было еще ничего, а вот в Америке мармелад делают очень твердым. Во время выступления приходилось быть бдительным, чтобы вовремя увернуться от летящего «подарка».

Beatles10.jpg

11. Первоначально рабочее название альбома «Abbey Road» было «Эверест» – в честь любимой марки сигарет инженера Джеффа Эмерика. Когда на лейбле начали обсуждать обложку, группе предложили для фото отправиться в Гималаи. Но музыканты еще не пришли в себя после поездки в Индию, которая закончилось очень неудачно. После небольшого совещания они решили не спорить, а просто поменяли далёкую гору на улицу, на которой находилась студия.

12. Идея песни «Maxwell's Silver Hammer» («Серебряный молоток Максвелла») пришла Полу Маккартни, воспитанному в католической вере, после того, как он узнал, что в Ватикане есть ритуал, согласно которого кардинал пять раз ударяет серебряным молотком покойного папу по лбу, чтобы убедиться, что он мертв. В песне серебряный молоток – символ внезапных и не самых лучших изменений в жизни.

13. Загадочная фраза «I am the eggman» («Я – яичный человек») появилась у Джона Леннона в песне «I Am the Walrus» («Я – морж») после того, как он узнал о привычке Эрика Бёрдона из группы «Animals» разбивать яйца на обнаженных телах своих возлюбленных.

14. Леннон и Маккартни однажды начали совместно писать пьесу о парне, который думал, что он Бог. Она называлась «Пилчард». Работа осталась незаконченной.

15. В 2009 году году Папа Римский простил Леннону его печально известное заявление 1966 года: «Мы знамениты больше, чем Иисус». Ватикан решил, что это просто «хвастовство молодого рабочего, англичанина, столкнувшегося с неожиданным успехом».

maxresdefault.jpgДжон Леннон в фильме «How I Win The War» («Как я выиграл войну»).

16. Джон написал «Strawberry Fields Forever» («Земляничные поляны навсегда») во время съемок фильма «Как я выиграл войну», в котором у него была эпизодическая роль.

17. В 16 лет Джордж Харрисон мечтал эмигрировать в Канаду, Австралию или на Мальту. Но ему так и не удалось убедить свою семью поддержать идею.

18. В 1969-м году Джон Леннон вернул королеве Елизавете Второй свой Орден Британской Империи, который он получил из её рук в 1965-м «в знак протеста против участия Великобритании в конфликте между Нигерией и Биафрой, против поддержки Великобританей Америки, воюющей во Вьетнаме, а также против неудачи его сингла «Cold Turkey» («Холодная индейка») в британском чарте». Всё это было сказано в обращении к королеве, которое составил Леннон.

Beatles51.jpg

Всё это было сказано в обращении к королеве, которое составил Леннон и подписал: «C любовью, Джон».

19. Во Франции в прокате название фильма «Битлз» «Ночь трудного дня» поменяли на «Quatre Garçons Dans Le Vent» («Четыре мальчика на ветру»).

20. Ринго Старр написал песню «Octopus’s Garden» («Сад осьминога») в 1969 году после прогулки на корабле по Сардинии. Капитан корабля рассказал ему о том, что осьминоги собирают блестящие предметы и устраивают на морском дне из них целые сады. Ринго так впечатлился, что отказался съесть предложенный ему обед из осьминогов.

Впоследствии история о том, как Ринго полюбил осьминогов (и спас их) стало сюжетом мультфильма.

Читать еще:
Леннон, Харрисон и песня «Битлз» спасли от сноса кинотеатр в Ливерпуле
Почему первая же песня, написанная Харрисоном, стала прорывом для «Битлз»
Песня живет, а страны уже нет – вышел клип «Back In The U.S.S.R.»
В Великобритании начинается издание научного журнал о «Битлз»
Фильм о том, как «Битлз» записывали «Let It Be», превратился в сериал
Представление фильма «The Beatles: Get Back»
Звезды хард'н'хэви исполнили «Come Together»
Какую музыку покупают в 2020 году – «Битлз» опять впереди планеты всей
Все синглы «Битлз» выйдут в одном комплекте
«Here Comes The Sun»: вышел новый клип на песню «Битлз»
«Битлз» выпустили клип на песню «Glass Onion»
Маккартни договорился с Sony по правам на песни The Beatles

Сто лучших барабанщиков мира сыграли «Come Together»

Ринго Стар по праву гордится партией барабанов в композиции «Come Together». Ударник «Битлз» никогда не поражал особой техникой владения инструментом – как и остальные участники состава, но у него было то, что для группы было важнее – умение придумывать оригинальные, нестандартные ритмические рисунки – хотя порой это служило поводом ссор. В итоге Ринго совсем неслучайно был назван одним из самых влиятельных барабанщиков истории рок-музыки. Его стиль копировали многие.

Маленький шедевр Джона Леннона, простая на первый взгляд песня «Come Together», по прошествии полусотни лет после распада группы вдруг оказалась одной из самых востребованных молодым поколением. За последний год только на сервисе Spotify она была прослушана 447 млн. раз!

Когда возникла идея использовать песню для сбора средств в кампании «WhyHunger» по искоренению голода во всем мире и право каждого человека получать полноценное питание, Ринго охотно к ней присоединился. Акция получила название «Drum Together». Идея заключалась в том, чтобы сделать особую аранжировку для песни, основанную на чрезвычайно продвинутой партии барабанов.

Получилось очень интересно. По призыву экс-битла в проект вошло множество известных музыкантов – более сотни барабанщиков и перкуссионистов! Никогда еще в истории в одной композиции не было задействовано столько ударных инструментов. Среди знаменитостей, принявших участие в записи, много известнейших имен: Чад Смит («Red Hot Chili Peppers», Макс Вайнберг («E-Street Band»), Мэтт Кэмерон («Pearl Jam»), Стьюарт Коупленд («The Police»), Нико Макбрейн («Iron Maiden»), Майк Портной («Dream Theater»), Саймон Кирк («Bad Company»), Алан Уайт («Yes», работал с Ленноном) и еще очень много кто  (полный список можно посмотреть здесь).

Над композицией основательно поработали аранжировщики, превратив песню в целую симфоническую сиюту, добавив фрагменты в типично джазовом и фанковом стиле. Пианист в своем коротком соло даже умудрился процитировать «Полет шмеля» Римского-Корсакова. Были задействованы большая скрипичная группа, женский хор и биг-бэнд – кроме барабанщиков еще более 50-ти других музыкантов. Практически каждый ударник получил возможность показать индивидуальное мастерство и сыграть маленький брейк (сольную вставку ударных инструментов). Сольные партии очень короткие, но выполнены с таким потрясающим драйвом, что слушать и смотреть, как играют профессионалы экстра-класса, увлекательно, словно это динамичный боевик.

В итоге 4-минутная песня, как это было у «Битлз», превратилась в 10-минутную композицию, которую можно рассматривать как энциклопедию ударных инструментов, способов различной настройки барабанов, устройства ударных установок, различных стилей и манер игры на барабанах. А заодно познакомиться с лучшими в исполнительском мастерстве на этом инструменте.

Вся запись производилась удаленно, что при таком количестве участников стало серьезной технической задачей, которая была с блеском разрешена. В каждом кадре на видео присутствует от пяти до двенадцати играющих барабанщиков.

Очень помогла помощь больших корпораций, которые также поучаствовали в проекте. Технически вопросы было решены при помощи компаний «Sony», «Apple Corp.», продюсеров Брайана Резника и Дома Фамуларо. Как они заявили, собранные средства поддержат работу WhyHunger по искоренению глобального голода, устранению его первопричин и инвестированию в решения на низовом уровне для продвижения права каждого человека на полноценное питание.

Самые популярные публикации о «Битлз»:
Самые популярные песни «Битлз» на стриминге Spotify в 2021 году
● Почему Элвис Пресли просил запретить «Битлз» приезжать в Америку
● Последнее выступление «Битлз»
● История непристойных рисунков Леннона в британском суде
● «Битлз» и наркотики – как это было

У песни «Come Together» необычная история. Это был заказ на рекламный ролик для сопровождения предвыборной кампании, который сделал Джону Леннону его приятель Тимоти Лири, писатель и психиатр, один из идеологов субкультуры битников, а затем – хиппи. Лири решил побороться за кресло губернатора штата Калифорния. Для избирательной кампании он придумал лозунг, с которым обратился к своей аудитории – хипстерам, таким же, как и он сам: «Come Together, Join the Party» («Объединяйтесь, приходите на вечеринку»).

Песня «Come Together» заказчику понравилась (демо записали «Битлз») – она была разослана по калифорнийским радиостанциям и начала плотно звучать в эфире, оплаченная, как рекламный джингл.

Увы, продолжалось это недолго: Лири был арестован за хранение марихуаны и на этом его политическая карьера закончилась, не успев начаться. На выборах убедительно победил Рональд Рейган, который пообещал американцам «заставить лентяев работать». Эта идея через несколько лет сделала его сороковым президентом США.

«Битлз» тем временем приступили к записи альбома «Abbey Road». Джон решил, что негоже добру пропадать – песня ему самому нравилась – и предложил включить её в диск. Аранжировки никакой не было, поэтому прямо в студии музыканты начали импровизировать. Песню было решено замедлить и утяжелить, Пол предложил басовый рифф, ставший популярным и узнаваемым, а Ринго – оригинальную партию ударных, ставшую еще более знаменитой.

Тимоти Лири очень обиделся, когда услышал «Come Together» на пластинке. Он обвинил Джона в том, что тот украл выборный лозунг. На что Леннон отшутился, сказав, что «оказался в роли портного, который пошил костюм, за которым заказчик не пришел – вот его и пришлось пристраивать на сторону».

В конечном итоге друзья конфликт уладили. Леннон даже пригласил Лири вместе с женой Розмари поучаствовать в «постельной акции» в отеле «Королева Елизавета Вторая» в Монреале, а также в записи песни «Give Peace a Chance», где упомянул семейную пару в тексте.

JohnLennonYokoOnoTimothyLearyandothers.jpg«Постельная акция» с друзьями. Фото: beatlesbiblia.com

Были и другие попытки обвинить Леннона в плагиате. Менеджмент Чака Берри нашел в тексте песни строчку, совпавшую с одной строкой какого-то старого трека отца рок-н-ролла. Джона попытались затащить по этому поводу в суд, но он отрегулировал проблему во внесудебном порядке.

Подобные приключения происходят со всеми хитами мирового уровня. А «Come Together» была именно такой. Она вышла синглом и сразу же попала на первую строчку американского хит-парада. Журнал «Роллинг Стоун» включил её в список «500 лучших песен всех времен». Никак не меньше сотни известных исполнителей записали собственные версии, некоторые – очень сильные. В частности, её с удовольствием исполнял на концертах Майкл Джексон.



Удивительно, но сами «Битлз» на озаботились создать для «Come Together» никакого видеоряда. Как-то не дошли руки. Положение было исправлено только в 2018 году, когда команда специалистов приступила к подготовке юбилейного переиздания «Abbey Road». К 50-летию песни был сделан жизнерадостный мультипликационный клип, к тому же с перемикшированным звуком. Джону понравилось бы.


Читать еще:
Леннон, Харрисон и песня «Битлз» спасли от сноса кинотеатр в Ливерпуле
Почему первая же песня, написанная Харрисоном, стала прорывом для «Битлз»
Песня живет, а страны уже нет – вышел клип «Back In The U.S.S.R.»
В Великобритании начинается издание научного журнал о «Битлз»
Фильм о том, как «Битлз» записывали «Let It Be», превратился в сериал
Представление фильма «The Beatles: Get Back»
Звезды хард'н'хэви исполнили «Come Together»
Какую музыку покупают в 2020 году – «Битлз» опять впереди планеты всей
Все синглы «Битлз» выйдут в одном комплекте
«Here Comes The Sun»: вышел новый клип на песню «Битлз»
«Битлз» выпустили клип на песню «Glass Onion»
Маккартни договорился с Sony по правам на песни The Beatles

Самые популярные песни «Битлз» на стриминге Spotify в 2021 году

Возможность прослушивать музыку из Сети с помощью технологии стриминга кардинально перевернуло культуру восприятия популярных песен. Совсем недавно, буквально 15-20 лет назад, альбом или сингл, после того, как большая часть напечатанного на физических носителях тиража расходилась, исчезал из поля зрения меломанов навсегда.

Теперь же в порядке вещей, когда по воле определенных обстоятельств в хит-парад внезапно возвращаются вышедшие давным-давно песни – ведь для того, чтобы в динамиках зазвучал старый хит, вовсе не надо разыскивать его музыкальных комиссионках – достаточно сделать буквально один клик. Именно так в прошлом году внезапно возглавила чарты «Биллборда» песня Мэрайи Кэри «All I Want For Christmas Is You», вышедшая 20 лет назад.

Очень интересно наблюдать, как к жизни возвращаются старые хиты, к которым начинает проявлять интерес молодежь. Это показательно на примере песен «Битлз», поскольку они успели охватить огромный спектр жанров, включая индийские раги, экспериментальную конкретную музыку, фолк, соул и даже рэгтайм – благо, сервис Spotify дает подробную статистику. Этот интерес можно даже отследить от альбома к альбому.

1. Альбом «Please Please Me» – самая популярная песня «Twist and Shout»

Открывает список песня, безусловно самая популярная на дебютном альбоме «Битлз» – «Please Please Me». У неё 260 миллионов прослушиваний. Следующая песня с наибольшим количеством стримов – «Love Me Do», за ней – «I Saw Her Standing There». У обеих композиций более 100 млн. стримов.

2. «With The Beatles» – самая популярная песня «All My Loving»

Наиболее часто звучащая в Сети и в эфире песня со второго альбома «With The Beatles» – «All My Loving». Но в целом этому альбому уделяется меньше внимания – у самой популярной песни всего лишь 82 миллиона прослушиваний. «All My Loving» была первой песней, которую «Битлз» исполнили во время своего первого выступления в США на шоу Эда Салливана. Поэтому для Америки, где проживает больше всего в мире битломанов, именно с неё началось знакомство с ливерпульским квартетом.

Вторая по популярности песня на альбоме неожиданно «Till There Was You». А вот у «Little Child» всего лишь 4,5 млн. прослушиваний. Это тоже объяснимо: версия «Little Child» на Spotify представляет собой ужасное псевдостерео: все инструменты в одном динамике, весь вокал – в другом. Видимо, подобные треки стоит слушать в моноварианте – как это и записывалось.

3. Самая транслируемая песня на альбоме «A Hard Day’s Night» – «A Hard Day’s Night»

Самой популярной песней третьего альбома вполне ожидаемо является одноименный лид-трек «A Hard Day’s Night» – у него 137 миллионов прослушиваний. Несильно отстали от него почти такие же популярные «Can't Buy Me Love» (97 млн. стримов) и «And I Love Her» (87 млн. стримов). «And I Love Her» – прекрасная лирическая баллада, но нельзя сказать, что она в два раза лучше, чем «If I Fell», написанная в том же стиле, но у которой лишь 46 млн. потоков.

Диск «A Hard Day’s Night» стал важным этапом в стремительно развивающейся творческой биографии «Битлз». Он стал первым альбомом, полностью составленным из оригинальных песен. Это был период, когда битломания находилась на пике, стиль группы окончательно сформировался и вышел одноименный фильм, который также значительно добавил «Битлз» популярности.

4. Альбом «Beatles For Sale», самая популярная – «Eight Days a Week»

Пол и Джон обычно хорошо чувствовали, что создали хит, и наиболее удачную песню не включали в альбом, а выпускали отдельным синглом. Удивительным образом «Eight Days a Week» в Британии так и не был выпущен синглом. Но в других странах этот трек в качестве сингла вышел и почти везде – в том числе и в США – возглавил хит-парады. Сегодня на Spotify у трека 93 млн. прослушиваний.



На «Beatles For Sale» уже можно почувствовать некоторый надлом и усталость, наступившие после нескольких лет непрерывных гастролей по всему миру. У музыкантов просто не хватало времени, чтобы выполнить свои контрактные обязательства по выпуску новых альбомов и более тщательно готовить музыкальный материал. Поэтому пришлось вновь вернуться к каверами. Так, Ринго Старр исполнил хит Карла Перкинса «Honey Don’t» («Дорогая, не надо»). И даже первая попытка Джона Леннона обратиться к самоанализу в песне «I Don’t Want To Spoil The Party» («Я не хочу портить вечеринку») осталась в тени. Несмотря на то, что позже «Honey Don’t» звучал на концерте для Джорджа, у этого трека наименьшее количество стримов – всего 4,4 миллиона.

5. Альбом «Help!», самая популярная – «Yesterday»

«Вчера», один из главных мелодических бриллиантов ХХ века, прослушан на Spotify 357 млн. раз. Альбом «Help!» стал для «Битлз» очередным подъемом: еще один успешный фильм, удивительное изобилие отличных новых оригинальных мелодий на фоне сильного увлечения марихуаной, которое музыканты привезли из Америки.

Второй по популярности темой на альбоме стала заглавная «Help!» (192 млн. стримов), у «Ticket To Ride» 99 миллионов на октябрь 2021 года, но ясно, что стомиллионный рубеж будет пройден в самом скором времени. Наименьший интерес проявлен к песне «Tell Me What You See» – всего 6,9 млн. стримов. Кавер «Act Naturally» в исполнении Ринго – 8,4 млн. прослушиваний.

6. Альбом «Rubber Soul», самая популярная – «In My Life»

На «Rubber Soul» явным лидером выступил Джон Леннон – две самые популярные песни альбома принадлежат именно ему. «Norwegian Wood» имеет впечатляющие 103 миллиона стримов, но лидер – песня «In My Life», в которой Джон вспоминает о своем детстве в Ливерпуле. Она прослушана 195 миллионов раз.

Самые популярные публикации о «Битлз»:
● Леннон, Харрисон и песня «Битлз» спасли от сноса кинотеатр в Ливерпуле
● Почему Элвис Пресли просил запретить «Битлз» приезжать в Америку
● Последнее выступление «Битлз»
● История непристойных рисунков Леннона в британском суде
● «Битлз» и наркотики – как это было

Альбом «Rubber Soul» стал радикальным поворотом в творчестве «Битлз» – ряд исследователей даже считает его лучшим альбомом. В нём появились элементы фолк- и соул-музыки, каждая песня в альбоме дополняет программу, заполняя определенное место, без «провисов». Здесь уже нет проходных композиций, за которыми чувствуется мысль: «Чувак, нам нужно заполнить чем-то еще четыре минуты – что же делать?»

TheBeatles TwickenhamFilmStudios9thApril1969.jpg«Битлз» на студии «Abbey Road» 9 апреля 1969 года. Фото: Bruce McBroom.

Даже самые простые композиции на «Резиновой душе» достаточно увлекательны и сложны, если сравнивать их с первыми альбомами. Даже Ринго, дебютировавший как автор с песней «What Goes On», имеет 10 млн. прослушиваний. Количество прослушиваний всех до единой песен альбома выражается не менее, чем восьмизначной цифрой.

7. Альбом «Revolver», самая популярная – «Eleanor Rigby»

В первых шести альбомах «Битлз песни авторства Пола Маккартни лишь дважды занимали первое место в рейтинге самых прослушиваемых – «All My Loving» и «Yesterday». Ни одна из этих песен не выходила в Британии в виде сингла. Наконец, на стороне "А" британского сингла была помещена «Eleanor Rigby» – у этого трека сегодня 156 миллионов прослушиваний – на «Револьвере» это лучший результат.

Вторая по популярности песня – «Yellow Submarine» в исполнении Ринго. Джордж Харрисон внес в создание альбома весомый вклад. У него три песни: «Taxman» (39 млн. стримов), «Love You To» (15 млн.) и «I Want to Tell You» (12 млн. стримов).

Меньше всего слушали трек «Doctor Robert» (11 млн. стримов). Это единственная песня на альбоме, стилистически похожая на прежние записи группы, но и она вовсе не выпадет из общей программы.

8. Альбом «Sgt. Группа Pepper’s Lonely Hearts Club», самая популярная – «Lucy in the Sky with Diamonds»

Удивительно, но в альбоме с таким признанием и с такой репутацией всего лишь одна песня имеет более сотни миллионов прослушиваний. И это не эпическая «A Day In The Life» (87 млн. стримов), как можно было ожидать, а «Люси в небе с бриллиантами» (114 млн. прослушиваний).

Причина очевидно заключается в том, что «Сержант Пеппер» создан как альбом, который воспринимается, как единое целое. Похоже на то, что сегодня, как и раньше, меломаны предпочитают этот альбом слушать целиком, воспринимая все песни как одно произведение – уж больно увлекательным получается в этом случае погружение в мир чарующих мелодий.

Наименьшим интересом пользуется песня «Good Morning, Good Morning» с 11-тью миллионами прослушиваний. Видимо, не случайно Леннон однажды назвал эту песню «мусором».

9. Альбом «Magical Mystery Tour», самая популярная – «All You Need Is Love»

«Magical Mystery Tour» – всего лишь мини-альбом и саундтрек к одноименному фильму, который был признан большой неудачей (сейчас критики так уже не думают). Тем не менее, задним числом «Magical Mystery Tour» теперь прибавлен к официальной дискографии группы как студийный альбом. Самая популярная песня, «All You Need Is Love», имеет 130 миллионов прослушиваний.

Композиция «All You Need Is Love» стала центральным элементом выступления группы в программе «Our World», которую посмотрело в телеэфире более 400 миллионов человек во всем мире. Она остается одной из самых знаковых и часто упоминаемых мелодий «Битлз» с универсальным посланием ко всему миру.

Незаслуженно недооценённой осталась на альбоме замечательная композиция Джорджа Харрисона «Blue Jay Way», которая замыкает чарт с десятью миллионами потоков.

10. Альбом «The Beatles» («Белый альбом»), самая популярная песня – «Blackbird»

По какой-то не очень понятной причине молодежи поколения Spotify лучше всего «заходят» песни Маккартни, исполняемые под акустическую гитару. После «Yesterday» близкая по структуре «Blackbird», собрала ошеломляющие 246 миллионов прослушиваний.

Эклектическая разножанровость «Белого альбома» уже давно никого не шокирует. Наоборот, разнородный подбор песен здорово похож на современный плейлист Spotify с множеством жанров и стилей, которые можно ремдомно перемешать. Великолепная песня «While My Guitar Gently Weeps» Харрисона набрала 156 миллионов прослушиваний, на третьем месте «Ob-La-Di, Ob-La-Da» (146 млн. стримов).

Даже вызывающе бессмысленная «Revolution 9» набрала 9 миллионов стримов. Это даже больше чем у «Wild Honey Pie», суть которой – лишь тестовая проба Маккартни возможностей нового многоканального студийного магнитофона.

11. Альбом «Yellow Submarine», самая популярная – «All You Need Is Love»

Пластинка «Yellow Submarine» как и «Magical Mystery Tour» не дотягивает для полноценного номерного альбома. Его одна сторона – это шесть инструментальных пьес, которые Джордж Мартин написал для саундтрека мультфильма «Yellow Submarine». Еще одна пьеса – его же инструментальная обработка песни «Yellow Submarine».

На другой стороне пластинки для битломанов также не было почти ничего нового. Часть песен прозвучали в мультфильме, а еще две уже выходили на сингле. Одна из них, универсальное послание миру, «All You Need Is Love», как раз и стала самой востребованной на Spotify. Это неудивительно – впервые песня прозвучала в телеэфире, когда во время прямой трансляции (одной из первых в истории телевидения), её услышали 400 миллионов человек.

Кроме этого, на альбоме присутствует еще один сильно недооценённый публикой маленький шедевр – песня Джона Леннона «Hey Bulldog». По воспоминаниям звукорежиссера Джеффа Эмерика, эта песня стала последней, в записи которой каждый из четырёх участников группы с равным энтузиазмом внёс свой вклад. Вскоре после этого взаимоотношения между музыкантами начали необратимо портиться.

12. Альбом «Abbey Road», самая популярная – «Here Comes the Sun»

«Abbey Road» – единственный альбом, в котором первое место по популярности занимает песня Джорджа Харрисона. Здесь размещены, возможно, две его самые популярные и лучшие композиции. Было бы логично ожидать, чтобы самой популярной оказалась «Something», но пользователи Spotify выбрали «Here Comes the Sun», прослушав песню 707 миллионов раз. Это самая популярная песня «Битлз» на стриминговом сервисе.

Удивительно, но «Here Comes the Sun» даже не выходила на сингле. Когда об этом зашла речь, Харрисон сам предложил «Something». Автор не смог оценить, какой потенциал оказался заложен в его же песне. А Джон Леннон настолько плохо её воспринял, что даже не принял участия в записи!

«Abbey Road» – самый популярный альбом «Битлз» на сервисе Spotify. Продвигают его такие треки, как «Come Together» (447 млн. прослушиваний) и «Something» (171 млн.). Наименее популярная песня «Битлз» также находится на этой пластинке: «Her Majesty» (179 тыс. прослушиваний).

13. Альбом «Let It Be», самая популярная песня – «Let It Be»

В «Let It Be», первенство снова у лид-трека, давшего название альбому и эта третья по популярности песня из всего каталога «Битлз», выложенного на Spotify.

Альбом «Let It Be» несет отпечаток напряжения и внутреннего конфликта, который в итоге привел к окончанию творческой биографии «Битлз». Для плейлистов, которые составляют пользователи Spotify, свойственна эклектичность, но беспорядок «Let It Be» совсем не похож на веселый хаос «Белого альбома». Конечно, в альбоме «Let It Be» можно найти такие жемчужины, как «Across the Universe» (82 млн. стримов) и «I’ve a Feeling» (18 млн.), но порядок треков кажется неправильным, а обрывки песен только отвлекают. Неслучайно 50-секундный «Dig It» находится в конце списка стримов всего с восемью миллионами прослушиваний. Никто не добавляет его ни в какие плейлисты.

14. Бонус: альбом « Past Masters», самая популярная песня – «Hey Jude»

Из песен с синглов, которые не попали на альбомы, было составлено множество компиляций. Из них ни одна не входит в каноническую дискографию «Битлз», но «Past Masters» – наиболее полная и обширная подборка. Она была выпущена на лейбле «Эппл» и включила в себя, кроме синглов, би-сайды и несколько раритетов, в том числе два сингла, которые «Битлз» выпустили на немецком языке.

Здесь самыми популярными вновь являются песни Пола Маккартни: «Hey Jude» (385 млн. стримов) и «I Want To Hold Your Hand» (262 млн.). Ранние синглы почти не пользуются спросом: «Bad Boy» (1,7 млн. стримов), «Slow Down» (1,6 млн.), немецкие версии «She Loves You» и «Sie Liebt Dich» (по 1,5 млн.). Последнюю строчку занимает «Matchbox», кавер-версия Ринго (1,3 млн. прослушиваний).

Из-за непостоянства слушателей Spotify у всех без исключения альбомов чаще прослушивают первую сторону. Даже в абсолютно цельном «Сержанте Пеппере» вторая сторона пластинки имеет меньше стримов, чем первая, несмотря на то, что она заканчивается второй по популярности песней.

Между прочим, предпочтения пользователей Spotify со временем меняются. Через год после того, как сервис разместил у себя весь каталог песен «Битлз», т.е. в 2016 году, Топ-10 самых прослушиваемых песен квартета выглядел совсем иначе:

1. «Come Together»
2. «Let It Be»
3. «Here Comes The Sun»
4. «Yesterday»
5. «Hey Jude»
6. «Love Me Do»
7. «Help!»
8. «All You Need Is Love»
9. «I Want To Hold Your Hand»
10. «Something»

За последний год песни «Битлз» на Spotify были прослушаны 1,7 миллиарда раз. Причем, основная возрастная группа – это вовсе не бэби-бумеры, ровесники песен, которые в юности болели битломанией. Как минимум, это два поколения, в том числе многие подростки.

Согласно статистике Spotify, более 30% слушателей «Битлз» – это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. После этого идут люди в возрасте от 25 до 29 лет – 17% аудитории. Все они родились уже после того, как группа распалась.

beatles 1964.jpg

Надо также учесть, что это только данные сервиса Spotify. А ведь есть еще iTunes и еще несколько сервисов, где выложена вся дискография «Битлз». Есть также YouTube, где многие ролики с песнями квартета имеют сотни миллионов просмотров.

Это наглядно показывает, что уникальный феномен «Битлз» вовсе не ушел в прошлое, он продолжается. В чем секрет притягательность песен квартета, продавшего к 2021-му году более 800 миллионов альбомов, трудно объяснить, но их песни совершенно не стареют, большая часть наследия «Битлз» по-прежнему остается актуальной и пользуется спросом – как в оригинальном варианте, так и в каверах, количество которых всё растет.

Читать еще:
Почему первая же песня, написанная Харрисоном, стала прорывом для «Битлз»
Песня живет, а страны уже нет – вышел клип «Back In The U.S.S.R.»
В Великобритании начинается издание научного журнал о «Битлз»
Фильм о том, как «Битлз» записывали «Let It Be», превратился в сериал
Представление фильма «The Beatles: Get Back»
Звезды хард'н'хэви исполнили «Come Together»
Какую музыку покупают в 2020 году – «Битлз» опять впереди планеты всей
Все синглы «Битлз» выйдут в одном комплекте
«Here Comes The Sun»: вышел новый клип на песню «Битлз»
«Битлз» выпустили клип на песню «Glass Onion»
Желтая подлодка снова в пути
«Желтая подлодка» всплывает в виде комикса
Маккартни договорился с Sony по правам на песни The Beatles

Почему первая же песня, написанная Харрисоном, стала прорывом для «Битлз»

Никто не утверждает, что песня «Don't Bother Me» («Не беспокой меня») – первая, самостоятельно написанная Джорджем Харрисоном, является чем-то особо выдающимся, особенно на фоне других его замечательных композиций, но она была, на первый взгляд, может небольшим, но важным шагом в развитии всей группы.

Сам Джордж был об этой песне невысокого мнения и на своих сольных концертах никогда её не исполнял:

«Это была первая песня, которую я написал. Она для меня была как упражнение, чтобы проверить, смогу ли я вообще написать песню, – вспоминал музыкант позже. – Я сочинил её в отеле города Бормута, где мы выступали летом 1963 года. Я заболел и остался в постели… Поэтому она и называлась «Не беспокой меня».

Небольшой курортный город Борнмут на самом юге Британии, где у «Битлз» было шесть концертов, – это средоточие развлекательных заведений и большого количества отдыхающей публики, в том числе множества симпатичных девушек. Остаться в гостинице в момент, когда все остальные члены группы от души развлекались, было совершенно ужасно. Всё это выплеснулось в песню. Получилось мрачновато и слегка заунывно, хоть Джордж изо всех сил старался подражать легкому стилю Пола и Джона.

Самые популярные публикации о «Битлз»:
Леннон, Харрисон и песня «Битлз» спасли от сноса кинотеатр в Ливерпуле
● Почему Элвис Пресли просил запретить «Битлз» приезжать в Америку
● Последнее выступление «Битлз»
● История непристойных рисунков Леннона в британском суде
● «Битлз» и наркотики – как это было

Когда Брайан Эпстайн только познакомился с «Битлз» и начал их продвигать, рассказывая о группе, он каждому давал краткую характеристику: Леннон – настоящий рокер, задиристый и необузданный; Маккартни – хорошо воспитанный и вежливый мальчик, Ринго Старр – обаятельный шутник, Харрисон – ... С ним было труднее всего. В итоге Джордж получил прозвище «тихий битл». А еще позже – «тёмная лошадка»: очень спокойный, немного замкнутый и чрезвычайно серьезно относящийся к своим обязанностям в группе. И еще – не совсем уверенный в себе и очень самокритичный. Эти свойства позже позволили ему достичь в музыке больших высот. Но поначалу он просто хотел по-возможности полноценно соответствовать Леннону и Маккартни, которые играючи, одну за другой, буквально "пекли" отличные песни.

Однако при всех недостатках в «Don't Bother Me» есть одна важная особенность. Если все первые песни авторства Леннон-Маккартни, бойкие и веселые, замыкались в ограниченном круге тем: девушки-танцы-машины-рок-н-ролл, то Харристон удивительным образом написал песню... о болезни – о своей собственной жизни, о том, что его глубоко волновало именно в этот момент.

harrison 2.jpgДжордж Харрисон в 1968 году. Фото: LFI/Photoshot

У Пола и Джона идеи писать песни на более серьезные темы, подсказанные политическими событиями в мире и газетными публикациями, появились только в 1964 году, после революционного для них знакомства с Бобом Диланом. Считается, что это было их важным «изобретением». Но на самом деле первопроходцем здесь был Харрисон.

Линию серьезных тем и песен Джордж продолжил и в итоге, несмотря на то, что ему дозволялось на каждой пластинке разместить только одну-две собственных песни, в одиночку внес ряд важных идей, которые стали новациями не только для «Битлз», но и для всей популярной музыки. Он первым написал острую социальную сатиру в ритме рок-н-ролла («Taxman»), использовал восточные лады («Only A Northern Song»), применил индийские инструменты, породив целое направление рага-рок («Within You Without You»).

К своему первому песенному опыту Джордж относился очень критически: «Я не думаю, что это хорошая песня… Возможно, это вообще не песня. Но, по крайней мере, мне она показала, как это нужно делать. Я понял, что если буду продолжать писать, тогда, возможно, однажды напишу что-нибудь хорошее».

В этой мысли Джордж снова был прав. Благодаря «Don't Bother Me», которая вошла во второй альбом 1963 года «With The Beatles», он поверил в себя, что в конечно итоге привело его к созданию немеркнущих песенных шедевров, которые звучат по сей день: «Here Comes The Sun», «While My Guitar Gently Weeps» и «Something».

Читать еще:
Песня живет, а страны уже нет – вышел клип «Back In The U.S.S.R.»
В Великобритании начинается издание научного журнал о «Битлз»
Фильм о том, как «Битлз» записывали «Let It Be», превратился в сериал
Представление фильма «The Beatles: Get Back»
Звезды хард'н'хэви исполнили «Come Together»
Какую музыку покупают в 2020 году – «Битлз» опять впереди планеты всей
Все синглы «Битлз» выйдут в одном комплекте
«Here Comes The Sun»: вышел новый клип на песню «Битлз»
«Битлз» выпустили клип на песню «Glass Onion»
Желтая подлодка снова в пути
«Желтая подлодка» всплывает в виде комикса
Маккартни договорился с Sony по правам на песни The Beatles

Леннон, Харрисон и песня «Битлз» спасли от сноса кинотеатр в Ливерпуле

Кинотеатр «Эбби Синема» (Abbey Cinema), расположенный в Ливерпуле на Черч-роуд-Норт, удалось спасти от сноса благодаря тому, что он оказался в числе любимых мест участников квартета «Битлз» и даже упоминался в одной из песен – несмотря на то, что упоминание не вошло в окончательную редакцию трека.

Джон Леннон и Джордж Харрисон постоянно сбегали из школы на киносеансы в «Abbey Cinema» – это был побег в фантастический мир грёз из довольно сурового послевоенного детства.

Кинотеатр был построен по оригинальному проекту известного архитектора, сэра Альфреда Эрнеста Шеннана. Он же являлся главой городского совета, был большим патриотом своего города и старался, чтобы каждое новое строение становилось украшением Ливерпуля.

Кинотеатр был построен перед самой войной, в 1939 году. Он счастливо пережил бомбежки, но не выдержал кризиса в кино и закрылся в 1979 году. Позже он использовался как зал для игры в бинго, снукер-клуб и, наконец, стал супермаркетом, который закрылся в 2020 году. Владелец здания, сеть супермаркетов «Лидл», приняла решение снести здание, чтобы построить на этом месте новый магазин большего размера, поскольку специалисты пришли к мнению, что ремонт «экономически нецелесообразен».

cinemaliverpool.jpgТак «Abbey Cinema» выглядит сегодня. Фото: liverpoolecho.co.uk.

Общественные организации «Историческая Англия» и «Спасти британское наследие» забеспокоились по этому поводу, однако найти общий язык с владельцами не удавалось. И тут на помощь пришли волонтерские объединения, которые занимаются сохранением мест и зданий в Ливерпуле, связанных с «Битлз» и их творчеством. Оказалось, что «Abbey Cinema» – одно из мест, которое имел ввиду Джон Леннон в пронзительной песне «In My Life» («В моей жизни»).

There are places I'll remember all my life,
Есть места, которые я буду помнить всю свою жизнь,

Though some have changed,
Несмотря на то, что некоторые изменяются,

Some forever, not for better,
Некоторые навсегда, не в лучшую сторону,

Some have gone and some remain.
Некоторые исчезнут, а некоторые останутся.

All these places have their moments
У всех этих мест есть свои моменты

With lovers and friends
С возлюбленными и друзьями

I still can recall.
Которых я пока еще могу вспомнить.

Some are dead and some are living,
Некоторые мертвы, некоторые еще живы,

In my life I've loved them all.
В моей жизни я любил их всех.

Песня была написана Джоном Ленноном в 1964 году и вошла в альбом 1965 года «Rubber Soul» («Резиновая душа»). Идею подсказал один из журналистов, который после выхода автобиографической книги Джона «Lennon In His Own Write» («Леннон собственноручно») спросил музыканта, почему бы ему не создать песню, которая была бы похожа на книгу воспоминаний о детстве.

Джону идея понравилась. Он начал делать наброски текста, в которых стал перечислять любимые месте детства, но ему всё не нравилось. По его собственному выражению, это было похоже на школьное сочинение «Где я провел лето». Наконец, он отложил в сторону топологию (перечень любимых мест потом частично вошел в песни «Пенни Лейн» и «Земляничные поляны навсегда»), оставив только мысли о прошедшем детстве – и получилось то, что надо.

«По-моему, "In My Life" – моя первая песня, которую я написал сознательно. Это песня о моей жизни, – говорил о ней Леннон. – Она родилась, когда я решил рассказать в песне о своем детстве».

С мелодией и гармонией куплета помог Пол Маккартни. Существенный вклад внёс также Джордж Мартин. Это он придумал и сыграл «классический» проигрыш на клавесине. Поскольку ему не хватало исполнительского мастерства, чтобы точно исполнить виртуозный пассаж, который он сам же и придумал, пришлось прибегнуть к технической хитрости. Фрагмент был записан медленно и на октаву ниже, а потом скорость пленки увеличили вдвое.

Песню высоко оценил не только сам автор. Настроение грусти по безвозвратно ушедшему счастливом у времени детства тронуло многие души. В различных рейтингах «In My Life» всегда входит как минимум в тридцатку лучших песен всех времен (в списке журнала «Роллинг Стоун» – на 23 месте).

Самые популярные публикации о «Битлз»:
● Почему Элвис Пресли просил запретить «Битлз» приезжать в Америку
● Последнее выступление «Битлз»
● История непристойных рисунков Леннона в британском суде
● Песня живет, а страны уже нет – вышел клип «Back In The U.S.S.R.»
● «Битлз» и наркотики – как это было

Именно «In My Life» звучала на похоронах Курта Кобейна – это была его любимая композиция из всего, что написали «Битлз». Бон Джови в своем завещании также написал, чтобы на его похоронах звучала «In My Life». Словно эпитафия она также всегда исполняется на концертах памяти самого Джона Леннона.

lennon wall.jpgМуралы, напоминающие о «Битлз», в Ливерпуле встречаются повсюду. Фото: Andrew Teebay

Едва стало известно, что кинотеатр «Abbey Cinema» имеет отношение к «Битлз» и их песням, властям оказалось гораздо проще объяснить, почему здание ни в коем случае нельзя сносить. К тому же, оказалось, что постройка является редким образцом стиля ар-деко межвоенного периода. В срочном порядке строение получило статус памятника архитектуры и, соответственно, защиту государства. Теперь его уже точно никто не снесет.

Растерянным владельцам здания теперь предстоит придумать, что с ним делать, поскольку оно находится в аварийном состоянии. Городской совет по туризму готов здесь оказать помощь - по его использованию имеется множество идей. Местная пресса празднует победу и пишет о том, что произошел важный прецедент. Теперь в подобных случаях защищать исторические здания от излишне предприимчивых застройщиков будет легче.

beatlesmonument.jpg

Особенное значение «In My Life» имела для Харрисона – ведь это было и его любимое место. Джордж даже исполнял эту песню на своих сольных концертах после того, как «Битлз» прекратили существование. Но исполнял ее совсем не так, как она звучала на альбоме, а совершенно по-своему.

Песня «In My Life» продолжает свою концертную жизнь. Она по-прежнему звучит со сцены и входит в репертуар артистов нового поколения – как бриллиант, который со временем не меркнет.

Читать еще:
В Великобритании начинается издание научного журнал о «Битлз»
Фильм о том, как «Битлз» записывали «Let It Be», превратился в сериал
Представление фильма «The Beatles: Get Back»
Звезды хард'н'хэви исполнили «Come Together»
Какую музыку покупают в 2020 году – «Битлз» опять впереди планеты всей
Все синглы «Битлз» выйдут в одном комплекте
«Here Comes The Sun»: вышел новый клип на песню «Битлз»
«Битлз» выпустили клип на песню «Glass Onion»
Желтая подлодка снова в пути
«Желтая подлодка» всплывает в виде комикса
Маккартни договорился с Sony по правам на песни The Beatles

 / 9