@the-beatles
История британской группы «Битлз», оказавшей наиболее сильное влияние на развитие популярной музыки в ХХ веке и продолжающая оказывать это влияние до сих пор, рассказана множество раз в мельчайших деталях. Наиболее дотошные биографы начинают с весны 1956 года, когда 15-летний Джон Леннон (John Lennon) организовал в рабочем квартале Ливерпуля группу «The Quarrymen» («Ребята из каменоломни»), которая исполняла композиции в стилях кантри и рок-н-ролл.
Второй важной датой стало 6 июля 1957 года, когда Пол Маккартни (Paul McCartney) впервые услышал выступление «The Quarrymen» в сквере около церкви Св. Петра в ливерпульском районе Вултон. Тогда Пол и Джон познакомились и Пол смог произвести на Джона впечатление тем, что знал на гитаре аккорды, которые были неизвестны Джону. По этой убедительной причине Пол получил приглашение стать участником группы.
Через год, в 1958-ом, Пол привел в ансамбль своего школьного дружка, Джорджа Харрисона. Джорджу было только 15 лет, но он совсем неплохо играл на гитаре. Пол, Джон и Джордж стали ядром коллектива, который Джон переименовал в «Johnny and the Moondogs». В 1959-ом в группе появился сокурсник Джона по колледжу искусств, Стюарт Сатклифф.
В этом же 1959 году Джон Леннон несколько раз поменял название: сначала это было «Long John And The Silver Beatles», потом появилось сокращенное «The Silver Beatles», и наконец, просто «The Beatles». Слово «beatles» понравилось Джону, большому любителю игры слов – оно вмещало в себя два смысла: «beat» как «удар», «пульсация» и «beetles» – «Жуки». Это к тому же перекликалось с очень популярной в то время группой «Сверчки».
К этому времени ансамбль начал выступать в ливерпульском клубе «Jacaranda». Там их заметил некто Кошмидер, хозяин клуба в Гамбурге – он пригласил музыкантов на гастроли к себе в Германию. В тот момент «Битлз» в очередной раз искали себе ударника. Выбор был остановлен на Пите Бесте. Основным аргументом был тот факт, что у Пита была собственная ударная установка. Как только состав был укомплектован, молодые артисты сразу же отправились в путь и 17-го августа 1960 года Леннон, Маккартни, Харрисон, Сатклифф и Бест вышли на сцену гамбургского клуба «Indra». Позже они перебрались в более популярный «Кайзеркеллере».
Музыканты пробыли в Гамбурге четыре с половиной месяца – за это время они набрались опыта и существенно расширили репертуар. Вернувшись в родной Ливерпуль, они уже считались одной из лучших местных групп. Несмотря на то, что выступали они почти ежедневно, неизменно собирая толпы слушателей, в плане развития это ничего не давало. В феврале 1961 года они снова отправились в Гамбург, где уже имели поклонников.
В Гамбурге им пришлось срочно перекраивать весь свой репертуар, потому что Стюарт Сатклифф, которому прочили большую художественную карьеру (он прекрасно рисовал), решил уйти из ансамбля. Уходя, Стю подарил свою бас-гитару Полу Маккартни и тому пришлось осваивать новый инструмент. Джордж Харрисон вместо Пола вынужден был стать соло-гитаристом. Немецкая подружка Стюарта, Астрид Киркхер, оказала группе важную помощь в установлении собственного визуального стиля. Она придумала для них особые пиджаки без лацканов и предложила постричь челки и удлинить волосы – так, что сзади головы музыкантов стали похожи на спинки жуков.
В Гамбурге «Битлз» впервые попали в студию звукозаписи. Поначалу - в качестве аккомпанирующего состава британского гитариста и певца Тони Шеридана (Tony Sheridan). Перед возвращением в Ливерпуль они записали свой собственный первый сингл с двумя песнями: «My Bonnie» и «The Saints». Именно это пластинку попросил в субботу 28 октября 1961 года парень по имени Курт Рэймонд Джонс в магазине грампластинок ливерпульской компании «NEMS Ltd.», которая принадлежала 27-летнему Брайану Эпстайну. Дотошный Брайан такой пластинки в магазине не имел, но отыскав ее в каталоге импорта, был очень удивлен, выяснив, что исполнители выступают в клубе «Cavern», который находился рядом с магазином. Эпстайну стало любопытно и он не поленился зайти и послушать группу, поскольку занимался не только продажей пластинок, но и продвижением нескольких местных исполнителей. После концерта «Битлз» получили от него предложение о сотрудничестве и 13 ноября подписали контракт, в соответствии с которым Брайан Эпстайн стал их официальным менеджером.
Будучи человеком деятельным, Эпстайн сразу же озаботился выпуском пластинки. Около полугода у него ушло на визиты в Лондон, где он посещал студии звукозаписи. Отказ следовал за отказом. Наконец, в июле 1962 года, глава компании «Parlaphone» Джордж Мартин согласился заключить с «Битлз» контракт на один год, по которому обязался выпустить 4 сингла. Было только одно условие – заменить ударника. Пит Бест, хоть и имел своих поклонников, действительно отставал в музыкальном отношении от других участников «Битлз». Предложение войти в состав группы получил Ринго Старр, с которым музыканты были знакомы по гамбургским гастролям.
В начале сентября 1962 года «Битлз» записали свой дебютный сингл «Love Me Do» / «P.S. I Love You». Сразу после выхода он занял в британском национальном хит-параде 17-е место – это был успех, которого никто не ожидал. Вышедший в ноябре второй сингл «Please Please Me» / «Ask Me Why» уже возглавил хит-парад.
Ловя ветер успеха, «Битлз» отправились на гастроли. Они снова побывали в Гамбурге, дали серию концертов в Швеции и очень много колесили по маленьким городам Британии. Прервав свой тур всего на один день, 11 февраля 1963 года группа в один прием, за 585 минут, полностью записала дебютный альбом «Please Please Me», который сразу же выскочил на первое место в хит-параде и оставался там 6 месяцев, уступив место лишь следующему альбому «Битлз».
Рождением битломании считается 13 октября 1963 года, когда «Битлз» дали концерт в лондонском зале «Палладиум». Из-за массовой истерики зрителей музыкантов пришлось эвакуировать из зала с помощью полиции.
Второй диск группы «With The Beatles» установил мировой рекорд по количеству предварительных заявок – их было более 300 тысяч. За год было продано свыше миллиона копий. Все последующие синглы «Битлз» продавались в количестве миллиона экземпляров сразу же после выхода – этот удивительный рекорд до сих пор не побит ни одним исполнителем.
В США «Битлз» довольно долго не принимали. Сингл «I Want To Hold You Hand» вышел на первое место хит-парада только в начале 1964 года. Однако, когда 7 февраля музыканты прибыли на гастроли, в аэропорту им. Кеннеди их пришло встречать около четырех тысяч поклонников. А в апреле, когда на экраны вышел фильм «A Hard Days Night» и новый одноименный альбом, песни «Битлз» занимали 5 первых строчек американского хит-парада – этот рекорд также остается непобитым.
Популярность и влияние «Битлз» нарастало: новый альбом «Beatles For Sale», поступивший в продажу 4 декабря 1964 года, в течение дня был продан тиражом 700 тыс. экземпляров. При очень плотном гастрольном графике музыканты успевали сочинять новые песни и сниматься в следующем музыкальном фильме. В начале августа 1965 года почти одновременно вышли фильм и диск «Help!», на котором среди прочих замечательных песен находилась композиция «Yesterday», ставшая самой исполняемой мелодией ХХ века.
Два следующих диска стали переломными не только для творчества «Битлз», но и для развития мировой поп-музыки в целом. Композиции альбомов «Rubber Soul» и «Revolver», которые вышли в 1966 году, были настолько сложны, что не предполагали сценического исполнения – так много там было студийных эффектов. С этого момента «Битлз» отказались от концертных выступлений и перешли к чисто студийной работе.
Еще одной причиной отказа от концертов была очень большая усталость от непрерывных турне. «Битлз» хотели и ждали на всех континентах, их заманивали любыми способами, но одновременно они становились жертвами провокаций и спекуляций. Каждое концертное выступление превращалось в сражение с армией темпераментных фанов, которые кричали так, что заглушали инструменты. При этом в Японии вооруженные студенты в городе Бадокан угрожали физической расправой, из Манилы «Битлз» пришлось буквально бежать после того, как они вызвали гнев властей, не явившись на прием к диктатору Фердинанду Маркосу. Из-за случайной реплики Джона Леннона о том, что «Битлз» стали популярнее Иисуса, члены Ку-клус-клана на юге США стали публично сжигать диски «Битлз», требуя от них покаяния. Таким образом, отыграв 29 августа 1966 года в Сан-Франциско последний концерт американского турне, музыканты больше ни разу не вышли на концертную сцену.
В очередных композициях применялось множество новаторских приемов, квинтэссенцией которых стал альбом «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» («Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера») – первый в истории концептуальный альбом, где всё, начиная с обложки и заканчивая порядком песен, было подчинено единому замыслу.
Альбом «Sgt. Pepper's…» стал для «Битлз» последней серьезной крупной работой. Летом 1967 года произошла трагедия – 27 августа от передозировки наркотиков умер Брайан Эпстайн. Внутри группы возникли напряжения из-за нерешенной проблемы – кто заменит менеджера, по сути дела, создавшего успех группы.
Творчество при этом продолжалось: в прокат вышел полнометражный мультипликационный фильм «Yellow Submarine», а 22 ноября 1968 года появился новый двойной альбом, названный просто «The Beatles». Вскоре группа взялась за новый необычный проект. На этот раз идея заключалась в том, что сложные композиции должны были писаться в студии как концертные, без остановок и студийных наложений. И весь этот процесс должен был сниматься на кинопленку и стать основой фильма. Однако задача оказалась слишком сложной даже для «Битлз». Камера безучастно фиксировала бесконечные остановки и ссоры, было записано около ста песен, даже сделан концерт на крыше студии «Эббей Роуд», но в конечном итоге весь материал был отложен в сторону «до лучших времен».
Летом 1969 года музыканты записали диск «Abbey Road». Это была их последняя совместная работа в студии. Накануне, 4 июля 1969 г. Джон Леннон заявил, что вместе со своей женой Йоко Оно организовал новую группу, «Plastic Ono Band». К тому же начались серьезные финансовые проблемы – творческая компания «Apple Records», которую основали музыканты «Битлз» в начале 1968 года, вложив в нее заработанные средства, превратилась в организационный кошмар, черную дыру, в которую проваливались огромные деньги.
Так и не достигнув согласия в вопросе, кто станет новым менеджером группы, музыканты перестали общаться между собой и Пол Маккартни, выпустив 10 апреля 1970 года сольный альбом, поместил на конверте интервью с самим собой, в котором заявил, что больше не планирует работать в группе «Битлз». Это сообщение повергло в шок миллионы поклонников, хотя к тому времени Джордж Харрисон уже находился в концертном туре с дуэтом с «Delaney and Bonnie», а Ринго Старр играл в кино – у него была главная роль в фильме «Magic Christian».
В январе 1970 года компания EMI, которая к тому времени приобрела «Parlaphone», пригласила американского продюсера Фила Спектора, который тогда считался лучшим, чтобы тот разобрался с брошенным в студии музыкальным и кино- материалом. Спектор прослушал записи и подготовил к выпуску альбом «Let It Be». Таким образом, этот диск вышел, когда группа «Битлз» уже практически не существовала.
Музыканты «Битлз» практически создали новую музыкальную эру. Они превратили легкую музыку в объемную субкультуру, повлияв на тексты, аранжировки, стиль поведения, дизайн причесок и одежды – практически на все аспекты современной жизни. Они стали не просто голосом своего поколения, а его символом.
Распад «Битлз» парадоксально позволил каждому из квартета реализоваться боле полно. Каждый издавал пластинки и выступал на концертах. После трагической смерти Джона Леннона в декабре 1980 года рухнули все надежды на воссоединение «Битлз». Однако популярность песен, созданных группой в течение десятилетия, никогда не ослабевала.
В начале 90-х Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр и вдова Леннона Йоко Оно смогли наконец подписать авторское соглашение, позволившее вновь выпускать материал под лейблом «Битлз». Благодаря этому в 1994 году вышел двойной CD с записями Би-Би-Си, сделанными еще в начале 60-х гг. Потом был сделан многосерийный документальный фильм «Антология» об истории «Битлз» с музыкальным материалом на шести дисках. Позже эта история вышла в виде иллюстрированной книги.
Смерть Джорджа Харрисона от рака горла в 2001 года стала причиной глубочайшей скорби поклонников по всему миру. Как это ни кощунственно звучит, но в словах Леннона «Битлз сейчас популярней, чем Иисус» есть некоторая доля истины.
Сегодня ливерпульский университет ввел в свою учебную программу специальность «Битловедение». По окончанию обучения выпускники получают степень магистра по этому предмету. Выходят фильмы и мюзиклы, основанные на мелодиях «Битлз», проводятся выставки, артефакты, связанные с историей «Битлз», продаются на аукционах за огромные деньги. О группе написано более 8000 книг, во всем мире проходят многочисленные симпозиумы, фестивали, на которых выступают исполнители их песен.
В 2018 году, к 50-летнему юбилею выхода «Белого» альбома, был выпущены клипы «Back In The U.S.S.R.» и «Glass Onion». В последнем, в свою очередь, имеются отсылки на песни «Strawberry Fields Forever», « I Am the Walrus», «The Fool on the Hill», «Fixing a Hole» и «Леди Мадонна». На сюрреалистических персонажей этих песен как раз и предлагается взглянуть сквозь волшебную «стеклянную луковицу». Переиздание альбома вышло в различных вариантах: две версии «делюкс», с тремя и четырьмя компакт-дисками, а также набор «супер делюкс» из семи дисков. В него вошли фотоальбом, 27 треков (акустические версии песен), а также вся программа, перемикшированная в формате dolby 5.1.
Видеоклипы:
«Glass Onion» (1.11.2018 Mix),
«Back In The U.S.S.R.» (Lyric Video, 6.11.2018),
«Here Comes The Sun» (26.09.2019).
Документальные фильмы:
«Hard Day's Night» (1964),
«По ту cторону музыки»
Русскоязычные Интернет-ресурсы, посвященные «Битлз»:
- http://4beatles.info/
- http://www.lastfm.ru/music/The+Beatles/+wiki
- http://lyrics.deviant.ru/text_pesni/84/the_beatles/the_beatles-info.htm
- http://shalala.ru/The_Beatles/bio/
- http://www.beatles-online.ru/index.html
- http://www.beatlesparty.ru/
- http://letitbeat.narod.ru/
Интернет:
Официальный сайт
Битлз Библия (англ.яз.)
Фейсбук
Твиттер
Вконтакте
Инстаграм
Фан-сайт 1 (рус.яз.)
Фан-сайт 2 (рус.яз.)
Видеоканал
Википедия (англ.яз.)
Википедия (рус.яз.)