@the-beatles
Как Джон Леннон развалил «Битлз»
Когда в сентябре 1969-го года Джон Леннон решил покинуть «Битлз», менеджер Аллен Кляйн убедил его не делать публичных заявлений. У Кляйна был весомый аргумент, который показался Джону убедительным - как раз завершался сложный переговорный процесс по пересмотру условий нового контракта с лейблами EMI и «Capitol», выпускавшим пластинки «Битлз» в Америке. Для того, чтобы проценты выплаты авторских не рухнули, было важно подобные новости не торопиться оглашать.
Переговоры о новых условиях шли с мая 1969-го года. Кляйн боролся за повышение ставки роялти. По его словам, финансовое положение «Битлз», было очень шатким и EMI должны были пойти на более выгодные для музыкантов условия. «Битлз» почти полностью выполнили минимальные условия предыдущего контракта 1967 года. Было выпущено много синглов, ставших хитами, вышел двойной EP «Magical Mystery Tour», двойной альбом «The Beatles» («Белый альбом»), саундтрек к мультфильму «Yellow Submarine» и супербестселлер «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band».
Самые популярные публикации о «Битлз»:
● Последнее выступление «Битлз»
● История непристойных рисунков Леннона в британском суде
● Песня живет, а страны уже нет – вышел клип «Back In The U.S.S.R.»
● «Битлз» и наркотики – как это было
Выпуск «Белого альбома» в ноябре 1968-го года увеличил долю EMI на британском рынке звукозаписи с 28% почти до 40%, а розничные продажи составили более 900 тыс. фунтов стерлингов. К тому же, близилась к завершению запись альбома «Abbey Road», что давало Кляйну в руки сильный козырь. Лейблы понимали, что новый альбом - это гарантированные новые прибыли.
Фотография сделана 20 сентября 1969 года перед подписанием контракта. Фото: Beatles Biblia.
По предыдущему контракту «Битлз» и их британский лейбл EMI получали 17,5% от оптовой цены пластинки в США, что уже составляло значительную сумму. Кляйну удалось увеличить эту цифру до 25%. Он практически шантажировал американцев, угрожая, что если лейбл откажется от таких условий, «Битлз» поищут более сговорчивых партнеров.
В обмен на более высокую ставку «Битлз» принимали на себя обязательство выпускать по два новых альбома каждый год, как совместные, так и сольные, до 1976 года. По условиям сделки, с каждого заработанного доллара от продажи новых альбомов «Битлз» должны были получать 58 центов до 1972 года и 72 цента после этой даты.
Кроме этого, с 1971-го года все предыдущие записи группы становились доступны на «Apple Records». Доходы «Битлз» по этим договоренностям также значительно возрастали. Стабильный приток денег был гарантирован как минимум до 1976 года.
Подписание последнего контракта «Битлз» 20 сентября 1969 года: Йоко Оно, Джон Леннон, Аллен Кляйн, Пол Маккартни, Ринго Старр. Фото: Beatles Biblia.
Контракт был подписан 20 сентября 1969 года. Пол Маккартни, несмотря на то, что он активно возражал против кандидатуры Кляйна в качестве менеджера, поставил свою подпись рядом с автографом Леннона и Ринго Старра. Джордж Харрисон отсутствовал – он был в Чешире, где навещал свою матушку. Свою подпись под контрактом он добавил через несколько дней.
Подписание контракта состоялось в лондонской штаб-квартире «Эппл», на Сэвил-Роу. Когда всё было закончено, Леннон воспользовался моментом, чтобы объявить Маккартни и Старру, что он покидает группу.
Джон Леннон: «Когда я вернулся [из Торонто] и поговорил с Кляйном, он сказал мне: "Остынь", потому что было много срочных дел по бизнесу. Потом мы обсуждали какие-то ближайшие планы в офисе с Полом. Пол говорил, что нам надо сделать, а я отвечал: «Нет, нет, нет» на все его предложения. Наконец, я должен был что-то сказать в ответ. Поэтому я и сообщил: «Группа закончилась, я ухожу». Аллен был рядом и он тут встрял: «Не рассказывай». Он не хотел, чтобы я сказал это даже Полу. Но я ничего не мог с собой поделать, я не мог остановиться, слова уже прозвучали. И Пол, и Аллен сказали, что они рады, что я не объявил об этом всем – будто я собирался сделать из этого большое событие. Не знаю, сказал ли Пол: «Никому не говори», но он был чертовски доволен, что я этого не сделал. Он сказал: «Ну, это значит, что на самом деле ничего не произошло, если вы не собираетесь ничего говорить». Так вот - все-таки что-то произошло.
Жанн С. Веннер, в книге "Lennon Remembers".
В книге «Антология» Пол Маккартни рассказал о своей реакции на решение Леннона.
«Я сказал: Я думаю, нам следует вернуться к маленьким концертам - ведь мы отличная маленькая группа. Мы должны вернуться к своим корням и кто знает, что тогда будет. Джон посмотрел мне в глаза и сказал: Это глупо. Я не собирался говорить вам, пока мы не подпишем сделку с "Capitol", – но я ухожу из группы! Мы все побледнели.
Должен признать, что мы все уже понимали, что это произойдет – из-за его интенсивной связи с Йоко. Джону нужно было освободить место в своей жизни для Йоко. Он явно хотел закончить свой период жизни с "Битлз", чтобы начать новый период с Йоко, чтобы эти два увлечения не мешали друг другу. Так что его решение не объявлять об этом, пока не будет подписан новый контракт, нельзя назвать хорошей идеей. Старина Джон – в итоге ему пришлось просто выпалить нам своё решение. Вот и все. Конечно, не так просто ключевому участнику коллектива сказать: "Я ухожу из группы".
Я не знал, что на это сказать. Мы должны были как-то отреагировать. Было очевидно, что он очень захвачен этой идеей, решение уже принято, поэтому мы ничего не могли поделать. Было бесполезно восклицать: "Что ты имеешь в виду под «я ухожу»? Что же это, группа тогда…" Это сильно меня расстроило».
Сразу после подписания контракта у Леннона и Йоко Оно состоялась еще одна встреча с Кляйном, на которой они назначили его бизнес-менеджером своей компании «Bag Productions». Вскоре в Торонто состоялся дебют группы Йоко и Джона «Plastic Ono Band».
«После того, как группа "Plastic Ono Band" начала выступать с концертами, у нас состоялась встреча на Сэвил-Роу, на которой Джон, наконец, поставил окончательную точку. Он сказал: "Ну вот, ребята. Давай покончим с этим". И мы все сказали "да". Я тоже сказал "да", потому что это был очевидный конец, ситуацию невозможно было удержать. Не думаю, что если бы я сказал тогда: "Прекратите", задержалась бы она хотя бы еще на пару лет.
Но тогда, на встрече в офисе, у нас было чувство, что всё складывается хорошо. Это не было мрачно, и мы не дрались. Как будто в комнату вошла мысль, и все сказали то, что сказали. Джон не думал, что мы должны уходить, просто мы должны были прекратить деловые отношения. Это не было: "Я ухожу, вы расходитесь". Это было: "Ну, вот и все! С меня достаточно. Я хочу сделать это…"
Если бы это произошло в 1965-ом или даже в 1967-ом году, это было бы сильнейшим потрясением. На самом деле это было просто "давай покончим с этим разводом". Джон всегда был самым продвинутым, когда нужно было принять важное решение в любом деле».
Ринго Старр, "Anthology"
История сложилась таким образом, что публично информация о том, что он больше не планирует сотрудничать с «Битлз», попала в публичное пространство от Пола Маккартни - в тексте интервью, которое он взял сам у себя для вкладыша в свой первый сольный альбом «McCartney» в 1970 году. Он был последним из всех четверых, кто записал сольник, находясь в глубокой депрессии на своей ферме в Шотландии. И хотя для инсайдеров это заявление вовсе не было новостью, у фанов «Битлз» так и осталось глубокое убеждение, что это именно Пол развалил группу. В действительности же, всё было гораздо сложней.
Читать еще:
Фильм о том, как «Битлз» записывали «Let It Be», превратился в сериал
Представление фильма «The Beatles: Get Back»
Звезды хард'н'хэви исполнили «Come Together»
Какую музыку покупают в 2020 году – «Битлз» опять впереди планеты всей
Все синглы «Битлз» выйдут в одном комплекте
«Here Comes The Sun»: вышел новый клип на песню «Битлз»
«Битлз» выпустили клип на песню «Glass Onion»
Желтая подлодка снова в пути
«Желтая подлодка» всплывает в виде комикса
Маккартни договорился с Sony по правам на песни The Beatles