@the-beatles
История непристойных рисунков Леннона в британском суде
На первое апреля, неофициальный праздник смеха и «День дурака», пришелся негромкий, но примечательный юбилей. В этот день 50 лет назад в магистратском суде на Мальборо-стрит в Лондоне состоялось судебное слушание о признании коллекции художественных работ Джона Леннона порнографическими и оскорбляющими общественную нравственность. Сегодня эта история почти забыта, но в 1970-м она была в Британии самым громким скандалом года.
Весна 1970 года для «Битлз» была особенным временем. О распаде группы официально еще не было объявлено, но фактически коллектив уже не существовал. Все четверо занялись своими делами. Пол Маккартни уединился с Линдой на ферме и записывал свой первый сольный альбом, Джон Леннон еще находился в состоянии медового месяца после заключения брака с Йоко Оно (Пол и Джон, оба женились в марте 1969 года с разницей в неделю). Любовная эйфория Леннона отразилась в серии рисунков и литографий, которые он изготавливал в течение всего этого времени. Рисовать для Леннона было привычным занятием, ведь еще до всемирной славы «Битлз» он успел закончить художественную школу в Ливерпуле и даже создал несколько комиксов.
Провокационной серией графических изображений, среди которых были сцены мастурбации, орального и группового секса, заинтересовался Юджин Шустер, владелец лондонской художественной галереи. Он отобрал 50 работ и выставил их на продажу по цене 40 фунтов за штуку. Как он признавался позже, рисунки Леннона были очень неровными: некоторые были откровенно посредственными, но попадались также и настоящие шедевры. Леннону особенно удавался «восточный стиль», когда буквально несколькими выразительными штрихами у него получалось передать и настроение, и портретное сходство. Практически на всех рисунках были изображены Джон и Йоко.
Выставка мгновенно привлекла внимание журналистов – её открытие отметили практически все британские издания. Но уже на второй день в галерею пришла полиция. В то время в Скотланд-Ярде существовал особый «Отдел по непристойным публикациям», который среди широкой публики имел более короткое и более точное неофициальное название: «Грязный отдел».
Детективный инспектор Фед Луфф, который в то время возглавлял «Грязный отдел», совершил налёт на выставку со своей командой не просто так, а «по сигналу». Наиболее провокационные работы были конфискованы. Позже, во время судебного заседания, Луфф представил двух свидетелей: домохозяйку и мирового судью из графства Суррей, которые подтвердили, что посетив выставку «краснели от смущения и чувствовали себя плохо».
Сам инспектор, отвечая на вопрос судьи, честно ответил, что не заметил никакого смущения у молодых посетителей галереи, которых в этот момент было порядка сорока человек: «Но один джентльмен был явно раздражен, его лицо определённо было отмечено гневом». Полицейский также заявил, что подобные рисунки уже встречал в публичных местах – на стенках общественных туалетов. Как профессионал и эксперт (как вы помните, Луфф был начальником специализированного отдела), он высказал мнение, что рисунки создавал умственно и морально нездоровый человек.
Ни Леннон, ни Оно в суд не явились. Они в это время были в Дании – стране, которая первая в Европе разрешила легальное производство и широкую продажу тех самых изображений, с которыми в Британии боролся «Грязный отдел». Если бы выставка графики Джона Леннона открылась в Копенгагене, то её, скорее всего, просто бы не заметили.
Суд привлек огромное общественное внимание, а его итог вызвал большое удивление. Вместо того, чтобы применить Закон о непристойных публикациях 1964 года, который был создан именно для подобных случаев, с пыльных полок был извлечён из викторианской эпохи Закон о столичной полиции 1839 года, который, впрочем, никто не отменял. В соответствии с ним распространение непристойных материалов запрещено на «общественных дорогах и среди пассажиров». Поскольку посетителей галереи довольно сложно считать пассажирами, а выставку – дорогой, судья Джон Хармсворт постановил освободить из-под «стражи» арестованные рисунки и литографии. Через три недели, когда шумиха в прессе затихла, дело по-тихому закрыли.
Хозяину галереи, Юджину Шустеру, правда, все же пришлось заплатить штраф в 10 тысяч фунтов, но он заявил журналистам, что внакладе не остался и совершенно доволен тем, как обернулось дело: его галерея получила беспрецедентную рекламную кампанию, которая реально стоит миллионы.
В течение нескольких десятилетий вопрос о том, почему судья воспользовался старым законом, а не специально предназначенным для подобных нарушений, оставался загадкой. Ответ появился в 2004 году, когда закончились сроки хранения некоторых закрытых документов и Национальный архив обнародовал все материалы, связанные со скандальным процессом.
Оказалось, что за несколько дней до начала процесса, на имя судьи пришло письмо известного английского художника, П.Ф.С. Фуллера, который напоминал судье то, что он и так хорошо знал: судебное право в Британии имеет прецедентный характер. Это значит, что принимая решение, судья всегда смотрит, как решались дела подобного характера ранее. Это, в свою очередь, означает, что в ближайшем или в более отдаленном будущем появляется возможность объявить непристойными и порнографическими многие произведения искусства, которые находятся в национальных музеях и в частных коллекциях.
Фуллер напомнил судье, что «у Рембрандта имеются тысячи рисунков непристойного характера, которые хранятся в государственных коллекциях, а у королевы в личной собственности есть несколько весьма эротических полотен Фрагонара. Можно представить, какую реакцию у общественности вызовет ситуация, в которой появляется теоретическая возможность привлечь Её Величество к суду за публичную демонстрацию непристойных изображений либо использование её имени при защите в любых подобных судебных процессах».
Кроме этого, на суде представитель защиты показывал инспектору Луффу рисунки Пикассо, и тот был вынужден согласиться с тем, что работы Леннона имеет определённое сходство с графикой гениального испанского художника.
Учитывая, что как раз накануне Джон Леннон устроил еще одну скандальную выходку – вернул королеве Орден Британской Империи – можно понять, какую мучительную головную боль принес судье Хармсворту этот судебный процесс. Ведь в случае признания работ Леннона непристойными, имя битла навсегда было бы связано с именем королевы по очень неприглядному поводу. И с именем судьи тоже.
Доводы Фуллера были восприняты серьезно. Среди опубликованных документов была также копия официального ответа художнику с благодарностью за проявленное внимание.
Решение судьи в этом процессе не было идеальным, но, видимо, единственно приемлемым в ситуации, которая выглядела совершенно безвыходной. Дело было закрыто в соответствии c законом 1839 года.
Кстати, в течение всех этих бурных событий ни один рисунок за 40 фунтов так и не был продан. Позже отдельные графические листы выставлялись на продажу на аукционах и были куплены за две тысячи фунтов. Сегодня некоторые работы из «непристойной коллекции» время от времени появляются на арт-рынке. Минимальная цена – 10 тысяч фунтов.
Читать еще:
Все синглы «Битлз» выйдут в одном комплекте
«Here Comes The Sun»: вышел новый клип на песню «Битлз»
Песня живет, а страны уже нет – вышел клип «Back In The U.S.S.R.»
«Битлз» выпустили клип на песню «Glass Onion»
В Мемфисе состоится Битлз-симпозиум
Желтая подлодка снова в пути
Феномен влияния – мир отмечает «День Битлз»
«Желтая подлодка» всплывает в виде комикса
Маккартни договорился с Sony по правам на песни The Beatles
Пол Маккартни будет судиться за авторские права на песни «Битлз»
Пол Маккартни будет доказывать «Sony» свои права на песни «Битлз»
Пол Маккартни записывает новый альбом с продюсером Адели