@eurovision-2021
Беларусь вылетает из «Евровидения-2021»?
По участию Беларуси в «Евровидении» 2021-го года появился большой вопрос. Вслед за организаторами чемпионатов мира по хоккею и пятиборью, которые перенесли проведение мероприятий из Беларуси в другие страны, оргкомитету «Евровидения» придется ответить на сложный вопрос – будет ли исключена Беларусь из Европейского вещательного союза (ЕВС)? Придется также ответить на письмо, которое в адрес оргкомитета направил Сергей Будкин, руководитель Белорусского фонда культурной солидарности, с требованием исключить Белтелерадиокомпанию из Европейского вещательного союза и лишить ее права участия и трансляции песенного конкурса.
Законный повод для этого у ЕВС имеется: Белтелерадиокомпания в одностороннем порядке расторгла контракт с дуэтом VAL, Владиславом Фрайманом и Валерией Грибусовой, которые должны были представлять Беларусь на конкурсе 2020-го года и – после его переноса – в 2021 году. Причиной стала гражданская позиция музыкантов – руководство канала этого и не скрывало. И это серьезное нарушение не только устава ЕВС, но и международного права.
Артисты пояснили ситуацию своим поклонникам:
«Для нас такие понятия как честь, порядочность, свобода, уважение, любовь и самое главное, жизни людей, гораздо важнее, чем очередные личные преференции от какой-либо нынешней государственной организации. Мы прилагали максимальные усилия, чтобы достойно представить Беларусь на международном уровне. В эту работу VAL вкладывали всю душу. Именно потому, что у артистов есть душа, мы не могли остаться безучастными к насилию и несправедливости, которые захлестнули Беларусь. Мы сделали свой выбор. А БТ – свой».
Само собой, талантливый дуэт тут же был вычеркнут из эфира всех государственных каналов и радиостанций и пополнил «черный список» запрещенных артистов – в него сейчас входят практически все ведущие исполнители страны. Телевидение безраздельно заполонила небольшая горстка придворных певцов, которые обслуживают предвыборные «кампании» Лукашенко.
Свою политическую позицию дуэт VAL выразил предельно ясно.
Оргкомитет «Евровидения» пока отмалчивается. Но решение принимать придется. Если Беларусь останется в конкурсе, то репутация уважаемого музыкального конкурса неминуемо поучит несмываемое репутационное пятно, как это случилось с Рене Фазелем, главой Федерации хоккея. Его «миротворческие» потуги в итоге не спасли чемпионат в Минске от отмены, а репутация чиновника всё равно получила, но уже не пятно - а клеймо.
Конечно, музыка – как и спорт – должны находиться вне политики. Но также одной из уставных задач Европейского вещательного союза является способствование развития плюрализма и демократии. Только о какой демократии может идти речь, когда в Беларуси сегодня именно творческие люди в первую очередь попали под пресс режима, а участие в «Евровидении» гарантированно будет использовано для его пропаганды.
Именно это произошло в 2011 году, когда на конкурс приехала никому не известная даже в Беларуси самодеятельная певица из Бреста, которая исполнила песню «I Love Belarus». И произошло это как раз на фоне очередной волны репрессий, когда множество музыкантов и певцов сидело по тюрьмам. Если нечто подобное повторится в 2021-ом, то оргкомитет получит результат, с точностью до наоборот тому, к какому стремится: вместе отстранённости от политики «Евровидение» превратится в арену политических баталий. Можно не сомневаться, что о ситуации с участником от Беларуси выскажутся все – и не только музыканты.
Просьбу, высказанную в письме, поддержала также Светлана Тихановская. Она напомнила, что пропаганда – основа режима Лукашенко, а Белтелерадиокомпания давно стала послушным инструментом давления и репрессий. Изо дня в день она пытается оправдать насилие, аресты, пытки и убийства граждан страны:
«Трансляция Евровидения – прекрасный повод для БТ поднять рейтинг и заработать на рекламодателях. И это повод для их гордости. Но разве эта компания заслуживает такой чести? Я поддерживаю инициативу Белорусского Фонда Культурной Солидарности и буду требовать исключить Белтелерадиокомпанию из Европейского вещательного союза».
Тихановская, которую в условиях очевидно сфальцифицированных выборов большинство европейских стран признали в качестве официального представителя Беларуси, несомненно будет поднимать этот вопрос на встречах на высшем уровне, которых предстоит множество. Телеканалы Литвы и Польши, члены ЕВС, уже поддержали просьбу Белфонда культурной солидарности.
Оргкомитету «Евровидения» придется определяться довольно скоро – в самое ближайшее время также должно быть принято решение относительно формата проведения финала конкурса, который, будем надеяться, всё же состоится в мае в Роттердаме. Поскольку очевидно, что эпидемия ковида к этому времени не закончится, еще придется принимать много трудных решений.
Читать еще:
«Евровидение-2021» состоится. Но пока непонятно, как
10 неразрешимых вопросов оргкомитету после отмены «Евровидения»
Что теперь будет с «Евровидением»? Оргкомитет отвечает на вопросы
Конкурс «Евровидение-2020» отменён!
«Евровидение-2020» и коронавирус: 5 возможных вариантов проведения и один невозможный
На Евровидение-2020 смена лидера и новые фавориты
Новый фаворит «Евровидения-2020» появился в Литве
Кто победит на Евровидении-2020? Букмекеры ставят на Россию!
Оркомитет «Евровидения» представил логотип конкурса 2020 года
Объявлен официальный девиз «Евровидения-2020»