@pes-ryzhij
Фильм «Пес Рыжий»: На войне все не по-человечески
Новый фильм о войне – так можно вкратце сказать о белорусском фильме «Пес Рыжий», широкий показ которого запланирован на осень, посмотрела корреспондент газеты «Культура» Надежда Бунцевич.
Основные съемки фильма велись под Минском, на «Линии Сталина». Отмечу хорошую операторскую работу (Игорь Черныш) – основанную на полистилистике, чрезвычайно разнообразной по приемам. Обращу внимание на поэтический финал, когда изображение, полное солнечных лучей, приобретает слегка рыжий оттенок. На философские мысли настраивает музыка – прежде всего, длительные аккорды струнных (к сожалению, компьютерных, хоть и в очень качественной версии), интонационная линия которых восходит к старинным церковным песнопениям.
Продюсером киноленты и одновременно композитором выступил Сергей Жданович, известный и как эстрадный деятель (в том числе, автор песен и аранжировщик), и как директор и владелец продюсерского центра «NonStop MEDIA» на счету которого множество благотворительных проектов. Многие помнят прошлогодний отечественный фильм «Мы, братья ...» («Код Каина»), где Жданович также выступил продюсером и одним из композиторов, а в команде были некоторые из участников нынешней ленты.
Определение «о войне» – лишь часть содержания фильма. Обратившись к одной из забытых страниц Великой Отечественной – подготовке собак-истребителей танков, постановщики одновременно поднимают многие вечные темы, а также затрагивают другие исторические эпохи: и атмосферу конца 1930-х годов с их репрессиями, под которыми могли «маскироваться» ужасные проявления человеческой мести или превышения власти, и настоящее время, где проведение всевозможных «патриотических мероприятий», в том числе в виде театрализованных шоу, еще не гарантирует отсутствия хамства.
Это едва ли не первый отечественный фильм последних лет, где нет «нестыковок» на уровне сюжета, нет многословия, неестественных «официально-лозунговых» диалогов, зато редкие афоризмы вплетены в общую канву так, что оставляют время на их осмысление. И это очень важно, так как именно сценарные упущения некоторых прежних лент запускали механизм других неточностей – в характерах героев, мотивах их поведения, что и провоцировало зрителя на окончательное «Не верю!». В основе нового фильма – повесть «Рыжий солдат», которая изначально называлась «Пёс Рыжий». Ее автору Виктору Крюкову – российскому режиссеру, журналисту, известному теледеятелю – принадлежит и сценарий.
Первые кадры, казалось бы, настраивают нас на традиционно «глянцевое» изображение не столько войны, сколько, согласно молодежному сленгу, «войнушки». Буквально через несколько минут выясняется, что это и была во всех смыслах «подделка» – точнее, одна из модных сегодня реконструкций военных событий, а вовсе не отражение тогдашних реалий.
Война предстает как воспоминания одного из героев – и он вспоминает не собственное участие в ней, а рассказы женщины, которая заменила ему мать. Та, в свою очередь, также не была свидетелем большинства событий, узнав о них от своего мужа. Удачно выбранная форма «воспоминаний о воспоминании» не только снимает вопросы обязательной «документальности» каждой детали (хотя в фильме и без того все достаточно реалистично, без скидок на пресловутую «киношность»), но и возводит рассказ до уровня если не легенды, то представления, причем именно семейного. Такой прием, хочешь или нет, настраивает зрителя на поиск собственных семейных историй, на искренние, заинтересованные беседы с родителями, бабушками-дедушками и другими представителями своего рода. Такая связь поколений и есть патриотизм (как тут не вспомнить фразу матери из «Трибунала» Андрея Макаёнка: «Я тебя родила, я тебе и родина») – патриотизм настоящий, естественный, а не плакатно-показной.
Центральным героем становится собака по кличке Рыжий. И это оставляет дополнительную надежду, что лента коснется сердца тех же подростков. Как ни ужасно осознавать, а убийство человека на экране – телевизионном, киношным, компьютерном – стало сегодня обыденным, чему молодежь не придает значения. Что же тогда говорить о гибели животного? Но фильм направлен не на мелодраматическое «выжимание слезы». Он вынуждает, как ни тривиально это звучит, поставить себя на место главного героя – этого самого пса. Ведь Рыжий погибает не «по приказу», не успев понять, что с ним случилось, а сознательно – ради спасения близких ему людей.
Фильм о собаках-участниках Второй мировой не новость. Школьники 1960-х годов вообще выросли на польском сериале «Четыре танкиста и собака», где Шарик, соответственно законам приключенческого жанра, чуть ли не в каждой серии только и делал, что оставлял фашистов с носом, обводя их вокруг пальца. Нынешняя лента – другая. Она помогает как бы заново взглянуть на многие вещи: верность, долг, любовь, ревность, обида... В войну все это приобретает дополнительный смысл (как говорит один из героев: «На войне все не по-человечески ...»). К кинолента учит взаимопониманию: если даже собака может без слов все понять и самостоятельно принять решение, то неужели не могут договориться люди? И решить все мирно, без войн – на политическом или семейном фронтах.
Примером взаимопонимания стала сама работа над фильмом, который можно с полным правом назвать интернациональным белорусско-российско-украинско-немецко-американским проектом нашей кинокомпании «NonStop MEDIA». Режиссер Уильям де Виталь родом из Львова, сейчас работает на киностудиях Канады и Голливуда (кстати, в США делались монтаж, звуковая дорожка, цветовая коррекция). Один из актеров Евгений Шмарловский – немец российского происхождения. Большинство артистов – наши: Татьяна Чардынцева, Руслан Чернецкий, Александр Ткаченок, Анатолий Голуб, Олег Коц, Андрей Душечкин, Алексей Сенча, Сергей Жбанков, Олег Гарбуз, Олеся Грибок, Олег Вебер, Юлианна Михневич, Сергей Юревич, Евгений Ивкович, Алексей Кравец , Денис Паршин и многие другие. Таким же интернациональным стало и признание фильма. Премьера на большом экране с большим успехом состоялась несколько месяцев назад в Волгограде, где есть памятник собакам-подрывникам. Трейлер был назван лучшим в жанре драмы на одном из американских кинофестивалей.
Новый фильм о войне – так можно вкратце сказать о белорусском фильме «Пёс Рыжий". Его широкий прокат запланирован на осень.
Текст: Надежда Бунцевич, газета «Культура»
Перевод с белорусского: Нонна Жилко
Публикации по теме:
Фильм «Пес Рыжий» открывает неизвестные страницы Отечественной войны
Премьера фильма «Пёс Рыжий» состоится в День защитника Отечества
Опубликован официальный трейлер фильма «Пес Рыжий»
Съемочный период фильма «Пёс Рыжий» закончен
Йоанна Моро и Владимир Толоконников приняли участие в съемках фильма «Пес Рыжий»
Информация по другим фильмам:
«Мы, братья» (2015).
«Любимый город» (2018).