@led-zeppelin
Рифф «Whole Lotta Love» признан «величайшим всех времен»
Два ведущих музыкальных журнала для профессиональных гитаристов, «Guitar Wold» и «Total Guitar» в очередной (уже не первый) раз провели опрос среди своих читателей, чтобы определить лучший гитарный рифф за всю историю рок-музыки. Первую строчку занял очень короткий – 2,7 секунды – но невероятно выразительный рифф: вступление к первому треку второго альбома группы «Led Zeppelin», который вышел в 1969 году.
Это удивительно, какую большую роль может сыграть короткий мотив всего из пяти нот, как это случилось с риффом в треке «Whole Lotta Love» («Большая-большая любовь»). В своей редакционной статье, представляющей результаты опроса, журнал «Total Guitar» сравнивает его воздействие на историю музыки с высадкой человека на Луну, которое произошло в то же время – это также был «гигантский скачок для всего человечества».
Музыковеды утверждают, что по степени влияния этот всего один музыкальный такт можно сравнить лишь с еще одним гениальным риффом из четырёх нот – вступлением к Пятой симфонии Бетховена.
У композиции «Whole Lotta Love» довольно любопытная история – песня родилась в результате не столько креативного прорыва, сколько довольно длительной эволюции.
Когда Джимми Пейдж показал придуманный им рифф остальным членам группы, они пришли в полный восторг и нашли, что он обладает «наркотическим» свойством привыкания. До такой степени, что было решено сделать его не просто вступлением, как первоначально планировал Пейдж, а основой всего трека. Рифф был настолько самодостаточен, что больше ничего и не требовалось – только барабаны и две гитары, звучащие в унисон.
Но нужна была еще вокальная партия. Роберт Плант долго не мудрствовал – он просто «одолжил» вокальную партию из блюза 1963 года «You Need Love» («Тебе нужна любовь»), который сочинил Вилли Диксон для Мадди Уотерса.
Позже «цеппелинам» за это «заимствование» крепко досталось. В плагиате их не обвинял только самый ленивый. Особо ретивые даже пытались переименовать группу в «Muddy Zeppelin».
Музыканты заимствование не отрицали и не отпирались. Они искренне любили творчество Мадди Уотерса и часто цитировали его блюзы в своих выступлениях. И в этом были не одиноки – на записях великого блюзмена училось всё поколение британских рокеров конца 60-х. Среди них были и популярные в свое время «The Small Faces», которые записали свой вариант «You Need Love» – на три года раньше варианта Пейджа и Планта. Текст слегка поменялся и стал «You Need Loving», а вокальная партия совсем уж совпала с «Whole Lotta Love».
Заимствование было очевидным и «The Small Faces» закономерно предъявили претензии. «Led Zeppelin» постарались не доводить дело до суда, спор был урегулирован в досудебном порядке. Подробности сделки так и не были разглашены. Известно лишь, что все остались довольны, а наибольшую компенсацию получил автор блюза, Вилли Диксон.
Роберт Плант в своей автобиографии честно признался в содеянном: он сразу отдавал себе отчет, что делает:
«Рифф Пэйджа был его и только его изобретением. Он был в основе. Я же подумал: "Ну, что я могу здесь петь?" И спел вот это – украл. А потом с радостью расплатился. Тебя поймают, только если песня станет популярной. Это такая игра».
Почему же сейсмическим сотрясением основ рок-музыки стал вариант «Led Zeppelin», а не Мадди Уотерса или «The Small Faces»? Можно назвать две безусловные причины. Первая: для того, чтобы произошло «сотрясение», нужно было усилить и утяжелить звук. Что и сделал Джимми Пейдж, предложив унисон двух гитар, к тому же приправленный уникальной мощью барабанов Джона Бонэма. Вторая: в середине 60-х время такого мощного звука еще не пришло – еще «Битлз» не отпели свои сладкие баллады. А вот в конце десятилетия такой саунд оказался максимально востребован и Пейдж это интуитивно почувствовал.
Гениальный рифф был не единственной особенностью «Whole Lotta Love». Там имеется также не менее гениальное гитарное соло Пейджа, которое некоторые издания и музыковеды также называют лучшим гитарным соло в рок-музыке.
И это еще не всё. Для полноты картины Пейджу не хватало какого-то особенного звука, которым должен был заканчиваться рифф. После очень долгого поиска и перебора вариантов, было найдено уникальное решение – применён инструмент, который не использовал практически никто. Это изобретение советского инженера Льва Термена – терменвокс. Только он способен создать такое мощное электронное глиссандо (скольжение), которое сделало музыкальную фразу законченной.
В финале песни, там где голос Планта звучит без поддержки инструментов, Пейджу понадобился дополнительный звуковой эффект. Чтобы найти «неизвестно что», как рассказывали присутствующие на записи, звукорежиссер Эдди Крамер «крутил на пульте все ручки, известные человеку». После использования всех возможных искажений, компрессий и перезаписи с дорожки на дорожку (использовался 8-дорожечный магнитофон) ему, наконец, удалось найти нечто, что устроило Пейджа. Уже после сведения записи проявился звуковой брак – так называемый эффект «обратного эха». Тогда Пейдж вместо того, чтобы пытаться убрать лишние звуки, предложил их усилить дополнительной реверберацией. В итоге из-за технической ошибки нечаянно была создана новая технология, которую потом стали использовать и другие исполнители.
Работой Крамера Джимми Пейдж остался настолько доволен, что потом, когда приходилось записываться в Америке, он вытаскивал его из Британии.
«Whole Lotta Love» навсегда осталась в репертуаре группы – в отличие от «Лестницы в небо», которую Плант в конце 70-х категорически отказывался петь на концертах. «Большую любовь» он всегда исполнял с большим энтузиазмом, несмотря на то, что петь приходилось на пределе вокальных возможностей. Она даже вошла в плей-лист его сольного тура в 2005 году.
На концертах пятиминутная композиция звучала десять, а иногда и пятнадцать минут. Её превращали в попурри, вставляя много любимых тем – и своих, и чужих. Музыканты таскали с собой на концерты и терменвокс, на котором Пейдж исполнял отдельное соло. Вертикальный металлический штырь, стоящий посередине сцены – это антенна терменвокса, а странные движения руками, которые делает Джимми – это и есть извлечение звука из эфирной волны: на терменвоксе играют именно так.
Как правило, масштабный вариант «Whole Lotta Love» звучал в финале концерта. На видео, сделанном на выступлении в Нью-Йорке в 1973 году, Джон Бонэм в конце композиции поджигает огромный гонг, который и звучит последней нотой.
«Led Zeppelin» не выпускали синглов в Великобритании, это был их принцип, но для Америки их уговорили на эксперимент, для того, чтобы «пробить» рынок. «Whole Lotta Love» стала первой песней группы, вышедшей в США. Она же стала их самым большим американским хитом, поднявшись до четвертого места в чарте «Биллборда», несмотря на «невозможную» длительность в 5 минут 33 секунды.
Этот же трек в качестве исключения вышел как сингл также и в Англии. Это произошло в 1997 году – таким образом было отмечено 30-летие группы.
«Led Zeppelin» давно не выступают, но «Whole Lotta Love» продолжает звучать со сцены. Имеются десятки интересных интерпретаций. Одна из самых ярких была сделана Адамом Ламбертов в 2009 году – на том самом телешоу, после которого он получил приглашение сотрудничать от группы «Queen». Наставником в подготовке этого выступил Слэш – еще один большой знаток и фанат «цеппелинов».
Интерпретация Ламберта оказалась настолько удачной, что иногда он и сейчас исполняет её на концертах «Queen+Lambert». Ничего удивительного в этом нет, ведь Фредди Меркьюри тоже её исполнял! По понятным причинам «Queen» не особо рекламируют этот трек, но если покопаться в Ютубе, то можно найти любительские, сделанные из зала записи исполнения «Whole Lotta Love» и Меркьюри, и Ламбертом. Возможно, кому-то будет интересно сравнить.
Проходит время, меняется наше восприятие классических треков, которые звучали десятилетия назад. Некоторые тускнеют и забываются. Иные продолжают сиять и даже открываться новым гранями. Десятка лучших риффов, глядя из XXI века, выглядит так:
10. Jimi Hendrix – «Purple Haze»
9. ZZ Top – «La Grange»
8. Pantera – «Walk»
7. Black Sabbath – «Iron Man»
6. Metallica – «Enter Sandman»
5. Van Halen – «Ain't Talkin' 'Bout Love»
4. Deep Purple – «Smoke on the Water»
3. AC/DC - "Back in Black"
2. Ozzy Osbourne – «Crazy Train»
1. Led Zeppelin – «Whole Lotta Love»
Читать еще:
40 лет назад умер Джон Бонэм и «Led Zeppelin» перестали существовать
«Led Zeppelin» опять судят за плагиат, но пострадать может Ширан
В Британии установлен памятник барабанщику «Led Zeppelin»
«Led Zeppelin» готовят к 50-летию сюрпризы
Хит «Led Zeppelin» стал главной темой блокбастера «Тор: Рагнарек»
«Лед Зеппелин» выпускают новый альбом и клип
Суд не признал «Лестницу в небо» плагиатом
Альбом «Physical Graffiti» группы «Led Zeppelin» переиздан через 40 лет
Вышла полная биография группы «Led Zeppelin»
Рок-группа Led Zeppelin выпустила новый клип