Продвигай свою музыку
 
Борис Гребенщиков и Аквариум
Борис Гребенщиков и Аквариум
Борис Гребенщиков и Аквариум
@boris-grebenschikov-akvarium

«Аквариум» дает концерты в связи со своим 45-летием

user image 2017-07-04
по: showbizby
Опубликовано в: Концерт
«Аквариум» дает концерты в связи со своим 45-летием

Одна из главных групп русскоязычного рока отмечает свое 45-летие серией концертов. Выбор даты неочевиден: Борис Гребенщиков всегда по-разному говорит, откуда берет свое начало «Аквариум» и что это вообще такое. Впрочем, если собрать проверенные факты, имеющие отношение к истории прославленной группы, можно подвести условную черту в истории, которая, к счастью пока не заканчивается.

Борис Гребенщиков родился 27 ноября 1953 в родильном доме имени Снегирева в городе Ленинграде в семье инженера-гидроакустика и художницы Дома моделей. Со вторым основателем группы Анатолием Гуницким он познакомился во время учебы в пятом классе школы № 429.

О первых музыкальных пристрастиях и дальнейшем выборе жизненного пути очень четко говорит фраза, сказанная в «Правдивой биографии "Аквариума"» сами Борисом Гребенщиковым: «В 1964 году впервые услышал "Битлз" и понял, зачем живу». В первый раз он сыграл песню «Ticket To Ride» из репертуара любимой группы лишь четыре года спустя. Первым же музыкальным произведением, подобранным на гитаре, стал старинный русский романс, которому Бориса научила бабушка.

Среди ранних музыкальных пристрастий Гребенщиков кроме «The Beatles» называл Александра Вертинского, Дэвидa Боуи, Булата Окуджаву, Боба Дилана, Евгения Клячкина, Майка Олдфилда и «Human League».

Первый состав «Аквариума» был собран после окончания Гребенщиковым первого курса факультета прикладной математики и процессов управления ЛГУ в июле 1972 года. Название группы Гребенщиков и Гуницкий придумали, стоя на Кировском мосту.

Некоторое время за бас-гитару в группе отвечал будущий основатель группы «Пикник» Эдмунд Шклярский. Еще с одним участником «Аквариума», Михаилом «Фаном» Фанштейном, Борис познакомился на улице. Будущие коллеги опознали друг в друге своих благодаря пластинкам, которые несли в руках. У одного был альбом «Moody Blues», у другого – записи Джона Майлза.

Первый альбом, записанный под сильным влиянием творчества Марка Болана и группы «Tyrannosaurus Rex», назывался «Искушение Святого "Аквариума». На втором альбоме, «С той стороны зеркального стекла» (1976), в составе группы появились Всеволод Гаккель и Андрей «Дюша» Романов – два участника «канонического "Аквариума"», чья работа при формировании стиля и создании первых главных альбомов, равноценна работе Бориса Гребенщикова.

Приблизительно в это же время появляется аббревиатура «БГ». Кстати, чуть позже, в конце восьмидесятых – начале девяностых, благодаря тому, что секретарем обкома города на Неве стал Борис Гидаспов, Ленинград начали называть «городом двух БГ».

«Аквариум», начиная с середины семидесятых годов и до начала девяностых, находился в центре культурного (и контркультурного) движения творческой молодежи города. Свой первый альбом «Все братья – сестры» другой будущий лидер русскоязычного рока и создатель группы «Зоопарк» Майк Науменко создал в компании Бориса Гребенщикова. Альбом был записан на полянке между Невой и Смольным и выпущен на катушке тиражом 10 экземпляров. Крошечный тираж не помешал ему получить статус культового альбома.

Одним из главных событий в истории «Аквариума», как и в жизни большинства отечественных музыкантов тех лет, стало знакомство с Андреем Тропилло – звукорежиссером-любителем, интеллектуалом-провокатором, создавшим на базе Дома Пионеров подпольную студию звукозаписи. Именно здесь записывались канонические работы группы – «Синий альбом», «Треугольник», «Электричество», «Акустика», «Табу», «Радио Африка», «Ихтиолгия», «День Серебра» и «Дети Декабря».

Первое выступление «Аквариума» перед большой аудиторией состоялось на рок-фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси в 1980 году. Не принявшая диковатую полупанковую манеру группы аудитория испытала культурный шок. Жюри фестиваля обвинило группу в пропаганде гомосексуализма. Сразу по возвращении в Ленинград Борис был выгнан с работы и исключен из комсомола – примкнул к другим представителям «поколения дворников и сторожей». Источниками дохода стали крохотная зарплата сторожа, деньги за сданные пустые бутылки и мизерные гонорары за случайные концерты – хотя в это время концерты «Аквариума» были под строгим запретом.

Первое появление «Аквариума» на телевидении произошло, как ни странно, еще до объявления эпохи перестройки и гласности. В ноябре 1982 года молодой создатель программы «Веселые ребята» Андрей Кнышев на свой страх и риск пригласил группу в свою программу. Для того, чтобы увильнуть от цензурных ловушек, чуть-чуть изменили тексты – по-хулигански лихо. В песне «Сонет» в пассаже «все равно не верю я комбайну», машину-труженика заменили на «дизайн», а строчка «мой омерзительный безногий друг» превратилась в «мой снисходительный надменный друг». В песне «Два тракториста» трактористов поменяли на «пианистов». И все сработало.

В 1982 году Борис Гребенщиков в пригородной электричке познакомился с мальчиком по имени Витя Цой. Тот пел песню «Мои друзья». Через небольшой промежуток времени был записан альбом «45», в работе над которым БГ выступил в качестве продюсера вместе с Майком Науменко.

С великим джазовым авнгардистом-экспериментатором Сергеем Курехиным «Аквариум» соединяла серьезная дружба и работа над пятью альбомами группы «Поп-механика» и над сольными проектами Сергея.

Концерты «Аквариума», как уже говорилось, были под запретом, но с начала до середины восьмидесятых «Аквариум» представал на сцене в самых уникальных сочетаниях. Ядро команды составляли БГ, Дюша, Фан, Сева Гаккель, а так же приглашенные гости – Игорь Бутман (кстати, его саксофон звучит в паре песен на альбоме «Радио Африка»), Валерий Болучевский, Сергей Курехин, Александр Ляпин, Петр Трощенков. Таким составом «Аквариум» имел возможность играть не так уж часто. Основными были домашние выступления – квартирники, или «флэтовые сейшена». Именно на них обкатывались новые песни и повышалось мастерство. В 1982 году Фана сменил Александр «Тит» Титов, некоторое время параллельно работавший в группе «Кино», но в конце концов, сделавший выбор в пользу «Аквариума».

Первым официально записанным альбомом группы «Аквариум» стал «Равноденствие». Запись проходила на студии «Мелодия». Тем не менее, первой официально выпущенной «Мелодией» официальной пластинкой, стала компиляция из песен с альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря». Аннотацию к пластинке написал поэт Андрей Вознесенский. Этот же текст в виде расширенной статьи вышел в журнале «Огонек». Это означало официальное признание и автоматически снимало запреты. В это же время 17 января 1987 года «Аквариум» стал героем программы «Музыкальный ринг», выходившей на всю страну. Молодые люди на всей территории СССР впервые увидели своих героев, что называется «в полный рост».

В 1989 году Борис Гребенщиков подписал с фирмой CBS контракт выпуск в США англоязычного альбома «Radio Silence». В ту поездку он взял только своего бас-гитариста Александра Титова. Продюсером альбома стал лидер «Eurythmics» – музыкант Дейв Стюарт. В США в момент знакомства с одним из своих кумиров – Дэвидом Боуи, – БГ услышал: «Не дай им сделать из всего этого очередной американский альбом». Тем не менее, все получилось ровно наоборот и изначально задуманный «фолк-альбом русского музыканта», сделанный при серьезном финансовом влиянии, предполагаемого успеха не имел.

Второй западный альбом «Radio London» был записан в Лодноне, но свет увидел в России на лейбле «Solyd Records» известного коллекционера Андрея Гаврилова. Именно на этом лейбле с тех пор выходили многочисленные самые интересные неофициальные записи как «Аквариума», так и сольные работы БГ.

Весной 1991 года БГ, Ляпин, Дюша, Гаккель, Титов и Файнштейн решили, что «Аквариум» себя исчерпал и последнее выступление состоится на юбилейном XX фестивале ленинградского рок-клуба. В финале для исполнения песни «Пригородный блюз», на сцену поднялся Майк Науменко. Это было последнее выступление Майка (его не стало спустя несколько месяцев) и последнее выступление «классического "Аквариума"».

Новый состав, в котором Борис Гребенщиков записывал новые песни, составившие «Русский альбом» получил название "БГ-Бэнд". Название расшифровывается по-разному, как говорил сам Гребенщиков, вариант «Беспредел гарантирован» был самым мягким. Песни рождались во время странствий по российской глубинке и под впечатлением от гибели поэта Александра Башлачева.

Первая реинкарнация «Аквариума» в новом составе состоялась в 1992 году. Новые люди принесли новые идеи, результатом стали альбомы «Любимые песни Рамзеса IV», «Библиотека Вавилона», «Пески Петербурга» и «Кострома mon amour». «Аквариум» теперь, может быть, и не был в полном смысле аккомпанирующим составом БГ, но когда-то начавшись как проект фактически равновеликих единиц, с этого момента, отныне и на века, он стал группой в первую очередь ассоциирующуюся с именем Бориса Гребенщикова.

На альбоме «Навигатор» группа «Аквариум», пожалуй, впервые стала частью мирового рок-н-ролльного социума. По количеству задействованных людей с «фирменным» музыкальным опытом и уровню музыкального материала этот альбом, пожалуй, до сих пор остается непревзойденным. К записи песен «Аквариум» подтолкнул старый знакомый БГ продюсер Джой Бойд, работавший с «Pink Floyd», «REM» и Ником Дрейком, гобоистка Кейт Сент-Джон (Ван Моррисон, «The Dream Academy»), Дейв Пэгг («Jethro Tull», Донован), Дейв Мэттакс («Fairport Convention»), работавший с Полом Маккартни, Эриком Клэптоном и Элтоном Джоном и бывший гитарист «Роллинг Стоунз» Мик Тейлор. Альбом разошелся рекордным тиражом в 30 тысяч экземпляров всего за одну неделю, а его виниловая версия сейчас стоит бешеных денег и является предметом коллекционерской гордости.

БГ, являясь неизменно продвинутым меломаном не мог обойти вниманием такое явление, как электронная музыка. Его сотрудничество с группой «Deadyшки» многими было воспринято как сборник ремиксов на песни «Авариума», однако альбом «Борис Гребенщиков и Deadушки» на самом деле является образцом очень яркого сотрудничества. Новое переосмысление песен группы, записанное на студии «Mute» в сотрудничестве с легендарным Полом Кендаллом (Ник Кейв, «Depeche Mode», «Nine Inch Nails», «Erasure») очень яркий этап в жизни "Аквариума" конца XX века. Серьезная, очень важная веха.

Неизмеримо меньше, чем песни БГ, известны его литературные произведения – пьеса «В объятиях джинсни», рассказ «По другую сторону дня», «Роман, который никогда не будет окончен», повесть-сказка «Иван и Данило», повесть «Лес». Первая книга его текстов «Книга прозы», появилась в издательстве Марата Гельмана «Алфавит» в 1992 году. Борис Гребенщиков также известен как переводчик. Много лет серьезно занимаясь буддистскими практиками, он перевел «Путеводитель по жизни и смерти» Чокьи Нима Ринпоче и «Повторяя слова Будды» Тулку Ургьена Ринопче.

Официальная дискография «Аквариума» плюс концертные альбомы, сольные пластинки БГ и сайд-проекты насчитывает более ста альбомов, но новые неизданные ранее раритеты продолжают выходить и пользуются неизменным успехом. Об «Аквариуме» написаны десятки книг, количество же научных работ, исследований, публикаций исчислению не поддается. Что касается изменений в составе, то по весьма условным подсчетам, за годы существования группы, в ней сменилось 25 гитаристов, 15 клавишников, 15 бас-гитаристов, 35 музыкантов-струнников и пять десятков духовиков и бэк-вокалистов.

aquariumbg45d.jpg

Сегодня

По-разному сложились судьбы участников «классического» состава «Аквариума». Анатолий «Джордж» Гуницкий после ухода из группы окончил театроведческий факультет ЛГИТМиКа, писал пьесы, в начале двухтысячных придумал проект «Террариум», в котором были задействованы многие известные рок-музыканты. Песня «Гибралтар/Лабрадор» вошла в саундтрек фильма «Брат-2».

Дюша Романов сотрудничал с дружественной «Аквариуму» арт-группой «Митьки» и играл в сольном проекте «Трилистник», выпустил книгу «История "Аквариума". Книга флейтиста», вышедшую уже после его смерти в 29 июня 2000 года.

Михаил «Фан» Файнштейн Васильев занимался журналистикой, работал в изданиях «Рокси» и «Арокс и Штер», играл в группе «Трилистник». Умер 17 ноября 2013 года.

Всеволод Гаккель играл в группе Сергея Курехина «Поп-механика», «Турецкий чай», «Никогда не верь хиппи» и других. Организовал клуб «TaMtaM», в стенах которого начинали такие группы как «Tequilajazzz», «Король и Шут», «Markscheider Kunst», «Последние танки в Париже», «Химера» и многие другие. Долгое время был директром проекта S.K.I.F (международного фестиавля памяти Сергея Курехина), был арт-директором петербургского филиала клуба «Китайский летчик Джао Да». Выпустил жесткую книгу «Аквариум как способ ухода за теннисным кортом», организовывал российские гастроли «King Crimson», «Jethro Tull», Дэвида Бирна и других. В настоящее время работает в клубе «А2». Из всего состава, имеющего отношение к раннему «Аквариуму», в настоящий момент в группе играет только Александр Титов. В негастрольное и нестудийное время он проживает в Лондоне, где вместе с женой создал проект «Rina Green» и курирует свой лейбл «RedBook».

Последняя на сегодняшний день песня группы «Аквариум» носит название «Пегги Поршень».

Четко ответить на вопрос, что такое группа «Аквариум», сколько лет она существует и существует ли вообще в общепринятом виде, ответить может разве что ее бессменный лидер. В 1991 году он утверждал, что «Аквариум» исчез навсегда и перешел в область мифологии и легенд. Чуть позже, когда в «Аквариуме» вновь возродилась жизнь, он забурлил свежей водой и засверкал свежевставленными стеклами, БГ заявил, что группа перешла в интернет.

К сорокалетнему юбилею группы он начал говорить, что ничего подобного не происходило и группа «Аквариум» существует около 40 тысяч лет и давала еще пещерные концерты. Искать логику во всем этом милом лукавстве – бессмысленно. Остается слушать песни, а они с годами у «Аквариума» точно хуже не становятся.

Читать еще:
«Аквариум» выпускает клипы на песни 2008 года
Гребенщиков проведет в Москве рок-фестиваль памяти Доктора Лизы
Джордж Гуницкий: «Гребенщиков всегда с бабушкой гулял»
Борис Гребенщиков побеседовал в Новосибирске с философами
Борис Гребенщиков и «Аквариум» примут участие в фестивале «MegafonLive»
На песню «Аквариума» «Собачий вальс» снят мультфильм
Глава Следственного комитета встретился с Борисом Гребенщиковым
БГ посадил в центре Смоленска клен и спел «Собачий вальс»
Группа «Аквариум» представила клип «Песни нелюбимых»

Текст: Алексей Певчев
Источник: m24.ru

Сохранить

Читайте нас в Telegram Читайте нас в Яндекс.Дзен

Tags