Продвигай свою музыку
 
Борис Гребенщиков и Аквариум
Борис Гребенщиков и Аквариум
Борис Гребенщиков и Аквариум
@boris-grebenschikov-akvarium
Как Борис Гребенщиков в одиночку выступил против телевидения

Борис Гребенщиков очень простой песенкой, исполненной всего лишь под акустическую гитару, переполошил все наиболее рейтинговые вечерние телепрограммы, идущие на федеральных каналах. Борис Борисович, обычно сторонящийся актуальных и политических тем на злобу дня и предпочитающий тексты завуалированные и туманные, на этот раз высказался о качестве российских телепрограмм абсолютно ясно.

Буквально каждая строчка песни хлёстко бьет не в бровь, а в глаз:

Он все, что закажут – расскажет,
И ответит на каждый вопрос,
У народа душа, но за ней ни гроша,
Но зато мы утерли всем нос!»

Единственное, о чем умолчал певец – не назвал конкретных фамилий, кто же это, кто расскажет «всё, что закажут». Впрочем, для аудитории канала YouTube разгадать, о ком поётся в припеве: «Вечерний мудозвон», не составило труда (как пояснил Иван Ургант в эфире программы «Вечерний У», это слово вполне приличное и литературное).

Пользователи канала прореагировали бурно – за сутки полтора миллиона просмотров, 150 тысяч лайков и множество комментариев типа: «Где-то заплакал Соловьев», «Киселеву поставить на рингтон» и т.д. Заодно досталось и Тимати:
«Не хожу на митинги,
Я втираю дичь.
Вечерним мудозвоном,
Меня назвал Борисович!»

Поскольку на него буквально показали пальцем, Владимир Соловьев попытался не очень ловко перевести стрелки сначала на президента Украина Владимира Зеленского, который выпускал программу «Вечерний квартал», а потом – на «Вечернего Урганта».

Тут уж в дискуссию вмешался автор песни, посчитавший необходимым заметить «очевидную вещь – между "Вечерним У" и "Вечерним М" непреодолимое расстояние – как между достоинством и позором».
Иван Ургант от себя добавил в эфире своей программы: «Мы с огромным удовольствием предложили бы Борису Борисовичу спеть эту песню вживую, но, к сожалению, по корпоративной этике не можем на Первом канале исполнять песню про сотрудников других каналов».

Соловьеву осталось лишь отпустить комментарий в своей манере: «Гребенщиков из поэта деградировал в куплетиста». Но и здесь получилось не очень складно, поскольку в 2018 году «деградировавший куплетист» по случаю своего 65-летия получил поздравления от премьер-министра Дмитрия Медведева и президента России Владимира Путина.

За гармоническую основу «Вечернего У» Гребенщиков взял очень популярную композицию «Битлз» «You've Got To Hide Your Love Away» («Ты должен скрыть свою любовь»), которая в 1965 году вошла в альбом «Help!». Эта песня до сих пор в Англии очень популярна, её исполняет на концертах, к примеру Брайан Мэй («Queen») по той причине, что простой мотив удобно распевать хором и её с удовольствием подхватывает весь зал. К ужасу штатных телепропагандистов есть реальный шанс услышать «Вечерний У» на улицах в хоровом исполнении.

Читать еще:
Гребенщиков и Цыпкин перенесли Анну Каренину в 2019 год
«Тотемы зимогоров» Гребенщикова выставлены в Национальном музее Беларуси
Борис Гребенщиков переносит весенние концерты на лето
У Гребенщикова не осталось приличных слов
Новый альбом «Аквариума» – движение от тьмы к свету
«Аквариум» отметил 45-летие в клубе «Stadium»

«Аквариум» дает концерты в связи со своим 45-летием
«Аквариум» выпускает клипы на песни 2008 года 
Гребенщиков проведет в Москве рок-фестиваль памяти Доктора Лизы
Джордж Гуницкий: «Гребенщиков всегда с бабушкой гулял»
Борис Гребенщиков побеседовал в Новосибирске с философами

Борис Гребенщиков - Вечерний М
(1 октября 2019)




Гребенщиков и Цыпкин перенесли Анну Каренину в 2019 год

Александр Цыпкин, один из самых модных молодых российских писателей, решился заново «перечитать» один из главных романов главного русского классика. С его подачи Анна Каренина перенеслась в XXI век. Сюжет немыслимо ускорился, полноценно уложившись в 8 минут короткометражного фильма, а в качестве саундтрека прекрасно подошел трек Бориса Гребенщикова «Темная, как ночь».

«Темный как ночь» в фильме «Анна Каренина 2019»  ►смотреть фото

Под влиянием современности сюжетные линии роман значительно изменились. Но интрига осталась. Каренин в исполнении Максима Суханова превратился в брутального бизнесмена, который, к тому же, не в ладах с законом. Появились и новые персонажи. Ушлая светская журналистка (Ингеборга Дапкунайте) занимается сексом прямо на редакционном столе. Константин Хабенский сыграл машиниста того самого состава – только теперь это, конечно, не паровоз, а подземный электропоезд. Что вполне логично, ведь современные самоубийства в Москве обычно совершаются именно в метро.

2019  08.jpg

Юлия Пересильд в образе Анны Карениной оказалась женщиной, способной постоять за себя. И в самом деле, в XXI веке суицид из-за несчастной любви уже не в моде. Авторы фильма буквально вынуждены были «подправить» устаревшего Льва Толстого.

Книги Александра Цыпкина, посвященные современным нравам – «Женщины непреклонного возраста» и «Дом до свиданий» уже разошлись приличными тиражами (более 100 тыс. экземпляров) и переведены на добрый десяток языков. Так что экранизация была лишь вопросом времени. И поскольку Цыпкин – мастер короткого провокационного рассказа с неожиданными сюжетными поворотами, появление именно короткометражного фильма, больше похожего на клип, вполне закономерно.

2019  09.jpg

Композиция «Темный как ночь» Бориса Гребенщикова вошла в состав последнего альбома «Аквариума» «Время N» 2018-го года. Несколько вариантов видеоряда к ней были сделаны руками энтузиастов-поклонников (в основном – мэшапы из кадров старых фильмов). Как оказалось, она просто ждала своего момента. Ритм динамичного трека, который БГ переработал для саундтрека – словно перестук колес приближающегося состава.

Читать еще:
«Тотемы зимогоров» Гребенщикова выставлены в Национальном музее Беларуси
Борис Гребенщиков переносит весенние концерты на лето
У Гребенщикова не осталось приличных слов
Новый альбом «Аквариума» – движение от тьмы к свету
«Аквариум» отметил 45-летие в клубе «Stadium»

«Аквариум» дает концерты в связи со своим 45-летием
«Аквариум» выпускает клипы на песни 2008 года 
Гребенщиков проведет в Москве рок-фестиваль памяти Доктора Лизы
Джордж Гуницкий: «Гребенщиков всегда с бабушкой гулял»
Борис Гребенщиков побеседовал в Новосибирске с философами
Борис Гребенщиков и «Аквариум» примут участие в фестивале «MegafonLive»

Борис Гребенщиков - Темная как ночь. Анна Каренина 2019

Posted in: Фильм | 0 comments
«Тотемы зимогоров» Гребенщикова выставлены в Национальном музее Беларуси

Экспозиция из тридцати живописных работ под общим названием «Тотемы зимогоров» открылась в Минске, в Национальном художественном музее. Борис Борисович лично прибыл на открытие и пояснил, что означает загадочное название. По его словам «зимогоров» можно встретить в русской литературе XIX века – это обозначение людей, относящихся к наиболее униженной и маргинальной части общества – нищих, бродяг и отщепенцев. Описание быта этих людей показалось БГ очень близким к тому образу жизни, который вёл «Аквариум».

В истории академического белорусского музея это первый случай, когда его выставочные площади предоставлены работам самодеятельного художника. Можно спорить и осуждать это решение, но очевидно, что выставка Гребенщикова привлекла в музей тех, кто в музеи вообще не ходит.

Деятельность Гребенщикова-художника уже замечена и оценена коллекционерами и арт-рынком, а выставки уже прошли в Лондоне, Нью-Йорке и Москве. Живописные работы БГ неплохо продаются. Самая высокая сумма, за которую была продана его картинка – 25 тысяч евро. Неплохо для самодеятельного художника.

borisgrebenschikovminsk3.jpg

Деньги, вырученные от проданных картин, Гребенщиков тратит на оплату студии и запись новых песен. Странно, что рокер не задает себе вопрос – может, он не тем делом занимался всю свою жизнь?

borisgrebenschikovminsk2.jpg

Надо учесть, что времени на занятия живописью у него практически нет. По словам БГ, рисует он, как правило, между двумя и шестью часами ночи, когда бывает дома. А дома почти непрерывно концертирующий музыкант бывает не больше трех-четырех дней в месяце.

borisgrebenschikovminsk5.jpg

На открытии выставки Борис Гребенщиков признался в любви к Беларуси, к белорусским художникам Малевичу и Шагалу и продемонстрировал также, что умеет делать в менее прибыльной профессии – дал полуторачасовый концерт из своих песен, который прошел на фоне бюста Гастелло и эпического полотна Волкова «Минск 3 июля 1944 года».

Читать еще:
Борис Гребенщиков переносит весенние концерты на лето
У Гребенщикова не осталось приличных слов
Новый альбом «Аквариума» – движение от тьмы к свету
«Аквариум» отметил 45-летие в клубе «Stadium»

«Аквариум» дает концерты в связи со своим 45-летием
«Аквариум» выпускает клипы на песни 2008 года 
Гребенщиков проведет в Москве рок-фестиваль памяти Доктора Лизы
Джордж Гуницкий: «Гребенщиков всегда с бабушкой гулял»
Борис Гребенщиков побеседовал в Новосибирске с философами
Борис Гребенщиков и «Аквариум» примут участие в фестивале «MegafonLive»
На песню «Аквариума» «Собачий вальс» снят мультфильм

Борис Гребенщиков переносит весенние концерты на лето

Лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков отложил на несколько месяцев запланированные на весну концерты. «Соглашаясь с мнением весьма уважаемых лечащих докторов о том, что для полноценного выздоровления и восстановления сил организму Бориса Борисовича потребуется достаточно продолжительный реабилитационный период, и концерты ближайших месяцев разумнее отложить», – сообщили представители музыканта на сайте группы.

О госпитализации Гребенщикова стало известно 4 марта. Со скоростью молнии ряд новостных сайтов сообщили о том, что БГ в реанимации и что готовиться надо к худшему.

Представители музыканта были вынуждены выступить с опровержениями, сообщив, что у него лишь сильная простуда. Информацию телеканала «Санкт-Петербург» о проблемах с сердцем они не подтвердили, назвав ложью. «Борис сильно простудился, как и многие этой зимой. Просим не беспокоить семью и группу, а просто пожелать Борису скорейшего восстановления», – написали на его странице в фейсбуке.

Концерт в клубе «А2» в Петербурге переносится с 16 марта на 07 июня 2018,
Московский концерт в «Крокус Сити Холл» переносится с 18 марта на 09 июня 2018,
Концерт в зале «Смоларш» в Тель-Авиве переносится с 09 апреля на 21 мая 2018/

Новые даты других концертов в России обещано сообщить в конце марта. Купленные билеты будут действительны.

Читать еще:
У Гребенщикова не осталось приличных слов
Новый альбом «Аквариума» – движение от тьмы к свету
«Аквариум» отметил 45-летие в клубе «Stadium»

«Аквариум» дает концерты в связи со своим 45-летием
«Аквариум» выпускает клипы на песни 2008 года
Гребенщиков проведет в Москве рок-фестиваль памяти Доктора Лизы
Джордж Гуницкий: «Гребенщиков всегда с бабушкой гулял»
Борис Гребенщиков побеседовал в Новосибирске с философами
Борис Гребенщиков и «Аквариум» примут участие в фестивале «MegafonLive»
На песню «Аквариума» «Собачий вальс» снят мультфильм
Глава Следственного комитета встретился с Борисом Гребенщиковым

У Гребенщикова не осталось приличных слов

Новый сольный альбом Бориса Гребенщикова «Время N» несомненно станет одним из главных событий 2018 года. В записи принял участие настоящий интернационал выдающихся музыкантов современности: Брайан Ино, саксофонист Мел Коллинз и барабанщик Джереми Стейси – участники группы «King Crimson», гитарист «Fairport Convention» Ричард Томпсон, симфонический оркестр из Киева, болгарский хор, музыканты из Туниса и Израиля. Продюсером записи выступили Стив Джонс и сам Гребенщиков.

«Эти люди помогают мне добиться нужного звучания, а где они живут – для меня несущественно, – говорит Гребенщиков. – Например, чтобы записать саз, дарбуку и канун, я поехал в Тель-Авив. Найти музыкантов такого класса в Петербурге или в Лондоне не так просто. И потом – это же приключение… Мне фантастически повезло – есть возможность играть с людьми, чью музыку я люблю всю жизнь; а им нравится то, что я делаю», –

Главная неожиданность альбома, пожалуй, в том, что «Время N» разрушает бесстрастный образ Бориса Гребенщикова, который всегда традиционно старался держаться подальше от политики. Наконец, он в свойственной ему манере, высказался – и поэтому в песнях появилась нецензурная лексика. Более того, у него и название нецензурное: «Время N» расшифровывается как «время [напиться]». По словам БГ, это самый мрачный диск из всего, что он записал в последнее время. «Есть вещи, о которых по-другому не скажешь, – объяснил он.

Изначально в альбом должны были войти 14 песен. Но при подготовке диска сложилась мозаика, в которой нашлось место только девяти. БГ работал над записью два года. По словам музыканта, он выложил в сеть видео с заглавной песней «Время N» без особых планов. БГ не собрался включать ее в диск. Но за считанные дни она набрала огромное количество просмотров. Музыкант понял, что композиция попала в настроение публики. После этого он не только включил ее в диск, но и сделал заглавной. По словам Гребенщикова, новая пластинка стала логическим продолжением его диска «Соль» 2014 года и составит трилогию со следующим альбомом, для которого уже сочинено 16 песен.

borisgrebenschikov2018n01.jpg

Альбом 16 февраля появился в открытом доступе в Сети, а через несколько дней БГ устроил оригинальную акцию – устроил в Петербурге публичное прослушивание альбома, как это cделал «Аквариум» в 1983 году со своим альбомом «Радио Африка», – тогда это происходила в помещении городского рок-клуба.

Попутно Борис Борисович, ответил на вопросы и рассказал, как происходила запись: Как выяснилось, большую часть работы над альбом вместе с автором выполнил Стив Джонс. Правда, на окончательном сведении Гребенщиков удалил большую часть наработок Джонса.

«Я Стива очень полюбил, – говорит БГ. – Мы договорились, что на сведение он приходить даже не будет. Потому что он сказал: "Не могу смотреть, как песни, которые я люблю, ты будешь уничтожать!". А я ответил: "да, буду уничтожать, потому что я их написал, зараза, а не ты"». Несмотря на творческие разногласия, Борис уверен, что они со Стивом остались в хороших отношениях.

В альбом вошло 9 песен, хотя предполагалось, что их будет минимум 14. Не вошедшие в альбом треки теперь лежат в архиве и ждут своего часа: «Просто эти 9, как я и предполагал, сложились в единое целое. Любой альбом – это симфония – сочетание разных вещей, которые вместе складываются и становятся больше, чем просто сумма».

Гребенщиков рассказал, что когда уже альбом был сдан, работа над песней «Ножи Бодхисаттвы» продолжалась и продолжается до сих пор. Она оказалась самой сложной в записи. Теперь музыкант надеется сделать на нее микс.

«Я слышу, что она может пойти еще дальше, я очень ее люблю. Тут, на этом альбоме, получилось, что я написал, с моей точки зрения, несколько лучших песен за всю свою жизнь. Ну, скажем, "Прикуривает от пустоты", "Соль" не плохая, "Крестовый поход птиц". Да, и "Песня о нелюбимых" не такая плохая, как кажется».

borisgrebenschikov2018n02.jpg

Гребенщиков убежден, что реальный концертный состав «Аквариума» по-прежнему имеет к происходящему самое непосредственное отношение. «У нас нет ни одного месяца, чтобы мы что-то не записывали, – говорит он. – А на это требуется много денег. Поэтому, мне приходится одалживать, брать в долг, свои деньги тратить. В этом случае краудфандинг покрыл примерно 50-60% расходов, что были на тот момент. Я собираю деньги везде, где только могу.  А потом иду в студию звукозаписи и плачу. Еще можно вон на дорогу выйти с обрезом в руке – тоже краудфандинг…на большой дороге!».

«Аквариум всегда был за то, чтобы развиваться, чтобы следующий альбом был не такой как предыдущий. Группа все равно идет вперед вопреки желанию большей части людей, которые в ней играют. Потом они говорят: "Какой охренительный альбом!". Да, спасибо, я был бы рад, если бы вы помогли мне его делать!»

Борис Гребенщиков объясняет, что отправил новый альбом всем музыкантам, которые заняты в нынешнем составе «Аквариума» и деваться теперь им некуда, – придется это как-то играть на концертах. Он абсолютно уверен, что они справятся они с этим задачей отлично, ведь в этом – весь «Аквариум».  

На вопрос, какое же время ждет людей после «Времени N», БГ отвечает однозначно: «Мне абсолютно похрен, какое будет время. Мне важно делать максимум для того, чтобы людям, которые будут после меня, было хорошо!» 
►слушать альбом

Читать еще:
Новый альбом «Аквариума» – движение от тьмы к свету
«Аквариум» отметил 45-летие в клубе «Stadium»

«Аквариум» дает концерты в связи со своим 45-летием
«Аквариум» выпускает клипы на песни 2008 года
Гребенщиков проведет в Москве рок-фестиваль памяти Доктора Лизы
Джордж Гуницкий: «Гребенщиков всегда с бабушкой гулял»
Борис Гребенщиков побеседовал в Новосибирске с философами
Борис Гребенщиков и «Аквариум» примут участие в фестивале «MegafonLive»
На песню «Аквариума» «Собачий вальс» снят мультфильм
Глава Следственного комитета встретился с Борисом Гребенщиковым
БГ посадил в центре Смоленска клен и спел «Собачий вальс»

Новый альбом «Аквариума» – движение от тьмы к свету

В середине февраля состоится релиз нового альбома «Аквариума» «Время N». Пока же можно послушать одну из песен альбома, «На ржавом ветру», которая опубликована в Сети в качестве сингла. Недавно группа довольно скромным концертом отметила юбилей – 45 лет с момента основания. Проделав большую работу в студии, Борис Гребенщиков продолжил свои интенсивные гастрольные странствия. В пути его перехватил обозреватель «Известий», которому уже посчастливилось услышать новый альбом и поговорить с артистом.

– Столь жестким, конкретным, в чем-то гневным, даже безжалостным ты был, пожалуй, в альбоме «Сестра Хаос» на заре нулевых, а затем в проектах нынешнего десятилетия – «Архангельск» и «Соль». «Время N» можно назвать их продолжением и завершающей частью трилогии?

– Трилогией всё же станет «Соль». «Время N» и наш следующий альбом, для которого уже есть 16 песен, в том числе те, что мы сейчас исполняем на концертах: «Пегги-поршень», «Паленое виски и толченый мел», «Собачий вальс». А что до жесткости – мне кажется, что «Русский альбом» и «Навигатор» были не мягче.

– Последний трек нового альбома – «Крестовый поход птиц» – выглядит почти неожиданной в данном контексте светлой нотой, авторской умиротворенностью.

– Такой конец альбома естественен, по-другому быть и не могло. Этот альбом – путешествие из тьмы к свету. А песня сочинялась так же, как все остальные. С первой ее строчки и первого аккорда я не имел ни малейшего понятия, к чему она придет и станет ли светлой. Но когда она сложилась, мне стало очевидно, что это концовка альбома. Пробовал другие финалы – они не подходили. Вообще в каждой песне этого диска я лишь констатирую то, что вижу, иногда высказываю свои чувства. Вот идет дождь – мне мокро. Точка. Вот творится такая-то фигня. Мне хреново от этого. Точка. Не стремлюсь кого-то обвинить, что-то перечеркнуть или поменять. Просто говорю то, что чувствую.

– Но как уживаются два почти противоположных настроения в одном альбоме?

– А это одно настроение. Как говорили древние, со дна глубокого колодца звезды видны даже днем. Чем больше страданий, тем дальше человек видит в итоге.

– Но иногда в отчаянии человек может проклинать Бога?

– Только глупец.

– Ты не допускаешь утраты веры?

– Перестать верить – одно, проклинать Бога – другое. Вера – понятие интеллектуальное, а ощущение Бога в сердце у каждого. Если я перестану верить в закон гравитации, значит ли это, что, выйдя в окно с 20-го этажа, я не упаду? Вот и всё. Разговоры про веру в Бога для меня кончаются здесь. А глупость и жадность человеческая бесконечны. У них нет предела.

– Где ты с ними пересекаешься?

– Смотрю на то, что происходит вокруг меня. Я даже не говорю отдельно про Россию. Но я не собираюсь тратить ни секунды своего времени на обсуждение кретинов. У меня есть много более интересных дел.

borisgrebenshc201801.jpg

– В свое время актер Михаил Козаков признался, что сотрудничал с КГБ. А сейчас в Литве подозревают в том же самом Донатаса Баниониса. Представь, что тебе документально подтвердят что-то подобное о твоих коллегах по ленинградскому рок-клубу?

– Что бы я ни узнал, никакая информация из архивов КГБ мое мнение о них не изменит. Если человек оказался слаб и сделал что-то не то, он не стал от этого хуже.

– Но если его «слабость» всерьез повлияла на чью-то судьбу?

– Круговорот человеческих судеб от нас зависит очень мало. Но расскажу тебе такую вещь. Где-то в начале 1983 года прекрасная женщина, директор Дома художественной самодеятельности Анна Александровна Иванова, под начальством которой жил ленинградский рок-клуб, с печальной улыбкой попросила меня пройти в комнату, где сидел товарищ в штатском. И он стал задавать мне разные вопросы.

Основное условие их «игры» было такое: вы с нами разговариваете, но, дабы не испортить свою же судьбу, молчите в тряпочку об этом общении. И на этом держалась вся их магия. Они всегда рассчитывали на заговор молчания и так держали каждого на поводке.

Я поступал по-своему. Запасался десятком двухкопеечных монет и обзванивал друзей, предупреждая: со мной только что провели беседу. Вы, судя по всему, следующие в очереди. Не стану конкретно называть, кому звонил, но это всем известные имена. Я считал своим долгом предупредить тех, кому грозила опасность. А дома меня ждали еще человек 10, которые рассчитывали услышать детали встречи.

– В России, к слову, много споров о том, надо ли вообще открывать спецархивы.

– Какие могут быть споры? Все архивы нужно открывать без ориентации на «срок давности». Это же еще в Писании сказано: «Нет ничего тайного, что не стало бы явным». Под этим лозунгом должны выставляться все архивы.

– Ты читаешь новые книги? Или уже достиг состояния, когда они тебе не обязательны?

– Я люблю новые книги, музыку, фильмы. Будущее вообще измеряется новыми фильмами: вот в этом году должна выйти история про Хана Соло, да скоро подоспеет и третья часть новых «Звездных войн». Будет что-нибудь и еще любопытное. Это моя духовная пища. У некоторых духовная пища – священные книги, а я примитивен. У меня – «Звездные войны», «Шерлок Холмс», «Пираты Карибского моря», «Стражи Галактики».

Из негероических порадовал фильм «Смерть Сталина». Я посмотрел его в Лондоне и полфильма хохотал, как подорванный. Блестящие актеры. С одним из них, Майклом Пэйлиным из «Монти Пайтон», мы даже немного знакомы. Армандо Ианнуччи сделал очень точную картину. Ему бы предложить снять серию фильмов по истории и быту советской России. Но, боюсь, он не возьмется.

– Составь для него список героев.

– Он ко мне не обратится, мы не знакомы. Да и герои у меня другие: Харрисон, Кит Ричардс, Маугли, Арагорн, Гендальф.

borisgrebenshc201802.jpg

– Среди новых героев теперь еще участники рэп-баттлов. Наблюдал хоть один из них?

– Я был маленьким и гулял во дворе на улице Алтайской, там в детской беседке периодически отдыхали сильно выпившие граждане. И свою порцию баттлов я получил, внимательно слушая их разговоры. Думаю, ничего нового в этой области уже не узнаю. Хотя я очень хорошо отношусь, скажем, к Оксимирону. Он, без сомнения, талантливый человек. Но суть любого баттла – разговор двух людей по принципу: дурак – сам дурак. Только делается это развернуто, с применением большого количества эпитетов. А мне это слушать неинтересно.

– Гарик Сукачев, например, считает, что рэп смел рок-музыку и сам он уже если не нафталин, то герой минувших дней.

– Как я сочувствую Гарику. Химически тяжело считать себя нафталином.

– В заглавной теме твоего нового альбома все концентрируются на единственном нецензурном глаголе. Хотя вокруг сейчас полно песен с обилием мата. Видимо, твой призыв звучит убедительнее?

– Восемь лет назад у нас в «Аквариуме» стихийно возник лозунг: «Время за*бись!». По-моему, я сам его ввел, хотя точно не помню. В определенный момент кто-то из нас, чувствующий на себе печать провидения и руку судьбы, отчаянно кричал: «Время за*бись!!», и все немедленно приступали к этому процессу.

А прошлым летом в июле я вдруг почувствовал, что этот лозунг взял меня под уздцы и потребовал песни. Я думал, что напишу нечто шуточное. А вот хрен! Аккорды сразу пошли поперек всякого веселья, ибо песни за нас пишет сам русский язык. Что времени нужно, то он нами и пишет; использует нас как транспортное средство. Что Высоцкого, что Окуджаву, что меня или Васильева, Макаревича, Юру Шевчука

– Этот лозунг для тебя эквивалент состояния «я на всё положил» или некая мантра?

– Это не мантра, а самое трагическое, что может сказать человек. Как я это понимаю: окружающая действительность слишком зажала, разрывает на части, и единственное, что можно сделать, – пойти на крайность. Так шахид вторгается в действительность. Ведь слово «шахид» в этой песне используется совсем не случайно.

– Ныне широко отмечают 80-летие со дня рождения Владимира Высоцкого. Близок ли он тебе? Вот песни Окуджавы, Вертинского ты исполнял и записывал не раз, а Высоцкого, кажется, не пел никогда?

– Публично не пою, потому что ничего не могу добавить к его песням. Но он – самый гениальный, нестерпимо гениальный, прорывной автор русских песен. Мы его часто слушаем. В том числе после концертов.

– А еще 19 февраля будет 10-летие со дня смерти Егора Летова, немало повлиявшего на умы целого поколения.

– Много раз пытался слушать его песни, но понимал, что мы совсем разными вещами занимаемся. Горячо его уважаю, он большой молодец, сделал немало интересных вещей. Как я понимаю, у него был правильный кругозор. Он слушал много музыки, которую и я слушаю. А если люди слушают одну и ту же музыку, они могут найти общий язык. Но эстетически мы расходимся. То, как он делал свои песни, – просто не мое. У нас по-разному устроены уши.

– Ты продолжаешь свою серию уличных выступлений. Довольно последовательно культивируешь жизнь менестреля.

– Мне просто нравится бесплатно играть для людей в неожиданных местах. Я всегда этого хотел.

– И ты постоянно в пути. У тебя еще сохраняется ощущение дома?

– Дом – прекрасное святое место, похожее на рай, где я бываю фантастически редко. Но он есть. Там живет жена, туда приходят дети, там жил мой кот, стоят мои книги, картины, компакт-диски, которые уже никогда никому нужны не будут.

– Разве при твоем странничестве дом не перемещается вместе с тобой?

– С другой стороны, ты прав: дом у меня весь мир. Я приезжаю в Индию, выхожу из самолета – и я дома. Приезжаю в Мурманск или Сибирь – дома. В Лондоне – тем более дома. Приезжаю в Париж – вот он дом, слава тебе господи! В Катманду – ура, я вернулся. Нью-Йорк или Вятка – скоро буду. Земля очень маленькая.

– А близкие твои страдают от такой твоей жизни или принимают ее?

– Они ее принимают, поскольку я никогда не был другим. И жена достаточно много со мной ездит, но не на гастроли. А у детей давным-давно своя жизнь. Даже кот ушел в другое место, мы не могли его оставлять надолго одного в квартире.

– Есть сейчас то, что тебе реально надоело?

– Мне надоели моя лень и пьянство. Надоела чудовищная косность, агрессивность и безвкусица многих моих сограждан. Надоел восторг, с которым люди кидаются в океан ничего-не-думания. Такое сладкое желание отказаться от малейших попыток сообразить, что же на самом деле происходит. Говорят, что Бернард Шоу однажды сказал: «Два процента людей думают, три процента людей думают, что они думают, а 95 процентов лучше умрут, чем будут думать». Вот это меня достает. Чтобы идти вперед и вверх, нужны мир и красота.

Читать еще:
«Аквариум» отметил 45-летие в клубе «Stadium»

«Аквариум» дает концерты в связи со своим 45-летием
«Аквариум» выпускает клипы на песни 2008 года
Гребенщиков проведет в Москве рок-фестиваль памяти Доктора Лизы
Джордж Гуницкий: «Гребенщиков всегда с бабушкой гулял»
Борис Гребенщиков побеседовал в Новосибирске с философами
Борис Гребенщиков и «Аквариум» примут участие в фестивале «MegafonLive»
На песню «Аквариума» «Собачий вальс» снят мультфильм
Глава Следственного комитета встретился с Борисом Гребенщиковым
БГ посадил в центре Смоленска клен и спел «Собачий вальс»
Группа «Аквариум» представила клип «Песни нелюбимых»

Текст: Михаил Марголис
Фото: Известия / Виктор Безруких

Сохранить

«Аквариум» отметил 45-летие в клубе «Stadium»

45-летие «Аквариума» планировалось праздновать в парке «Красная Пресня», где группа выступает каждое лето. Но за несколько дней до празднования концерт решили перенести под крышу клуба «Stadium» – прогноз погоды был, по словам организаторов из компании «Мельница», пугающим, а накануне события и вовсе было объявлено штормовое предупреждение.

В первой части вечера, которую язык не поворачивается назвать разогревом, выступили лидер ирландской группы Pugwash Томас Уолш, техасская группа Cotton Mather и Flook — коллектив штатного флейтиста «Аквариума» Брайана Финнегана. Flook среди прочего исполнили композицию, посвященную памяти ушедшего из жизни почти два года назад клавишника «Аквариума» Бориса Рубекина. Вся музыка, которая звучала в этом разделе, стала известна российскому слушателю исключительно благодаря радиопрограмме Бориса Гребенщикова «Аэростат», которую он уже много лет ведет на «Радио России». Так что был повод не только вспомнить песни «Аквариума» за 45 лет, но и оценить плоды просветительской миссии, которую взял на себя лидер группы.

Что касается отбора песен для сета «Аквариума», то каждый бы осуществил его по-своему — аквариумовские «вехи» у каждого свои. Многие слушатели сошлись бы, наверное, на том, что такой вечер невозможен без песни «Город золотой» («Рай»), но Борис Гребенщиков в этот вечер чужих вещей не исполнял. Так что обошлось и без «Города» авторства Волохонского–Хвостенко, и без песен Виктора Цоя, которые БГ поет в последние годы часто и лихо. Ни у кого не было сомнений насчет песни «Рок-н-ролл мертв», и она, конечно, прозвучала. Было и еще одно произведение, для которого подходит термин «гимн», – «Поколение дворников». Вот его-то как раз «Аквариум» долгое время в свои сет-листы не включал. И как же уместно сегодня звучат эти строки 1987 года: «Мы молчали, как цуцики, / пока шла торговля всем, / что только можно продать, / включая наших детей. / И отравленный дождь / падает в гниющий залив. / И мы еще смотрим в экран. / А мы еще ждем новостей».

Борис Гребенщиков не стал выстраивать программу по принципу «от раннего к позднему со всеми остановками», но кое-какие комментарии исторического характера давал.

Например, «Стучаться в двери травы» назвал первой из написанных им песен, которая понравилась ему самому. Из всего раннего материала, прозвучавшего на концерте, стоит отдельно отметить песню «Герои», в которой выделялась партия гитары Алексея Зубарева.

От концерта вообще осталось ощущение, что в инструментальном смысле весь сегодняшний «Аквариум» держится на гитаре господина Зубарева, которая одна могла бы заменить и скрипку, и флейту, и клавиши. Место за клавишами сейчас занимает скрипач Андрей Суротдинов, но совершенно очевидно, что у него нет задачи в полной мере заменить Бориса Рубекина. Это невозможно, да и скрипку господин Суротдинов по-прежнему крепко держит в руках; скорее речь идет об аккуратных вспомогательных партиях клавишных, дающих дополнительные оттенки аранжировкам.

Наряду со знаковыми произведениями «Аквариума» и с ранними вещами, которые особенно дороги сердцу лидера, в сет-листе были и песни, которые можно было бы назвать альбомными треками из более поздней части каталога «Аквариума». Стоит ли исполнять «Аригато», оставив за бортом «Аделаиду», правильно ли взять на борт «Кошку моря», но не спеть «Древнерусскую тоску»? Это вопрос, имеющий отношение исключительно к тому, каким видит «Аквариум» конкретный слушатель. Борис Гребенщиков явно не собирался выступать в жанре «Лучшее, любимое, только для вас».

То же касается и бисовой части. «Сидя на красивом холме» – важная вещь для тех, чье знакомство с группой началось с первого диска, выпущенного «Мелодией». А скажем, «Не трать время» – милая вещица с невысокой цитируемостью, то ли из конца 1980-х, то ли из начала 1990-х. Не будь таких легких номеров-передышек, 45-летие «Аквариума» вышло бы слишком пафосным. А так получилось действо, которое одинаково справедливо можно было рассматривать как фестиваль фолка международного уровня, как антологию хрестоматийного рока на русском языке и как собрание песен, под которые комфортно прятаться от дождя.

Читать еще:
«Аквариум» дает концерты в связи со своим 45-летием
«Аквариум» выпускает клипы на песни 2008 года
Гребенщиков проведет в Москве рок-фестиваль памяти Доктора Лизы
Джордж Гуницкий: «Гребенщиков всегда с бабушкой гулял»
Борис Гребенщиков побеседовал в Новосибирске с философами
Борис Гребенщиков и «Аквариум» примут участие в фестивале «MegafonLive»
На песню «Аквариума» «Собачий вальс» снят мультфильм
Глава Следственного комитета встретился с Борисом Гребенщиковым
БГ посадил в центре Смоленска клен и спел «Собачий вальс»
Группа «Аквариум» представила клип «Песни нелюбимых»

Текст: Борис Барабанов
Источник: Коммерсант

«Аквариум» дает концерты в связи со своим 45-летием

Одна из главных групп русскоязычного рока отмечает свое 45-летие серией концертов. Выбор даты неочевиден: Борис Гребенщиков всегда по-разному говорит, откуда берет свое начало «Аквариум» и что это вообще такое. Впрочем, если собрать проверенные факты, имеющие отношение к истории прославленной группы, можно подвести условную черту в истории, которая, к счастью пока не заканчивается.

Борис Гребенщиков родился 27 ноября 1953 в родильном доме имени Снегирева в городе Ленинграде в семье инженера-гидроакустика и художницы Дома моделей. Со вторым основателем группы Анатолием Гуницким он познакомился во время учебы в пятом классе школы № 429.

О первых музыкальных пристрастиях и дальнейшем выборе жизненного пути очень четко говорит фраза, сказанная в «Правдивой биографии "Аквариума"» сами Борисом Гребенщиковым: «В 1964 году впервые услышал "Битлз" и понял, зачем живу». В первый раз он сыграл песню «Ticket To Ride» из репертуара любимой группы лишь четыре года спустя. Первым же музыкальным произведением, подобранным на гитаре, стал старинный русский романс, которому Бориса научила бабушка.

Среди ранних музыкальных пристрастий Гребенщиков кроме «The Beatles» называл Александра Вертинского, Дэвидa Боуи, Булата Окуджаву, Боба Дилана, Евгения Клячкина, Майка Олдфилда и «Human League».

Первый состав «Аквариума» был собран после окончания Гребенщиковым первого курса факультета прикладной математики и процессов управления ЛГУ в июле 1972 года. Название группы Гребенщиков и Гуницкий придумали, стоя на Кировском мосту.

Некоторое время за бас-гитару в группе отвечал будущий основатель группы «Пикник» Эдмунд Шклярский. Еще с одним участником «Аквариума», Михаилом «Фаном» Фанштейном, Борис познакомился на улице. Будущие коллеги опознали друг в друге своих благодаря пластинкам, которые несли в руках. У одного был альбом «Moody Blues», у другого – записи Джона Майлза.

Первый альбом, записанный под сильным влиянием творчества Марка Болана и группы «Tyrannosaurus Rex», назывался «Искушение Святого "Аквариума». На втором альбоме, «С той стороны зеркального стекла» (1976), в составе группы появились Всеволод Гаккель и Андрей «Дюша» Романов – два участника «канонического "Аквариума"», чья работа при формировании стиля и создании первых главных альбомов, равноценна работе Бориса Гребенщикова.

Приблизительно в это же время появляется аббревиатура «БГ». Кстати, чуть позже, в конце восьмидесятых – начале девяностых, благодаря тому, что секретарем обкома города на Неве стал Борис Гидаспов, Ленинград начали называть «городом двух БГ».

«Аквариум», начиная с середины семидесятых годов и до начала девяностых, находился в центре культурного (и контркультурного) движения творческой молодежи города. Свой первый альбом «Все братья – сестры» другой будущий лидер русскоязычного рока и создатель группы «Зоопарк» Майк Науменко создал в компании Бориса Гребенщикова. Альбом был записан на полянке между Невой и Смольным и выпущен на катушке тиражом 10 экземпляров. Крошечный тираж не помешал ему получить статус культового альбома.

Одним из главных событий в истории «Аквариума», как и в жизни большинства отечественных музыкантов тех лет, стало знакомство с Андреем Тропилло – звукорежиссером-любителем, интеллектуалом-провокатором, создавшим на базе Дома Пионеров подпольную студию звукозаписи. Именно здесь записывались канонические работы группы – «Синий альбом», «Треугольник», «Электричество», «Акустика», «Табу», «Радио Африка», «Ихтиолгия», «День Серебра» и «Дети Декабря».

Первое выступление «Аквариума» перед большой аудиторией состоялось на рок-фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси в 1980 году. Не принявшая диковатую полупанковую манеру группы аудитория испытала культурный шок. Жюри фестиваля обвинило группу в пропаганде гомосексуализма. Сразу по возвращении в Ленинград Борис был выгнан с работы и исключен из комсомола – примкнул к другим представителям «поколения дворников и сторожей». Источниками дохода стали крохотная зарплата сторожа, деньги за сданные пустые бутылки и мизерные гонорары за случайные концерты – хотя в это время концерты «Аквариума» были под строгим запретом.

Первое появление «Аквариума» на телевидении произошло, как ни странно, еще до объявления эпохи перестройки и гласности. В ноябре 1982 года молодой создатель программы «Веселые ребята» Андрей Кнышев на свой страх и риск пригласил группу в свою программу. Для того, чтобы увильнуть от цензурных ловушек, чуть-чуть изменили тексты – по-хулигански лихо. В песне «Сонет» в пассаже «все равно не верю я комбайну», машину-труженика заменили на «дизайн», а строчка «мой омерзительный безногий друг» превратилась в «мой снисходительный надменный друг». В песне «Два тракториста» трактористов поменяли на «пианистов». И все сработало.

В 1982 году Борис Гребенщиков в пригородной электричке познакомился с мальчиком по имени Витя Цой. Тот пел песню «Мои друзья». Через небольшой промежуток времени был записан альбом «45», в работе над которым БГ выступил в качестве продюсера вместе с Майком Науменко.

С великим джазовым авнгардистом-экспериментатором Сергеем Курехиным «Аквариум» соединяла серьезная дружба и работа над пятью альбомами группы «Поп-механика» и над сольными проектами Сергея.

Концерты «Аквариума», как уже говорилось, были под запретом, но с начала до середины восьмидесятых «Аквариум» представал на сцене в самых уникальных сочетаниях. Ядро команды составляли БГ, Дюша, Фан, Сева Гаккель, а так же приглашенные гости – Игорь Бутман (кстати, его саксофон звучит в паре песен на альбоме «Радио Африка»), Валерий Болучевский, Сергей Курехин, Александр Ляпин, Петр Трощенков. Таким составом «Аквариум» имел возможность играть не так уж часто. Основными были домашние выступления – квартирники, или «флэтовые сейшена». Именно на них обкатывались новые песни и повышалось мастерство. В 1982 году Фана сменил Александр «Тит» Титов, некоторое время параллельно работавший в группе «Кино», но в конце концов, сделавший выбор в пользу «Аквариума».

Первым официально записанным альбомом группы «Аквариум» стал «Равноденствие». Запись проходила на студии «Мелодия». Тем не менее, первой официально выпущенной «Мелодией» официальной пластинкой, стала компиляция из песен с альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря». Аннотацию к пластинке написал поэт Андрей Вознесенский. Этот же текст в виде расширенной статьи вышел в журнале «Огонек». Это означало официальное признание и автоматически снимало запреты. В это же время 17 января 1987 года «Аквариум» стал героем программы «Музыкальный ринг», выходившей на всю страну. Молодые люди на всей территории СССР впервые увидели своих героев, что называется «в полный рост».

В 1989 году Борис Гребенщиков подписал с фирмой CBS контракт выпуск в США англоязычного альбома «Radio Silence». В ту поездку он взял только своего бас-гитариста Александра Титова. Продюсером альбома стал лидер «Eurythmics» – музыкант Дейв Стюарт. В США в момент знакомства с одним из своих кумиров – Дэвидом Боуи, – БГ услышал: «Не дай им сделать из всего этого очередной американский альбом». Тем не менее, все получилось ровно наоборот и изначально задуманный «фолк-альбом русского музыканта», сделанный при серьезном финансовом влиянии, предполагаемого успеха не имел.

Второй западный альбом «Radio London» был записан в Лодноне, но свет увидел в России на лейбле «Solyd Records» известного коллекционера Андрея Гаврилова. Именно на этом лейбле с тех пор выходили многочисленные самые интересные неофициальные записи как «Аквариума», так и сольные работы БГ.

Весной 1991 года БГ, Ляпин, Дюша, Гаккель, Титов и Файнштейн решили, что «Аквариум» себя исчерпал и последнее выступление состоится на юбилейном XX фестивале ленинградского рок-клуба. В финале для исполнения песни «Пригородный блюз», на сцену поднялся Майк Науменко. Это было последнее выступление Майка (его не стало спустя несколько месяцев) и последнее выступление «классического "Аквариума"».

Новый состав, в котором Борис Гребенщиков записывал новые песни, составившие «Русский альбом» получил название "БГ-Бэнд". Название расшифровывается по-разному, как говорил сам Гребенщиков, вариант «Беспредел гарантирован» был самым мягким. Песни рождались во время странствий по российской глубинке и под впечатлением от гибели поэта Александра Башлачева.

Первая реинкарнация «Аквариума» в новом составе состоялась в 1992 году. Новые люди принесли новые идеи, результатом стали альбомы «Любимые песни Рамзеса IV», «Библиотека Вавилона», «Пески Петербурга» и «Кострома mon amour». «Аквариум» теперь, может быть, и не был в полном смысле аккомпанирующим составом БГ, но когда-то начавшись как проект фактически равновеликих единиц, с этого момента, отныне и на века, он стал группой в первую очередь ассоциирующуюся с именем Бориса Гребенщикова.

На альбоме «Навигатор» группа «Аквариум», пожалуй, впервые стала частью мирового рок-н-ролльного социума. По количеству задействованных людей с «фирменным» музыкальным опытом и уровню музыкального материала этот альбом, пожалуй, до сих пор остается непревзойденным. К записи песен «Аквариум» подтолкнул старый знакомый БГ продюсер Джой Бойд, работавший с «Pink Floyd», «REM» и Ником Дрейком, гобоистка Кейт Сент-Джон (Ван Моррисон, «The Dream Academy»), Дейв Пэгг («Jethro Tull», Донован), Дейв Мэттакс («Fairport Convention»), работавший с Полом Маккартни, Эриком Клэптоном и Элтоном Джоном и бывший гитарист «Роллинг Стоунз» Мик Тейлор. Альбом разошелся рекордным тиражом в 30 тысяч экземпляров всего за одну неделю, а его виниловая версия сейчас стоит бешеных денег и является предметом коллекционерской гордости.

БГ, являясь неизменно продвинутым меломаном не мог обойти вниманием такое явление, как электронная музыка. Его сотрудничество с группой «Deadyшки» многими было воспринято как сборник ремиксов на песни «Авариума», однако альбом «Борис Гребенщиков и Deadушки» на самом деле является образцом очень яркого сотрудничества. Новое переосмысление песен группы, записанное на студии «Mute» в сотрудничестве с легендарным Полом Кендаллом (Ник Кейв, «Depeche Mode», «Nine Inch Nails», «Erasure») очень яркий этап в жизни "Аквариума" конца XX века. Серьезная, очень важная веха.

Неизмеримо меньше, чем песни БГ, известны его литературные произведения – пьеса «В объятиях джинсни», рассказ «По другую сторону дня», «Роман, который никогда не будет окончен», повесть-сказка «Иван и Данило», повесть «Лес». Первая книга его текстов «Книга прозы», появилась в издательстве Марата Гельмана «Алфавит» в 1992 году. Борис Гребенщиков также известен как переводчик. Много лет серьезно занимаясь буддистскими практиками, он перевел «Путеводитель по жизни и смерти» Чокьи Нима Ринпоче и «Повторяя слова Будды» Тулку Ургьена Ринопче.

Официальная дискография «Аквариума» плюс концертные альбомы, сольные пластинки БГ и сайд-проекты насчитывает более ста альбомов, но новые неизданные ранее раритеты продолжают выходить и пользуются неизменным успехом. Об «Аквариуме» написаны десятки книг, количество же научных работ, исследований, публикаций исчислению не поддается. Что касается изменений в составе, то по весьма условным подсчетам, за годы существования группы, в ней сменилось 25 гитаристов, 15 клавишников, 15 бас-гитаристов, 35 музыкантов-струнников и пять десятков духовиков и бэк-вокалистов.

aquariumbg45d.jpg

Сегодня

По-разному сложились судьбы участников «классического» состава «Аквариума». Анатолий «Джордж» Гуницкий после ухода из группы окончил театроведческий факультет ЛГИТМиКа, писал пьесы, в начале двухтысячных придумал проект «Террариум», в котором были задействованы многие известные рок-музыканты. Песня «Гибралтар/Лабрадор» вошла в саундтрек фильма «Брат-2».

Дюша Романов сотрудничал с дружественной «Аквариуму» арт-группой «Митьки» и играл в сольном проекте «Трилистник», выпустил книгу «История "Аквариума". Книга флейтиста», вышедшую уже после его смерти в 29 июня 2000 года.

Михаил «Фан» Файнштейн Васильев занимался журналистикой, работал в изданиях «Рокси» и «Арокс и Штер», играл в группе «Трилистник». Умер 17 ноября 2013 года.

Всеволод Гаккель играл в группе Сергея Курехина «Поп-механика», «Турецкий чай», «Никогда не верь хиппи» и других. Организовал клуб «TaMtaM», в стенах которого начинали такие группы как «Tequilajazzz», «Король и Шут», «Markscheider Kunst», «Последние танки в Париже», «Химера» и многие другие. Долгое время был директром проекта S.K.I.F (международного фестиавля памяти Сергея Курехина), был арт-директором петербургского филиала клуба «Китайский летчик Джао Да». Выпустил жесткую книгу «Аквариум как способ ухода за теннисным кортом», организовывал российские гастроли «King Crimson», «Jethro Tull», Дэвида Бирна и других. В настоящее время работает в клубе «А2». Из всего состава, имеющего отношение к раннему «Аквариуму», в настоящий момент в группе играет только Александр Титов. В негастрольное и нестудийное время он проживает в Лондоне, где вместе с женой создал проект «Rina Green» и курирует свой лейбл «RedBook».

Последняя на сегодняшний день песня группы «Аквариум» носит название «Пегги Поршень».

Четко ответить на вопрос, что такое группа «Аквариум», сколько лет она существует и существует ли вообще в общепринятом виде, ответить может разве что ее бессменный лидер. В 1991 году он утверждал, что «Аквариум» исчез навсегда и перешел в область мифологии и легенд. Чуть позже, когда в «Аквариуме» вновь возродилась жизнь, он забурлил свежей водой и засверкал свежевставленными стеклами, БГ заявил, что группа перешла в интернет.

К сорокалетнему юбилею группы он начал говорить, что ничего подобного не происходило и группа «Аквариум» существует около 40 тысяч лет и давала еще пещерные концерты. Искать логику во всем этом милом лукавстве – бессмысленно. Остается слушать песни, а они с годами у «Аквариума» точно хуже не становятся.

Читать еще:
«Аквариум» выпускает клипы на песни 2008 года
Гребенщиков проведет в Москве рок-фестиваль памяти Доктора Лизы
Джордж Гуницкий: «Гребенщиков всегда с бабушкой гулял»
Борис Гребенщиков побеседовал в Новосибирске с философами
Борис Гребенщиков и «Аквариум» примут участие в фестивале «MegafonLive»
На песню «Аквариума» «Собачий вальс» снят мультфильм
Глава Следственного комитета встретился с Борисом Гребенщиковым
БГ посадил в центре Смоленска клен и спел «Собачий вальс»
Группа «Аквариум» представила клип «Песни нелюбимых»

Текст: Алексей Певчев
Источник: m24.ru

Сохранить

 / 4