Продвигай свою музыку
 
Тимати
Тимати
Тимати
@timati

Ошибки Тимати, которые сделали «Black Star» убыточным

user image 2020-05-10
By: showbizby
Posted in: Событие
Ошибки Тимати, которые сделали «Black Star» убыточным

Партнер Тимати, совладелец и управляющий директор холдинга «Black Star» Павел «Пашу» Курьянов дал журналу «Форбс» откровенное интервью, в котором рассказал, как пытается преодолеть проблемы, вызванные пандемией. Большая часть направлений, в которых заняты подразделения «Black Star», как раз оказались в секторах, наиболее пострадавших от кризиса: зрелищные мероприятия и ресторанный бизнес.

«Доходы нашего холдинга стали значительно ниже того уровня, который необходим для обеспечения прожиточного минимума компании», – честно признался Курьянов. Он рассказал, какие меры предпринимает для выживания – они достаточно стандартные: на 15% сокращен персонал, на 20% понижена зарплата тем, кто остался.

Из всех подразделений в полную силу работает лишь служба доставки, но она не может решить всех финансовых проблем. Холдинг не попал под программы помощи, объявленные правительством, договориться о кредитах с банками тоже не удалось, сложные переговоры с арендодателями многочисленных помещений холдинга идут с переменным успехом. Арендных помещений очень много – только магазинов бренда одежды «Black Star Wear» имеется 39 в России и 10 за рубежом. Договориться о снижении либо отсрочке платежей по аренде удаётся далеко не со всеми. При таком раскладе если общая картина в экономике страны до июня не поменяется, дальнейшее существование «Black Star» будет под очень большим вопросом.

blackstar1a.jpg

Как же получилось, что самая крупная и успешная компания российского шоу-бизнеса оказалась с таким малым запасом прочности? Проблемы у империи Тимура Юнусова начались задолго до пандемии. Вместе со своими партнёрами по бизнесу он получил проблему, типичную для большинства успешных стартапов: первые удачные проекты и мощный финансовый поток вскружил голову и создал обманчивое впечатление, что так будет всегда. Важные правила и предупреждения, которые изложены на первых страницах начальных учебников по бизнесу – формирование страхового фонда и крайняя осторожность при инвестировании новых проектов – кажутся «не для нас». Зачем эта перестраховка, если у нас всё идёт так хорошо? Начинающие бизнесмены не знают то, что известно фирмам, работающим на рынке много лет: кризисы случаются обязательно, не реже, чем раз в десятилетие. Тот, кто к этому не готовится – не выживает.

Опытные руководители также знают правило «20-80». Это статистика, согласно которой 20% вложенных инвестиций формирует 80% прибыли. И хорошо, если оставшиеся 80% процентов денег, вложенных в иные проекты, остаются хотя бы не убыточными. Чем больше разных проектов – тем выше риск. У Тимати, фонтанирующего бизнес-идеями, количество новых проектов в какой-то момент оказалось критически много. На фоне стабильно приносящего прибыль музыкального бизнеса и производства мерча, всё остальное оказалось низкодоходным. Количество различных направлений впечатляет, но не восхищает.

Руководство «Black Star» всегда мыслило глобально – недостаточно открыть новое направление, надо сразу создавать сеть. В итоге появляется сеть автомоек, сеть барбершопов, сеть бургерных, сети компьютерных клубов, фитнес-центров и тату-салонов. И денег начинает не хватать – согласно расследованию ресурса meduza.io, к концу 2019 года только у двух компаний, занимающихся реализацией одежды, ООО «Линия одежды „Блэк Стар“» и ООО «Фэшн Индастри» задолженность по налогам составила 22 миллиона рублей.

Сама идея создания бизнес-сетей на первый взгляд очень эффективна. Раскрученное имя Тимати изначально привлекает посетителей, когда на открытие бургерной или барбершопа рэпер приезжает собственной персоной. Об этом обильно пишет местная пресса, а заведение не может вместить всех желающих. В дальнейшем остаётся лишь грамотно управлять франшизой, оставив бизнес местным партнёрам. Но есть и обратная сторона. Как только в заведении с качеством или обслуживанием что-то идет не так – это опять сразу попадает в СМИ и голоса недовольных звучат особенно громко.

Некоторые особо претенциозные проекты принесли значительный чистый убыток. Такой большой ошибкой стала идея организации футбольной школы «Black Star Sport», которая через какое-то время должна была стать, ни много, ни мало, самостоятельным футбольным клубом. Оказалось, что проект требует огромных инвестиций в течение длительного времени с сомнительной отдачей через неясное количество времени, а футбольный рынок, где действительно крутятся огромные деньги – очень сложный и совершенно непрозрачный. В итоге, весь проект в октябре 2019 года был без лишнего шума свёрнут.

И это не единственный мертворожденный проект, оттянувший финансовые средства. Закрылись, не успев раскрутиться, агентство веб-разработок «Black Target», ассоциация киберспорта «Black Star Gaming» и производство беспроводных наушников «Black Star» (выяснилось, что такие наушники уже продаются на AliExpress по цене в 4 раза дешевле). Был даже проект по созданию виртуального мобильного оператора «Black Mobile».

Занимаясь большим количеством очень разных проектов одновременно, руководство «Black Star» нарушало еще одно важное правило для начинающих бизнесменов: заниматься тем, что хорошо знаешь. Каждый бизнес – что рестораны, что автомойки – имеет огромное количество тонких нюансов, незнание которых ведет к банкротству. Выход здесь может быть лишь в привлечении грамотных специалистов, которых еще надо уметь найти и удержать. И это очень сложная задача. Судя по тому, что текучесть кадров в подразделениях «Black Star» достигала 40%, решена она не была. Понятно, почему до сих пор музыкальный бизнес остаётся в холдинге самым устойчивым – здесь Юнусов и Курьянов в консультантах не нуждаются – они сами кого хочешь проконсультируют.

Удивительно, но еще две ошибки, которые для холдинга могут стать фатальными, были допущены именно в музыкальной сфере. Одна из них – клип «Москва», который стал колоссальной антирекламой для всех бизнесов Тимати.

Снятый за день и выложенный в сеть за два дня до выборов столичного мэра, ролик поставил абсолютный антирекорд рунета, собрав полтора миллиона дизлайков за три дня. Москвичи посчитали его не очень хорошо скрытой агитацией и прореагировали очень болезненно.

Клип был удален, удивленный Тимати признал ошибку, но отнесся к ней спокойно. Когда через несколько дней он поехал на презентацию очередной франшизы, в регионе его привычно ожидала толпа поклонников. Со временем, однако, выяснилось, как это признал в интервью Курьянов, всем бизнесам «Black Star» был нанесен ощутимый удар.

Меньше чем за десять лет Тимати очень сильно поменялся: приблизился к власти, выступил на выборах доверенным лицом Путина, был принят в Кремле; если раньше в своих текстах он критиковал политику в Чечне, то теперь он стал Заслуженным артистом Чеченской Республики – и не заметил как оказался со своей аудиторией по разные стороны политических баррикад. Если этого не заметил Тимати – то хорошо заметила аудитория, наиболее политизированная часть которой стала бойкотировать все заведения и проекты «Black Star».

Произошел классический случай, когда репутационные потери впрямую привели к потерям финансовым. «Наш бренд, с одной стороны, выигрывает от того, что его представляют медийные личности, – признал Пашу в интервью с "Форбс". – С другой стороны, мы сильно привязаны к маленьким и большим ошибкам этих медийных личностей – не только Тимати, но и моим, в частности».

Еще одной значительной ошибкой стала потеря двух ведущих артистов лейбла: Егора Булаткина (Егор Крид) и Левана Горозии (LʼOne), каждый из которых уверенно собирал аншлаги на больших спортивных площадках. Расставание с LʼOne вылилось в серию судов и взаимных публичных обвинений. Суды Горозия проиграл, потеряв право на исполнение 157-ми собственных песен. Сегодня рекламное агентство «Global Star», еще одно подразделение холдинга, продолжает засовывать строчки из треков LʼOne – как и других артистов лейбла – всюду, где готовы платить: в рекламу автомобильного топлива, ювелирных украшений, чипсов, зубной пасты, напитков, лекарств... Это приносит деньги, но опять-таки, имеет оборотную сторону.

Репутация холдинга продолжает падать (были еще скандальные расставания с Джиганом и Кристиной Си). В итоге крупные рекламодатели начинают отказываться от контрактов. В частности, после расставания с Кридом и LʼOne пришлось закрыть игровой проект «Black Star Gaming». Выяснилось, что рекламодатели делали ставку именно на конкретных артистов, которые являются авторитетами для геймеров.

Курьянов признает, что ситуация в «Black Star» создалась критическая, и если до июня экономика не начнет восстанавливаться, то в холдинге начнутся необратимые процессы. Люди начнут уходить и далеко не всё можно будет восстановить – если удастся дотянуть до лучших времен.

blackstarlY.jpeg

«Уход Тимура одновременно и нужен, и невозможен, – констатирует Пашу в разговоре с "Медузой". – Пока компания была маленькая, понятное дело, он был флагманом и лидером для компании. Когда компания стала расширяться, мы поняли, что есть много факторов, которые могут влиять на бизнес, если он как артист будет неосторожен. Проснуться ночью и сказать, что думаешь, – это, конечно, классно. Но когда у тебя есть ответственность перед твоей командой, твоими людьми и большой компанией, это нужно учитывать. ... Мы достаточно часто не находим общий язык. Если бы мы не были друзьями, то все бы уже давным-давно закончилось и рухнуло».

Читать еще:
Тимати назвал новорожденного сына в честь погибшего друга
Тимати закрыл доступ к патриотическому клипу
Тимати установил абсолютный рекорд по дизлайкам
Тимати и Егор Крид подрались прямо на съемках
Тимати снял клип «Мага» – кавказскую свадьбу в традициях Кустурицы
В клипе «Ключи от рая» Тимати рассказывает про своих бывших и нынешних подруг
Тимати в мини-блокбастере рассказал, как легко можно превратиться в ноль
Тимати рассказал о своих американских приключениях
Тимати арестован в США за антиобщественное поведение
Тимати показал, что «Будущее где-то рядом»
Тимати установил рекорд для российских хип-хоп-исполнителей

Читайте нас в Telegram Читайте нас в Яндекс.Дзен

Tags