@tv-duets
Киркоров с Галустяном и другие невозможные фиты в шоу «Дуэты»
Казалось, все мыслимые варианты вокальных конкурсов уже придуманы: «Главная сцена», «Ты – супер», «Голос», «Икс-фактор», «Три аккорда», «Ну-ка, все вместе!», «Точь-в-точь» и программа-близнец «Один в один», свежие феерические «Маски» и прочая, прочая – все, кроме почивших «Фабрик звезд», прекрасно себя чувствуют и находят себе место в прайм-тайме.
Вроде бы – ну что еще к этому можно добавить? Оказывается, можно. Изобретательные французы придумали новый и совершенно оригинальный формат, который в первый же сезон показал такие высокие рейтинги, что франшизу сходу купили более двадцати стран, хотя оригинальный вариант «Duos Mystères» вышел в эфир на канале TF1 всего лишь в феврале 2021 года.
Удивительным образом канал «Россия-1» не раздумывал пять лет, как обычно, чтоб решиться на покупку франшизы, а сделал это сразу. Таким образом, зрители Первого нежданно чуть ли не впервые получили возможность оперативно познакомиться со свежим телевизионным продуктом, который во всем мире только входит в моду.
Канал не поскупился на предварительную рекламу, привычно обещая нечто небывалое. Удивительно, но на этот раз реклама почти не обманула.
Самые популярные публикации о вокальных конкурсах:
Первый выпуск «Шоумаскгоон» стал триумфом Дианы Анкудиновой
Питер Розалита, 10-летний мальчик с Филиппин, своим вокалом потряс Америку
В основе проекта лежит достаточно простая идея. Два известных вокалиста исполняют в дуэте известную мелодию, разделенные непрозрачной стеной (почему-то зеркальной). Репетируют они по отдельности, узнать друг друга во время исполнения тоже не могут, поскольку второй голос в наушнике звучит с искажением.
Перед исполнением последнего куплета зеркальная стена поднимается и артисты впервые видят друг друга. Реакция на сюрприз – а организаторы шоу умело подбирают для дуэтов совершенно неожиданных участников – это и есть главная и единственная фишка программы. Кто-то из вокалистов действительно оказывается «в сюрпризах», некоторые наигранно, с разной степенью убедительности изображают удивление, но большинство вокалистов безбожно переигрывают. Все эти округлившиеся глаза, открытые рты, приседания, разведения руками и прочие неестественные трепыхания не вызывают ничего, кроме приступа испанского стыда.
Впрочем, большинство зрителей принимают всё за чистую монету и лапшу на уши проглатывают с явным удовольствием. И действительно, программа выглядит как некое свежее дыхание в заболотившемся мирке однообразных вокальных конкурсов.
Что в достоинствах вокального шоу «Дуэты»:
● Главный плюс - проект интересен звездам. Маститые артисты, которых крайне трудно чем-то удивить, искренне заинтригованы и, кажется, даже немного волнуются (хотя в основном, конечно, умело изображают удивление и волнение). Их действительно ставят в довольно неожиданную ситуацию: нужно исполнить песню известную, но которой нет в репертуаре, практически без подготовки, без репетиций, и в дуэте неизвестно с кем. Здесь требуется опыт и профессионализм. Но для профессионала в этом и есть интерес.
● Ведущие много раз подчеркивали, что все номера в шоу идут с «живым» звуком. Это действительно так, о чем свидетельствуют в большом количестве мелкие звуковые «ляпы». Благодаря этому как раз и достигается та самая достоверность, которая так подкупает зрителя. То есть, исполнители, конечно, подыгрывают, но это у них получается в пределах терпимого. Практически поголовно все вокалисты – ужасные актёры. Если бы были репетиции, то неестественные ужимки стали бы невыносимы.
Надо заметить, что звук-то «живой», да только программа идет не в прямом эфире, а в записи, так что, в случае откровенной лажи всегда есть возможность номер перезаписать. И есть большое подозрение, что в процессе съемок к этой крайней мере как минимум один раз прибегать пришлось.
● Хорош оркестр под управлением Стаса Курбацкого, который также добавляет достоверности. К тому же, некоторые старые мелодии получили неожиданные свежие аранжировки, которые по-настоящему украсили шоу.
● Между артистами нет никакого соревнования – и это замечательно. От бесконечно умствующих членов жюри вокальных конкурсов уже наступило какое-то психологическое выгорание. Шоу в итоге представляет собой просто качественный концерт с оригинальными номерами.
● Залог успеха шоу – необычно подобранные дуэты и грамотно выбранные мелодии для исполнения. В первом выпуске почти всё получилось так, как и было задумано.
А что получилось не очень:
● Тяжело в очередной раз переносить неистребимых Николая Баскова и Сергея Лазарева в качестве ведущих. Они, конечно, профессионалы и точно выполняют установки режиссера, которому, судя по этим установкам, лет 150, но Николая и Сергея просто очень, очень много в эфире. Они ведут просто всё подряд. И всегда имя у обоих: Мёд Сахарович Патокин. И от такого количества елея, который потоком льётся из уст обоих, неизбежно подступает тошнота. Не спасают и более-менее приличные репризы, которыми ведущих снабдили штатные юмористы (кажется, бригада авторов «Вечернего Урганта» неплохо поработала).
● Мы как-то привыкли, что шоу выстаивается по принципу: от простых номеров к лучшим, чтобы закончить чем-то совершенно особенным. «Дуэты» оказались выстроены с точностью до наоборот: начав с отличных и необычных номеров, ближе к финалу фантазия продюсеров иссякла, закончившись откровенной неудачей.
Тем не менее, три однозначно удачных номера из семи - можно считать успехом. Дуэт ведущих, исполнивших хит Тома Джонса «Дилайла» 1968 года звучит настолько ординарно по сравнению с блестящим оригиналом, что мы просто выносим это дежурное автопредставление за скобки. Это как шпрехшталмейстер в цирке вышел на арену, и прежде чем объявить программу, спел куплеты на злобу дня. А что, оригинально. Но к шоу отношения не имеет.
А вот как поёт свой знаменитый хит молодой Том Джонс. Вроде все трое вокалистов голосистые, но расстояние между ними - километр. И сразу четко слышно, насколько формально исполнили «Дилайлу» Сергей и Николай.
Самый милый номер: Лариса Долина и её внучка Александра (10:36)
Лариса Долина прекрасно исполнила (по-другому не умеет) культовую песню из кинофильма 1939 года «Волшебник страны Оз», которую в оригинале пела 17-летняя Джуди Гарленд. С Долиной в дуэте выступила её 9-летняя внучка Александра. У неё, конечно, нет вокальных данных знаменитой бабушки, но голос очень приятный по тембру и для своего возраста она с несколькими вокально сложными сольными местами справилась отлично, спев точно и чисто.
Самое неожиданное выступление: Киркоров и Галустян (23:33)
Это был не только самый неожиданный, но также самый веселый, самый эмоциональный, самый актерский, и, пожалуй, самый яркий номер. Благодаря свежей аранжировке грустный и веселый цирковой марш «Арлекино» превратился в меланхолическую элегию, поменялась и усложнилась гармония. Огромная разница в комплекции дала дополнительный визуальный эффект: компактный Михаил и двухметровый Филипп, стоящие рядом, настолько интересно смотрелись, что они прямо на ходу договорились о будущем сотрудничестве (не факт, что из этого что-то выйдет, но идея отличная). Кроме всего прочего, Галустян удивил тем, что блеснул вокально. Оказывается, у него таки есть голос! Этот дуэт - безусловная удача шоу.
Несовпавшие голоса: Анита Цой и Надежда Бабкина (38:12)
Аните Цой и Надежде Бабкиной выпало петь элегическую песню 1960 года «На тот большак», которую великолепно исполняли Клавдия Шульженко и Алла Пугачева. После таких артисток привнести в песню что-то своё - задача архисложная. Но главная проблема - это голос Бабкиной, который с глубоким вибрато и уже немножко со старческим дребезжанием совершенно непригоден для дуэтов. У Аниты Цой вибрато тоже есть, но совершенно другое. Каждая из вокалисток по отдельности звучала замечательно, но вместе они не совпали совсем. Особенно это очевидно было при попытках петь в унисон. Дуэт совсем не получился, хоть артистки и заверили друг друга во взаимной любви. Ну что же, в ситуации, когда выходить к публике нужно без предварительных спевок и репетиций, от такого нельзя быть застрахованным.
Аните отдельный респект за выход на сцену со сломанной ногой, это мужественный поступок.
Лучший номер: Любовь Успенская и Алексей Чумаков (51:21)
Организаторы заведомо поставили пару Успенская-Чумаков в выигрышные условия, поручив им исполнение песни «Еще минута», которую Люба поёт уж лет 20. Алексей же изображал Успенскую в шоу перевоплощений и потратил в свое время много сил, чтобы изучить её манеру исполнения. Оба в предложенном музыкальном материале чувствовали себя совершенно свободно, легко импровизировали и «ловили» друг друга. К тому же, они удивительно совпали и дополнили друг друга по тембру.
Этот номер стал настоящим откровением - для самих артистов в том числе. Люба настолько вошла в раж, что дважды потребовала исполнить последний куплет «на бис!». Оркестр её ловко «подхватил». Правда, потом, когда Чумакова попросили спеть «К единственному нежному», песню,
которую он исполнял, копируя Успенскую в шоу «Один в один», оркестр вокалиста «не поймал» - съемку «живой звук» пришлось останавливать (склейка на 57:21). Но это ничего не испортило. Если Успенская и Чумаков однажды соберутся записать альбом дуэтов, то это будет большой бестселлер, потому что это - настоящее.
Вовсе не оригинальный дуэт: Алена Апина и Татьяна Иванова
«Песня о женской дружбе» - изначально дуэтная и Алена Апина исполняла её со своей закадычной подругой Лолитой Милявской. Они даже совместный клип на неё сделали. Авторам шоу показалось интересным поменять Лолиту на Татьяну Иванову, с которой Апина выступала вместе в конце 80-х в группе «Комбинация». Ничего особенного при этом не произошло, потому что не могло произойти. Точно то же архаичное звучание, некогда довольно популярной, но уже вполне забытой песни.
Не по Сеньке шапка: Dava и Лена Катина (1:17:11)
Идея заключалась в том, чтобы Дава исполнил рэп-номер Тимати 2013 года «Не сходи с ума», который числился у него в любимых, когда он, видимо, еще ходил в школу. Наверное, это еще был реверанс в сторону поколения тиктокеров (можно подумать, что они сидят у телевизоров). Но из этого совершенно ничего не вышло - просто потому, что Дава пока еще не имеет никакого собственного оригинального звучания (и не факт, что когда-то будет иметь). Он просто безлико отбарабанил текст - и Лена Катина вслед за ним. Получился пустой, безликий номер. Рано Даве еще в «высшую лигу» эстрады.
Заплутавшие путники: Лев Лещенко и Жасмин (1:27:52)
Маститый Лев Лещенко был явно растерян, когда ему предложили для исполнения «Путники в ночи» Берта Кемпферта. Песня суперзнаменитая, у всех на слуху, но Лев Валерьяныч давно отвык выступать без фонограммы. Поэтому оркестр оставил без изменений древнюю аранжировку, сделанную для Фрэнка Синатры, чтобы маэстро не сбился. Точно также осторожно, аккуратно, и вполне в манере Лещенко присоединилась Жасмин. Поскольку эта песня-исповедь, никак не дуэтная, пришлось ограничиться парочкой вопросов-ответов, а потом - скучнейшие октавные унисоны, к тому же, далеко не идеальные. В таком раскладе вместо Жасмин можно было бы запросто поставить Гверацители, Алсу, Лолиту и еще десяток «возрастных» певиц - ничего бы не изменилось.
Что это было? Чем вы хотели нас удивить?
А шоу действительно хорошее. Будет интересно за ним следить.