@larisa-gribaliova
Лариса Грибалева: С третьим ребенком у меня большой эксперимент
Со стороны жизнь певицы и бизнесвумен Ларисы Грибалевой кажется идеальной. Она блистает на концертах и в телевизоре, руководит собственным праздничным бюро, вместе с мужем построила дом под Минском, а 29 февраля нынешнего года родила третьего ребенка.
ДЕТИ:
Алиса - 13 лет;
Арсений – 11 лет;
Алёна – 6 месяцев.
- Лариса, какая у вас, кормящей мамы, сегодня главная сложность? – певица - невероятно спокойная и юная - встречает нас в своем просторном трехэтажном коттедже.
- Главная сложность в том, что некогда расслабиться: даже в декретном отпуске ты постоянно в каком-то напряге. Дом – это не только удовольствие: вырастают любые платежи, не только коммунальные, плюс транспортные расходы. Возникают вопросы коммуникаций и логистики, которая порой хромает: понимаешь, что ты забыл что-то, кому-то, где-то или кого-то (смеется).
Дети подрастают, Арсению 11, он профессионально занимается большим теннисом, тренировки каждый день, иногда – два раза, в выходные – соревнования. А мы с мужем - как те водители: отвезти, забрать, снова отвезти. В идеале хотелось бы иметь водителя, но пока справляемся своими силами, спасибо, помогают дедушка и бабушка.
Плюс каждый день у детей школа, после которой им хочется погулять. Гуляют они в центре Минска, в гипермаркете. Хорошо, что уже научились добираться домой сами, мы ознакомили их с видами транспорта. Поначалу им было интересно стать самостоятельными, потом привыкли, бывает, звонят: «Заберите меня, я замерзла, у меня тяжелые учебники (смеется)!..» Но помощников хватает, иногда подвозят друзья, плюс сейчас у Алены крестные появились, свою помощь даже соседи предложили…
- Считается, что круглосуточная невозможность расслабиться, когда все на тебе, - верный путь к депрессии. Удается найти время на себя?
- Очень хочется, но пока это невозможно. Иногда запираюсь в комнате или в туалете - и все, мамы нет (смеется). Иногда приходит сестра или подружка, я могу вручить им малышку или попросить помыть посуду, а сама иду наверх поспать. Нужно учиться впускать в свою жизнь помощников, благо в моем доме всегда было много друзей. Времени катастрофически не хватает. Думала поехать с Аленой в санаторий на неделю-другую – и то не выходит. И у мужа не получается, он занимается аттракционным бизнесом, сейчас сезон…
- Когда совсем невмоготу, что для вас отдушина: шопинг, слезотерапия?
- Я совершенно спокойно отношусь к тому, чтобы поплакать, но в последнее время даже на это нет времени. Некогда плакать, да я свое, наверное, уже отплакала. Я трудоголик, даже в декрете работаю в своем бюро на полставки. Зато после рождения третьего ребенка стала проще ко всему относиться. При этом все равно остаюсь гиперответственным человеком: если взялась – должна сделать. Но уже просматриваются и такие моменты: «…Ну и ладно, подумаешь, в другой раз сделаю…». Такие ситуации накапливаются, особенно в доме, ну и… ничего страшного!
«Мне проще все сделать самой»
- Говорят, чтобы система работала четко, ее надо правильно выстроить: всех наделить обязанностями - и тогда все сможет крутиться без мамы. У вас получается?
- Я уже свыклась с тем, что я плохой руководитель, но хороший исполнитель: мне проще сделать все самой, чем организовать других. Нет, обязанности у домашних все равно есть, но тут, мне кажется, как в бизнесе: когда ты сам не занимаешься, то зарабатывают все, кроме тебя. Так же и в семье: как бы ты ни расписывал задания, ни выстраивал систему – это нереально. Это моя жизнь, и мне нравится жить, а не распределять обязанности.
- Но почему бы и не распределить: один - посуду моет, второй - пылесосит…
- Мы играли в такую штуку, я сделала игру, расписала обязанности, а дети вытягивали бумажки. Вначале обрадовались, но быстро поняли, что за игра, и остались недовольны. Играли недолго, потом дети разъехались по лагерям. Арсения я почти не вижу, после школы у него тренировки, приходит поздно, куда его еще нагружать домашними делами? Он иногда и до дома не доезжает, остается у другой бабушки, она живет возле школы... И вся эта моя игра накрылась медным тазом (улыбается). Ловлю, если кто-то дома: «Протри стол, неужели тебе приятно за таким сидеть?» Война с этими домашними обязанностями, как у всех: ну нет у нас сознательных детей, все нужно под зад пинком!
Хотя вспоминаю себя: то ли я была сознательная, то ли мама строгая, но мы с сестрой всегда все делали сами. Я приходила из школы, и мы каждый день протирали полы. Посуда была помыта всегда. После школы я ходила в вокальную студию, но если приносила из школы двойку или тройку, в студию не шла. И на следующий день я должна была обязательно заработать пятерку.
Сегодня все это у меня немножко хромает, хотя изначально было условие, что дети должны получать не ниже восьмерки. Но мы так и не исправили математику, у обоих по ней семерка… Я не сильно строгая мать, и это опять-таки по причине нехватки времени. Совесть не позволяет в какие-то моменты требовать, если сам ты в этом не поучаствовал: как у ребенка получилось – так он и сделал математику. А ты в это время была на гастролях, мать…
«Мама ответственна за супы и грядки, папа – по технической части»
- Ну хотя бы система наказаний у вас налажена?
- Наказание – если с подружками не пустили погулять. Но чтобы в угол ставить или ремнем по попе – такого у нас не было. Я разговариваю. У нас доверительные отношения, которые я хочу сохранить…
- А как распределяете карманные деньги? Некоторые выдают за отметки или за помощь по дому.
- Система денежных поощрений была, но проработала недолго. У меня в детстве была карманная денежка – на мороженку. Хочешь - съешь сейчас, хочешь - собирай на что-то еще. У Алисы собирать не получается, а Арсений очень рано начал просить, чтобы на праздники ему дарили деньги. Гаджеты, телефоны покупает самостоятельно. У нас нет такого, что если хочешь – сразу на. Ребенок должен понимать, что все, что сейчас у него есть – это не его заслуга, а родителей. Все в этой жизни нужно не получать, а зарабатывать.
- Я читала, что в вашей семье нет общего семейного бюджета, у вас свои деньги, у мужа – свои. Дети, получается, могут манипулировать: взять и у папы, и у мамы?
- Они берут у того, у кого в данный момент есть. Так как я сейчас в декретном отпуске и особо не зарабатываю, все идут к папе. И я тоже, объясняя, что в дом надо то, то и то. У меня муж очень добрый - во всем. К примеру, сидим с ним вечером на диване на первом этаже, а дети сверху буянят, спать не ложатся, хотя уже сто раз говорено. Я прошу: «Саш, ну гаркни ты им, чтобы улеглись», а муж отвечает: «Гаркни ты, у тебя лучше получается».
- Кто помогает готовить, убирать, с маленькой Аленой, когда вам надо отъехать?
- Раз в неделю приходит помощница, делает генеральную уборку. Раньше мы жили в нашем доме вместе с моими родителями, позже расширились, и сейчас у нас дом на две квартиры. Мама помогает с ребятенком, с грядками-клумбами, дедушка ежедневно обходит владения, смотрит все по технической части. Мама готовит супы, она за них ответственная, печет блинчики, всякие вкусняшки.
Муж утром отвозит детей в школу, собираются сами. Завтрак готовлю с вечера, засыпаю крупу в мультиварку, и утром к определенному времени каша готова. Но самое большое счастье для мамы - когда ребенок сам проснулся, тихонько встал, открыл холодильник и взял йогурт (смеется)…
«Я одно слово, а мне вслед – десять»
- Дел много, чтобы собрать ребенка к школе, маме нужно обегать кучу кабинетов, взять миллион справок, а многодетной маме – в три раза больше. Мне уже советовали: бери все справки в пяти экземплярах – пригодятся! А тут еще и праздничное бюро. Думала - может, закрыться, посидеть с малышкой дома, но не дают… Чем сложнее жизнь – тем сильнее надо работать лапками. Как в «Алисе в Стране чудес»: еще больше надо бежать, чтобы просто оставаться на месте...
- Сейчас, говорят, и концертов нет?
- Мне кажется, что на мой век хватит, я все-таки отношу себя к эксклюзивному варианту творческого человека (смеется). Знаете, мы все стремились к заработку в тысячу долларов, а вернулись к тому, с чего начинали - опять 300. Надо принять то, что имеешь, но не раскиснуть: «Ну все, буду жить на 300 долларов…». Нужно крутиться, искать разные возможности.
- Вы же и праздничное бюро открывали как запасной аэродром…
- Да, но сейчас это такой кусок, который тянет и время, и деньги. Беготня и митусня, а выхлоп не тот, который был 11 лет назад, когда было три профессиональных ивент-агентства. А сейчас их очень много… Да, у меня опыт, имя на слуху, мне доверяют. Но при этом люди, идя к нам, хотят видеть Ларису Грибалеву. Все нужно делать самой, а самой хочется воспитывать дитёнка…
Я тут у детей спрашиваю, кем они хотят быть. Оказалось, Арсений – теннисистом, Алиса – актрисой. А кто-нибудь выберет нормальные профессии, чтобы родителям башмаки починить или зубы вставить? Вся надежда на Алену (смеется).
- Короче, поняла: дети из вас веревки вьют. А кулаком по столу стукнуть не пробовали?
- Нет, эффективнее замолкать. Потому что я одно слово, а Алиса мне вслед десять. Дети сейчас знают свои права. А вот когда замолкаю, только тогда все пугаются. У нас это называется – «сейчас мама будет летать на метле» (смеется).
«Наступил момент, когда в жизни уже ничего не радовало»
- Было ли что-то, что вы не предусмотрели к рождению Алены?
- У нас в доме нет перил – сегодня это главная проблема. Когда шесть лет назад переехали и не нашли того, что нам хотелось – махнули рукой: будем без перил. И дети как-то выросли, и мы прекрасно шагаем с первого по третий этаж. Сейчас придется устанавливать…
- Раньше считалось, что кормить и укладывать спать ребенка надо по часам, сейчас – по требованию, как вы решили этот вопрос?
- Со старшими детьми я больше соблюдала режим, с Аленой растем по требованию. С третьим ребенком у меня большой эксперимент: я хочу как можно дольше кормить грудью, стараюсь не насиловать, потому что так надо, а исходить из ее пожеланий: хочет – ест и спит, нет – и не надо… И опять новые методики: раньше советовали прикорм с полугода, сейчас – с четырех месяцев. Мы уже и каши разные попробовали, и кабачок. Только раньше говорили начинать с соков, сейчас их вводят в последнюю очередь.
- Лариса, вы прекрасно выглядите – посоветуйте, как родить третьего малыша и оставаться счастливой и красивой мамой?
- Я очень сильно этого хотела. Наступил какой-то момент, когда в жизни уже ничего не радовало. Больше концертов? Больше проектов, денег? Вроде все это здорово, но не то. И ребенок – это единственное, что сегодня меня по-настоящему радует и вдохновляет. Все неурядицы, усталость, негатив наш вновь прибывший человечек будто берет на себя. Алена улыбается – и все уходит на второй план. Вот вы говорите, что в такой круговерти можно сойти с ума – согласна, наверное, и сошла бы, но пришел новый член семьи и все расставил на свои места. Ты вроде устаешь, но это такая приятная усталость: нужная и важная.
"Чем сложнее жизнь – тем сильнее надо работать лапками. Как в «Алисе в Стране чудес»: еще больше надо бежать, чтобы просто оставаться на месте..."
- А чего не хватает для полного счастья?
- Домика на берегу океана! Я все время говорю эту фразу (улыбается). Однажды Арсения в школе - они как раз готовили поздравления к 8 Марта - спросили про мамины желания. Он рассказал, а потом добавил, что скоро подрастет, станет великим теннисистом и обязательно купит для мамы дом на берегу океана…
Текст: Татьяна Шахнович
Фото: Виктор Гилицкий, семейный архив
Источник: http://www.kp.by/daily/26580/3596415/