@kendrick-lamar
Новый альбом Кендрика Ламара как сеанс психоанализа
Кендрик Ламар выпустил пятый альбом «Mr. Morale & The Big Steppers» («Мистер Морале и Большие степперы»). С момента выхода альбома «Damn» («Проклятие») прошло 5 лет – и оказалось, что рэпер так долго молчал, не потому, что ему было нечего сказать, а как раз наоборот. Новый альбом – словно длинный сеанс психоанализа, где музыкант признается в секс-зависимости, рассуждает о причинах своих проблем и находит их в своём раннем детстве и в отношениях с родителями.
Альбом начинается со слов: «Мне пришлось через кое-что пройти за 1855 дней». Эта цифра – точное количество дней, которые прошли с момента выхода предыдущего альбома «Damn». Похоже, музыкант заранее планировал точную дату релиза – и остановился на пятнице 13.
В первом треке рэпер признается, что начал ходить к психотерапевту. Кендрик говорит о ненужных тратах: дорогие машины, особняки, ювелирка. Из текста кажется, что причиной стали комплексы и воспоминания о жизни в гетто. В какой-то момент он произносит: «Я горюю иначе».
В песне «Worldwide Steppers» («Степперы по всему миру». Степпер – это кардиотренажер) Кендрик рассказывает, что два года не мог ничего сочинять. Он пытался с этим бороться, посещая психотерапевта, а также очищал свои чакры. В начале трека также звучит имя Экхарта Толле. Это немецкий писатель, известный по книге «Сила настоящего: Руководство к духовному пробуждению» – его цитаты звучат еще в нескольких местах альбома.
Из других композиций становится ясно, что это было не единственной проблемой. Ламар рассказал о своём первом сексуальном опыте с белой женщиной в 16 лет («Она водила папин "бенз", я узнал, что он шериф / Это был win-win, ведь это он бросил дядю Перри за решетку / Она заплатила за грехи отца»). Второй раз это случилось во время тура в 2012 году – он упоминает имя невесты («Уитни спросила, есть ли у меня проблемы / Я ответил: "Кажется, я расист"»).
Позже становится ясно, что Кендрик изменял Уитни с другими женщинами – у него была сексуальная зависимость (на альбоме вообще немало рассуждений о маскулинности и проблемах, связанных с ней). Именно невеста сказала, что ему нужна психотерапия. Кажется, тут должен быть счастливый конец, но под конец альбома Ламар произносит: «К тому времени, как вы услышите эту песню, Уитни уже ушла. Она сделала все, что могла».
Сегодня известно, что пара продолжает общается – в Интернете можно найти совместные фотографии из Ганы, где они отмечают выход альбома.
На обложке альбома есть фотография младенца. Кендрик даже назвал его имя – Енох. Так звали ветхозаветного пророка, предсказавшего великий потоп (он же был прадедом Ноя, а также был взят богом на небеса живым – то есть, не умер). Старшую девочку зовут не по-библейски, а скорее, по-военному: Узи. Мать детей зовут Уитни. Они расстались.
Трек «Father Time» («Отцовское время») начинается с диалога, в котором Кендрику рекомендуют обратиться к терапевту. Он отвечает: «Настоящему мужику не нужна терапия». Дальше в песне есть объяснение этим словам: отец Ламара был требовательным человеком и воспитывал в сыне победителя («Мама сказала: "Парень выдохся", он ответил: "Иди к черту. Если он сдастся, будут последствия"»). В итоге Кендрик научился держать эмоции в себе, ни к кому не привязываться и стал эгоистом.
Ламар также упоминает конец бифа между Канье и Дрейком – говорит, что сначала не одобрил это, а потом осознал, что в это было юношеская глупость.
В треке «Savior» («Спаситель») Кендрик затрагивает тему гибели Джорджа Флойда, после которой люди стали постить в инстаграме черный квадрат в знак солидарности с движением BLM. Ламара в это время критиковали за то, что он никак не высказался. «Я видел, как люди спорили, кто из них более темнокожий / Даже постили темный экран и называли это Единением / Медитация в тишине заставила вас накинуться на меня». Сама песня посвящена размышлениям Ламара о политкорректности и нежеланию быть «Спасителем». Попутно он мимоходом упоминает Путина короткой строчкой: «Владимир творит кошмар».
В треке «Auntie Diares» («Дневники тетушки») репер рассказывает о родственниках-трансгендерах и как он воспринимал их в детстве. Ламар размышляет о своих предубеждениях, пользуясь гомофобным сленгом, а также вспоминает случай на концерте, когда он вывел на сцену девушку зачитать свой трек и запретил ей использовать «n-word» (слово «ниггер», которые считается неприличным и обычно заменяется эвфемизмом на букву «н»). Он приходит к выводу, что если относиться к использованию «n-word» белыми людьми так серьезно, то подобным образом должно быть отношение и к «f-word» (слово «f*ck» и прочая нецензурная лексика – выражение, аналогичное русскому «слово на "б…"»).
Песня «Mother I Sober» («Мама, я трезвый») посвящена матери Кендрика, которая пережила изнасилование и побои. Он вспоминает, что в детстве видел, как ее избивают, но боялся заступиться («Я все слышал, я должен был схватить ствол, но мне было всего лишь пять»).
Мать обвиняла кузена в том, что он трогает маленького Кендрика. Сам Ламар все отрицал, но ему не верили. Рэпер объясняет это травматичным опытом матери. Вопросы и неверие матери в свою очередь травмировали самого Ламара. Ему кажется, что именно из-за этого у него развилась секс-зависимость.
В последней песне «Mirror» («Зеркало») Кендрик заявляет, что не может спасти мир, потому что пытается починить свой собственный. Он просит не искать в нем Спасителя и заканчивает альбом словами: «Прости, я выбираю себя».
Текст: Кирилл Бусаренко, the-flow.ru.
Читать еще:
Кендрик Ламар получил Пулитцеровскую премию за рэп
Кендрик Ламар и Сизза создали оду Африке
Кендрик Ламар примерил образы Папы Римского и Иисуса Христа
Бобу Дилану вручили Нобелевскую премию, но могут лишить денег
Нобелевская речь Боба Дилана
Почему Бобу Дилану не нужен миллион долларов из рук короля Швеции
Количество скачиваний музыки Дилана зашкаливает после Нобелевской премии
О чем поет Боб Дилан
Боб Дилан получил Нобелевскую премию по литературе
«Какой русский не любит перечесть перед сном Боба Дилана?»: 16 фактов