Филип Гласc сочиняет серьезную академическую музыка, он давно записан в живые классики и его творчество давно попало в учебники по музыкальной культуре ХХ века. Но при этом его записи находятся в фонотеках рокеров и меломанов, которые ни разу в жизни не переступали порога филармонии.
Интерес широких народных масс и восторги академических музыковедов основаны на одном обстоятельстве – музыка...
Филип Гласc сочиняет серьезную академическую музыка, он давно записан в живые классики и его творчество давно попало в учебники по музыкальной культуре ХХ века. Но при этом его записи находятся в фонотеках рокеров и меломанов, которые ни разу в жизни не переступали порога филармонии.
Интерес широких народных масс и восторги академических музыковедов основаны на одном обстоятельстве – музыка Филипа Гласса устроена просто. Но это только на первый взгляд. Как ему удается сочетать глубину и наилучшие достижения классического симфонизма и легкость восприятия поп-песенок, до сих пор никто не понимает.
Про Филиппа Гласса говорят, что он «разрушил музыку». И наоборот – что он вернул академическому жанру актуальность. Что в его произведениях проглядывает нечто мистическое. Что, слушая его вещи, можно полностью утратить чувство времени на несколько часов, в течение которых звучат некоторые его произведения.
Термин «минимализм» в первый раз был применен именно к музыке Гласса – и только потом стал означать революционное музыкальное течение, наряду с такими базовыми понятиями культуры ХХ века, как «поп-арт» или «пост-модерн».
Сам маэстро в этих разговорах участия не принимает, свою роль реаниматора академического жанра замалчивает, свою популярность считает относительной – да и ту объясняет вполне по-американски: работать надо больше.
Биографические сведения
Фи́лип Гласс (Philip Glass, род. 31 января 1937 в Балтиморе) – американский композитор, родился в еврейской семье эмигрантов из Литвы. Отец владел магазином грампластинок,
В молодости Филип Гласс сотрудничал с индийским композитором и мастером игры на ситаре Рави Шанкаром, который стал его учителем и повлиял на всё дальнейшее творчество. Композитор приобрёл всемирную популярность в 1983 году, после создания саундтрека к первому фильму кинотрилогии Годфри Реджио «Койяанискаци», «Повакаци», «Накойкаци».
Филип Гласс известен также своей ранней оперой «Эйнштейн на пляже», поставленной в 1976 году Робертом Уилсоном и многочисленными звуковыми дорожками к таким известным фильмам, как «Кундун» («Kundun»), «Шоу Трумана» («Truman Show»), «Часы» («Hours»), «Кэндимен» («Candyman»), «Иллюзионист» («Illusionist», 2006), «Фантастическая четверка» («Fantastic Four», 2015, совместно с Марко Белтрами). Гласс также стал автором музыки к фильму Андрея Звягинцева «Елена».
В 1968 году Гласс основал группу «Philip Glass Ensemble», для которой по сей день пишет музыку и в которой играет на клавишных инструментах.
В 1970 году совместно с режиссёром Ли Бруером и другими сподвижниками композитор организовал в Нью-Йорке театральную компанию «Mabou Mines». В этом же году Гласс с коллегами основал рекорд-лэйбл «Chatham Square Productions», а в 1993 году еще один – «Point Music». В частности, именно здесь в 1997 году был создан альбом Брайана Ино «Music for Airports», который стал первым в истории образцом создании музыки как звукового дизайна.
Гласс вместе с саунд-дизайнером Куртом Мункаши (Kurt Munkacsi) в 70-80-х гг. продюсировал пост-панковую группу «Polyrock», поддерживал проекты легенды панка Игги Попа (Iggy Pop) и поэта-битника Алена Гинсберга (Allen Ginsberg).
Кроме музыкальных сочинений в классической западноевропейской традиции, композитор много и плодотворно сотрудничал с большим количеством рок-музыкантов, прежде всего тех, кто работает в жанрах амбиент, техно- и электронной и музыки. Гласс сотрудничал Брайаном Ино (Brian Eno) и Дэвидом Боуи (David Bowie) при создании получивших широкую известность альбомов «Low» и «Heroes» (1970).
Кроме этого, успешным было сотрудничество с такими рок-музыкантами, как Пол Саймон (Paul Simon) Сюзанн Вега (Suzanne Vega), Мик Джаггер (Mick Jagger), Леонард Коэн (Leonard Cohen), Дэвид Бёрн (David Byrne), Aphex Twin. В сильном влиянии творчества Гласса признавались Майк Олдфилд (Mike Oldfield), группы «Tangerine Dream» и «Talking Heads».
В 1984 году Гласс по заказу Олимпийского комитета написал музыку для церемонии открытия Олимпийских игр в Лос-Анджелесе.
В 2002 году была создана «Orange Mountain Music company», которая занимается лишь изданием произведений Филиппа Гласса – а это более 60-ти альбомов.
В 2007 году, вышел документальный фильм Скота Хикса (Scott Hicks) о жизни и творчестве Филипа Гласса «Гласс: Портрет Филипа в двенадцати частях» («Glass: A Portrait of Philip in Twelve Parts»).
Сочинения: Metamorphosis 1 (пьеса для фортепиано, 1989), Metamorphosis 2 (пьеса для фортепиано, Audio 1989), Morning Passages (2009), The Hours (Саундтрек, 2009), Концерт №1 для скрипки с оркестром (Исполняет Ивонн Ламм, 9 сентября 2019).