Томас Эдвард Йорк (Thomas Edward Yorke, род. 7 октября 1968, Англия) – британский рок-музыкант, вокалист и гитарист группы «Radiohead». Как певец, Йорк узнаваем благодаря своему характерному голосу, вибрато и частому применению фальцета. В группе он играет на гитаре и клавишных, также владеет ударными инструментами и бас-гитарой.Том Йорк родился в Веллингборо, Англия. У него был врожденный...
Томас Эдвард Йорк (Thomas Edward Yorke, род. 7 октября 1968, Англия) – британский рок-музыкант, вокалист и гитарист группы «Radiohead». Как певец, Йорк узнаваем благодаря своему характерному голосу, вибрато и частому применению фальцета. В группе он играет на гитаре и клавишных, также владеет ударными инструментами и бас-гитарой.
Том Йорк родился в Веллингборо, Англия. У него был врожденный дефект глазного яблока – до шести лет левый глаз был парализован. Ещё ребёнком он перенес пять хирургических операций, причем последняя оказалась настолько неудачной, что левый глаз почти полностью ослеп, а веко только чуть-чуть приподнималось. Проносив около года чёрную повязку, Том смог смутно видеть левым глазом.
Профессия отца – продажа инструментов для химической промышленности – требовала постоянных переездов. Том часто менял школы, ему трудно было заводить друзей, одноклассники дразнили его из-за его проблемы с глазом, и большая часть его детства прошла в одиночестве.
Когда Тому исполнилось семь лет (семья жила тогда в Оксфорде), он получил в подарок первую гитару. На гитарные подвиги его вдохновило выступление гитариста «Queen» Брайана Мэя (Brian May). Первая законченная песня, рожденная его фантазией, называлась «Mushroom Cloud» и описывала ядерный взрыв. В десять лет Том Йорк, уже ученик частной школы для мальчиков, присоединился к первой в своей жизни рок-группе. Именно в школе Йорк встретил своих будущих коллег по «Radiohead». Репетировать юные музыканты могли только по пятницам, поэтому их команда поначалу именовалась «On A Friday» («По пятницам»). Том играл на гитаре и исполнял обязанности вокалиста, а также развивал навыки композитора и автора текстов. По его словам, в этот период его вкусы формировались под влиянием Элвиса Костелло, «Queen» и «Beatles». Его товарищи по группе предпочитали слушать «Smiths», «R.E.M.» и «The Cure». Однако по стилистике звучания первые записи группы больше всего были близки к «Joy Division», «Magazine», а также легендарных «Yardbirds». В 1987 году 19-летний Том попал в автокатастрофу. Сам он почти не пострадал, но девушка, сидевшая на переднем сиденье рядом с ним, получила серьёзные травмы. С тех пор музыкант испытывает панический страх перед автомобилями, что нашло отражение в песнях Radiohead «Airbag», «Lucky», «Killer Cars» и «Stupid Car».
В университете Йорк специализировался на изящных искусствах и английском языке, а вечерами работал диджеем в клубе «Guild» и играл в команде «Headless Chickens». Какое-то время он подрабатывал на полставки санитаром в психиатрической клинике. На втором курсе Йорк увлекся компьютерной реальностью: в университете появились «макинтоши», которые его абсолютно очаровали.
Примерно в это же время его не меньше очаровал художник Стенли Донвуд, который начиная с 1994 года стал основным соавтором художественного оформления синглов и альбомов «Radiohead». В своих дизайнерских работах музыкант часто прятался под разными псевдонимами — The White Chocolate Farm, Tchock и другими. В 2001 году тандем Йорка и Донвуда удостоится премии Grammy за лучшее оформление альбома.
В 1991 году, после нескольких лет разлуки (школьные друзья за это время успели закончить колледжи и университеты), рок-квинтет «On A Friday» был торжественно реанимирован. После подписания контракта с рекорд-лейблом «Parlophone» название пришлось сменить. Так появилась группа «Radiohead», обязанная своим именем одноименной песне с альбома Talking Heads «True Stories».
Команда сумела привлечь к себе внимание первым же синглом «Creep», представленным на дебютном альбоме «Pablo Honey», который критики встретили неоднозначно. Том Йорк, как главный генератор музыкальных идей и инициатор эмоциональной атмосферы, населял песни «Radiohead» собственными призраками, находил выход для своих душевных и духовных конфликтов. Поэтому в творчестве команды с первых шагов доминировали темы изоляции, эстетизма, смирения. Этот нетипичный эмоциональный концентрат впервые был более или менее полно обрисован на втором альбоме «The Bends».
Третья студийная попытка группы — классический диск «OK Computer» (1997), вознесенный в ранг эпохального релиза многими музыкальными изданиями. Некоторые из них назвали диск величайшим альбомом всех времён.
Этот релиз превратил «Radiohead» в одну из самых авторитетных современных рок-групп, а её лидера довел до состояния глубокой депрессии: Тому не давала покоя мысль, что публика попалась на удочку не столько музыки, сколько личностей, стоящих за вывеской «Radiohead», что она буквально была опьянена нетрадиционным взглядом фронтмена.
На следующем Йорк постарался не повторять саунд «OK Computer» – диск «Kid A» (2000) представлял собой ещё один стилистический эксперимент группы, активно ассимилировавшей элементы электронной музыки. В абстрактных звуковых пейзажах «Kid A» можно расслышать не только вокал, гитару и фортепиано Йорка, но и его пассажи на электронных клавишных, бас-гитаре. Впоследствии он пробует себя как барабанщик.
В интервью, которые Том Йорк давал в разные годы, он неоднократно признавался, что терпеть не может «противный консерватизм в обществе, пронизывающий его душу», а сплетни, которые масс-медиа нагнетают вокруг знаменитостей, приводят его в истерику. Будучи одной из важнейших фигурой современной британской сцены, Йорк всегда ведет себя так, словно и не подозревает о своем статусе.
Пятый альбом Radiohead «Amnesiac» (2001) стал продолжением «Kid A», основная часть материала создавалась ещё во время сессий 1999-2000 годов. Возвращаться к гармоничному гитарному року пятерка не собиралась.
Во время промокампании, приуроченной к изданию следующего альбома «Hail to the Thief» (2003), фронтмен признался, что с удовольствием подготовил бы альбом, используя один только компьютер и забыв о существовании гитары. Через несколько лет он успешно реализовал это в сольном альбоме «The Eraser».
Голос Йорка можно услышать в песнях Бьорк («I’ve Seen It All» с альбома «Selmasongs», в сингле «Náttúra»), Пи Джей Харви («This Mess We’re In», «One Line» и «Beautiful Feeling» с пластинки «Stories from the City, Stories from the Sea»), группы Drugstore (дебютный сингл «El President», изданный на альбоме «White Magic for Lovers»), в кавер-версии песни Pink Floyd «Wish You Were Here», записанной вместе с Sparklehorse, в сингле «Rabbit in Your Headlights» группы UNKLE.
Том Йорк также пел в специально созданной супергруппе «Venus in Furs» («Венера в мехах»), которая подготовила саундтрек для фильма Тодда Хэйнса (Todd Haynes) «Velvet Goldmine» (1998), посвященного глэм-року. Он записал вокальные партии для трех песен.
Летом 2006 года Том Йорк представил публике свой первый сольный альбом «The Eraser». В записи ему помограл давний продюсер «Radiohead» Найджел Годрич (Nigel Godrich).
В конце 2009 года Йорк дал несколько концертов вместе со своей новой группой, а в начале 2010 года стало известно её название – «Atoms for Peace» («Атомы для мира»).
17 августа 2015 года «The Daily Mail» сообщило о разводе Йорка с его женой Рейчел Оуэнс. Музыкант сообщил, что «после 23 счастливых и творческих лет совместной жизни по ряду причин наши пути разошлись, но мы остались друзьями».
Том Йорк является веганом.
Сольная дискография: «The Eraser» (10.07. 2006), «Black Swan» (сингл, июль 2006), «Analyse» (сингл, 6.11. 2006), «Harrowdown Hill» (сингл, 21.08.2006), «Spitting Feathers» (мини-альбом, 2006), «Feeling Pulled Apart by Horses / The Hollow Earth» (сингл, 21.09.2009), «Tomorrow's Modern Boxes» (LP, 26.09.2014) «Suspiria» (Music for the Luca Guadagnino Film, 2018), «Anima» (2019).