@the-rolling-stones
«The Rolling Stones» выпустили альбом после 18-летнего перерыва
Двадцатого октября «Роллинг Стоунз» выпустили новый альбом, «Hackney Diamonds» («Расколотые бриллианты»). Это первая студийная запись группы с оригинальным материалом за 18 лет. И это последняя пластинка группы, на которой играет барабанщик Чарли Уоттс, умерший в 2021 году. «The Rolling Stones» пригласили к записи многих мировых звезд: Элтона Джона, Пола Маккартни, Леди Гага, Стиви Уандера. И все же, это не звездные дуэты, а музыка, которую продолжают играть Кит Ричардс и Мик Джаггер.
Дорогая тетушка Пэт, извини, что долго не писал. У меня тут столько всего произошло! Ты же помнишь, что я тащусь от Чака Берри? Был уверен, что в радиусе многих миль я такой один, но тут на ст. Дартфорд (не хочу писать длинное слово «станция») ко мне подошел чувак, которого я помню еще с начальной школы. Оказывается, у него есть все пластинки Чака Берри и прочий настоящий ритм-энд-блюз! Джимми Рид, Мадди Уотерс, Хаулин Вулф, Джон Ли Хукер.
– так в 1961 году писал любимой родственнице 18-летний Кит Ричардс, а «чувака», которого он повстречал на «ст. Дартфорд» и который нес с собой целую стопку классных американских пластинок, звали Мик Джаггер. В честь песни с одной из них, «Rolling Stone» Мадди Уотерса, эти двое вскоре назовут свою группу – The Rolling Stones. Спустя 60 с лишним лет после тех событий их собственная версия «Rolling Stone Blues» подытожит 24-й альбом ансамбля, «Hackney Diamonds».
Вероятно, это будет последний альбом. Мику уже 80, Киту исполнится столько же в декабре. Правда, Ричардс отрицает, что «Роллинг Стоунз» с нами прощаются.
«Нет, это не кода – мы просто снимаем шляпу перед Мадди Уотерсом и всеми чикагскими блюзменами, которыми вдохновлялись», – сказал Кит в интервью «Би-би-си».
Тем не менее трудно поверить, что никто из ответственных за запись «Hackney Diamonds» – ни сами участники группы, ни, например, продюсер Эндрю Уотт – не подумал, для проформы трижды постучав по дереву, что в случае чего «Rolling Stone Blues» станет красивой эпитафией великой рок-группе, подытожив ее жизненный цикл. А если артисты, в соответствии с популярными мемами («Нам пора задуматься о том, какой мир мы оставим Киту Ричардсу»), действительно окажутся бессмертными, то любую следующую их запись можно будет назвать постскриптумом – или, если придерживаться сугубо музыкального тезауруса, бонус-треком.
Другие публикации о «Роллинг Стоунз»:
● «Роллинг Стоунз» отыграли первый концерт без Чарли Уоттса
●И их осталось только трое… Чарли Уоттс, барабанщик «Роллинг Стоунз», ушел из жизни
● Мику Джаггеру предстоит серьезная операция на сердце
● Как «Роллинг Стоунз» украли идею песни «Сочувствие дьяволу» у романа «Мастер и Маргарита»
● Талантливая семья Мика Джаггера: 8 детей, 5 внуков и 2 правнука
Стержневой образ нового альбома – осколок. На стилизованной под 1970-е обложке пластинки – стеклянное сердце, в которое вонзается нож, разбивая его на мелкие кусочки. «Hackney Diamonds», по рассказам музыкантов, – сленговое выражение, означающее вовсе не драгоценные камни, а стеклянную крошку, покрывающую тротуар после того, как грабители под покровом ночи разбивают витрину магазина (у Ричардса есть и альтернативная версия, впрочем тоже связанная с осколками: это, мол, битое стекло, остающееся на полу после качественной попойки).
«The Rolling Stones» представляют альбом «Hackney Diamonds». 20.10.2023 ►смотреть фото
Марки к 60-летию Rolling Stones. 2022 ►смотреть фото
Без отколовшихся навсегда частей в 2020-е не обошлись и сами The Rolling Stones: два года назад не стало их бессменного барабанщика Чарли Уоттса. Он успел записать свои партии для двух песен с нового альбома, «Mess It Up» и «Live By the Sword», в остальных на ударных – давно гастролировавший с ансамблем Стив Джордан.
Важнее, впрочем, что группа в целом сегодня кажется осколком – другого мира, другого времени. Несмотря на практически непостижимую для его возраста физическую форму, Мик Джаггер прекрасно знает, сколько ему лет. «Я иду по городу в полночь, несу свое прошлое за спиной», – поет он в песне «Close to You». А в «Whole Wide World» весь первый куплет ностальгически вспоминает юность:
Улицы, по которым я ходил, покрыты битым стеклом
Куда бы я ни посмотрел, я вижу картины из прошлого
Грязная квартирка в Фулэме
Запах газа и секса
Я никогда не знал
Где буду спать следующей ночью.
И даже Кит Ричардс, человек, наиболее решительно отмахивающийся от предположений, что студийная история «The Rolling Stones» только что закончилась, в своем традиционном номере в «Hackney Diamonds» (по одной-двум песням с его вокалом с начала 1970-х обнаруживалось на большинстве пластинок группы) высказывается в сходном ключе:
Просто скажи мне прямо
Все мое будущее — в прошлом?
У большинства композиций с нового альбома предсказуемо обнаруживаются братья-близнецы в бэк-каталоге ансамбля: открывающая «Angry» – словно сиквел «Start Me Up», «Driving Me Too Hard» – эхо «Tumbling Dice», почти панковский рифф «Bite My Head Off» (с Полом Маккартни на бас-гитаре – впрочем, это гостевое камео могло бы быть и поярче) заставляет вспомнить композиции типа «Respectable», а протяжный госпел-рок «Sweet Sounds of Heaven» – наследник, например, «You Canʼt Always Get What You Want».
Впрочем, позиционируя свою музыку во времени, «Роллинг Стоунз» всегда вели довольно тонкую игру — и продолжают это делать и сегодня. Став после распада «Битлз» главными хранителями традиций рок-н-ролла, они всерьез отнеслись к этой роли: как бы ни развивалась параллельно популярная музыка, Джаггер, Ричардс и их соратники крепко держались корней: сочиняли емкие и внятные песни с экономными гитарными соло поверх блюзовых гармоний (Кит Ричардс относился к игре на инструменте, кажется, примерно так же, как к написанию писем: «ст.» вместо «станция», три или четыре исчерпывающие ноты вместо виртуозных запилов, входивших в моду со второй половины 1960-х).
Одновременно «Роллинг Стоунз» пристально следили за тем, чтобы невзначай не превратиться в ретро-группу, оперативно фиксируя свежие тренды, но не ныряя в них с головой, а скорее осторожно пробуя температуру воды. В 1967-м они позволили себе краткий психоделический эксперимент (альбом «Their Satanic Majesties Request»), в начале 1970-х, тусуясь с Грэмом Парсонсом, увлеклись кантри-роком, на рубеже 1970–1980-х в альбомах «Some Girls» и «Emotional Rescue» не прошли мимо панка и диско, а уже в 1990-е соорудили модерновый хит «Anybody Seen My Baby?» с семплом из творчества рэпера Биза Марки.
«The Rolling Stones» на концерте в Гамбурге 9.09.2017 ►смотреть фото
Этот подход – один шаг вперед, два назад – сохранен и в «Hackney Diamonds». Стилистически здесь нет ничего непривычного для авторов Джаггер-Ричардс: тот же блюз-рок, кантри, госпел, те же гомеопатические дозы панка и диско. Но конструкция альбома – безусловно, современная, с обилием «дорогих гостей», призванных скорее повысить количество стримов песен, нежели внести какой-то весомый вклад в запись. Единственная, кого тут хорошо слышно, – это Леди Гага в «Sweet Sounds of Heaven». Впрочем, и ее партия не выходит за рамки того, что спела бы на ее месте любая профессиональная бэк-вокалистка.
Звук – тоже современный, слегка пережатый, цифровой, высокоточный, стремящийся заполнить собой весь частотный диапазон. Таков подход нанятого продюсера Эндрю Уотта, который, кажется, осваивается в роли человека, подбирающего пожилым артистам свежую музыкальную идентичность (среди его недавних клиентов Оззи Осборн и Игги Поп).
«Hackney Diamonds» стартует с трех песен кряду, в которых Уотт числится соавтором вместе с Джаггером и Ричардсом – знак высочайшего доверия. Правда, его методы напоминают не столько Рика Рубина, в свое время уговорившего Aerosmith записать совместный трек с рэп-группой Run-D.M.C., а Джонни Кэша – перепеть Depeche Mode и Nine Inch Nails, сколько, например, Дезмонда Чайлда, работавшего с теми же Aerosmith или Элисом Купером. Уотт тоже делает саунду роллингов чисто косметический апдейт, приближая его к усредненному сегодняшнему рок-мейнстриму.
Внутренняя динамика «Роллинг Стоунз», о которой можно судить по многочисленным интервью, книгам и биографическим летописям, как будто намекает, что агентом перемен в группе всегда был скорее Джаггер – это ему было важно в той или иной степени идти в ногу со временем, в отличие от Ричардса и Ронни Вуда, которые, дай им волю, с упоением лабали бы одни и те же старые блюзы. Это, однако, не более чем стереотип – что «Hackney Diamonds» наглядно подтверждает.
Из всех неотъемлемых элементов звучания группы голос Джаггера сопротивляется усилиям Эндрю Уотта успешнее всего: этот вдохновенный гнусавый рык – слишком выразительный, слишком молодой и дерзкий, несмотря на количество морщин на лице его носителя. Открывающую альбом песню «Angry» вытягивает из тисков посредственности не мощный бит Стива Джордана, не типовое гитарное соло и даже не клип со звездой сериала «Эйфория» Сидни Суини в главной роли, а именно перформанс фронтмена, устраивающего у микрофона целый аудиоспектакль. Не менее убедителен Джаггер и в медленных песнях вроде «Dreamy Skies». «Я не буду слышать сводящий с ума гул толпы, только лай лисы и уханье филина», – предается он мечтам в этом заразительном эскапистском гимне и, кажется, сам на мгновение перевоплощается в упомянутых представителей фауны.
Но смысловой и эмоциональный центр альбома «Hackney Diamonds» – все равно тот самый «Rolling Stone Blues» в финале. Здесь Джаггер и Ричардс остаются вдвоем, отражаясь в осколках своей 60-летней совместной истории. Без дорогих гостей, без Леди Гага, откричавшей свое в предыдущей композиции, и даже почти без Эндрю Уотта – тот всего лишь проконтролировал, чтобы живая запись на пленку (первая у The Rolling Stones за четверть века!) прошла успешно.
«Короче, мать сказала отцу перед тем, как я родился, – захватывающе интонирует Джаггер текст Мадди Уотерса, – это будет мальчик. И он станет катящимся камнем. Он станет катящимся камнем». В записях артистов статуса The Rolling Stones, имеющих возможность использовать почти неограниченный бюджет, редко можно столкнуться с произведениями такой сокрушительной аутентичности: «мерцающие близнецы» – лидеров группы называли так с конца 1960-х – словно сидят прямо перед нами на кухне в окружении разбитых бутылок и немытой посуды. Если, слушая «Rolling Stone Blues», вы испытали странное ощущение где-то в области век – это нормально: просто осколок в глаз попал.
Читать еще:
«Роллинг Стоунз» выпустили песню и клип памяти Чарли Уоттса
Теперь «Роллинг Стоунз» можно съесть на десерт
«Роллинг Стоунз» подают в суд на Дональда Трампа
«Rolling Stones» отправляются на гастроли с большой компанией
«Rolling Stones» приступили к записи нового альбома
Rolling Stones выпустили два клипа и отправились на гастроли
Ронни Вуд из «Роллинг Стоунз» не будет лечиться от рака
«Роллинг Стоунз» готовятся к записи нового альбома
«Роллинг Стоунз» отправляются в европейский тур «Без фильтра»
Барабанщик «Роллинг Стоунз» занялся собственным творческим проектом
Текст: Лев Ганкин, Meduza