@slava-music
Певица Слава матерно послала белорусский народ и едет на «Славянский базар»
Певица Слава обрадовала своих белорусских фолловеров в Инстаграме новостью: «Планируется фестиваль "Славянский базар", куда я с удовольствием приеду и выступлю. Мне же в комментариях сразу прилетает: «НЕ приезжайте, НЕ поддерживайте нашу власть». Как мне на это реагировать, находясь на грани двух мнений народа, прекрасно осознавая контекст и подводные камни данного месседжа?! ... Я уже запуталась и не понимаю логику происходящего. Все шишки артистам!
Задача артиста создавать хорошее настроение и отвлекать от проблем, а не затягивать в них, в особенности в такие сложные моменты, как сейчас! Подытожу: Я за мир во всем мире! Я приеду на Славянский базар, и обязательно спою для своего белорусского зрителя, которого я просто обожаю, люблю, ценю! Пусть все будет хорошо!»
Белорусские поклонники почему-то не очень обрадовались и в сотнях постов вполне уважительно стали объяснять запутавшейся певице «логику происходящего».
Слава, однако, оказалась не особо склонной к тому, чтобы в чем-то разбираться. Она повторила в сторис ту же же мысль на более понятном и привычном для себя языке, заодно продемонстрировав и свой культурный уровень:
«Мы просто едем порадовать свою публику своими песнями. Я вообще вне политики. Я просто пою, чтобы поднять людям настроение. Нам не платит ни один фестиваль. А вам, мне кажется, за такую х....ю злую, которую вы мне пишете – платят. Ребята, остановитесь и на х.. из моего Инстаграма. Вон б… на х… отсюда!».
После такого откровения желающих общаться со Славой из Беларуси стало заметно меньше, но всё же, попытки объяснить в комментариях под другими постами делаются (сторис через некоторое время исчез).
Удивительно, но все белорусские комментарии по-прежнему остаются уважительными, к певице даже обращаются на «Вы» и с большой буквы. Но смысл остаётся всё тот же, все до единого комменты по-прежнему единодушны:
● Знает ли уважаемая певица, что её зрителя не будет на этом «фестивале», а всё делается для одного зрителя?
● В Беларуси сейчас не до песен. Это не самое лучшее время для выступления. Многие отказались от участия. Советуем подумать и отказаться от фестиваля. Поддержите людей Беларуси❤!
● А в фашистскую Германию вы тоже бы поехали поддержать свой любимый немецкий народ? Если да, то мне ваш выбор понятен.
● Слава, Слава... Не забудем ваших слов и поступков. Стыдно и обидно за Вас.
● Все чемпионаты отменили, воздушное пространство закрыли, а Вы всё ересь несёте. Желаю Вам вдвойне, чего желаете Вы мирному народу Беларуси.
● За мир?? Будете петь, пока в белорусских тюрьмах пытают людей?
● Вот эта дежурная фраза «за мир во всем мире» означает: «мне плевать на то, что у вас там происходит». Подытожить нужно иначе: деньги решают всё.
● На Окрестина приедете выступить перед карателями, чтоб поддержать их боевой дух и задор, чтоб побольше издевались над мирными гражданами?
● Ох, не получится потом отмыть репутацию.
Наиболее часто встречающаяся реплика, которая складывается в многоголосый хор:
● Надеюсь, что никогда больше не услышу ваш голос.
Не очень понятно, зачем Слава сказала абсолютную ложь, заявив, что «за фестивали нам денег не платят». То, как устроены финансовые механизмы фестивалей, не является секретом – это очень важная составная часть шоу-бизнеса. И слово «бизнес» в этом словосочетании, в данном случае – главное.
Фестивали действительно обычно платят артистам более низкие гонорары по сравнению со стандартными ставками, но в этом есть смысл: выступление на большом фестивале – это всегда отличная реклама, которая дорого стоит. Сто, а то и двести тысяч человек приходит на фестиваль, чтобы посмотреть выступление хэдлайнера – при этом с десяток исполнителей, не имеющих звёздного статуса и работающих перед ним «на разогреве», получают возможность выступить перед аудиторией, которую им самостоятельно никогда не собрать.
Кроме этого, выступление будет широко освещаться в СМИ. На фестивали также приезжают продюсеры и представители лейблов. Есть возможность если уж и не напороться на контракт, то хотя бы познакомиться. Это тоже дорогого стоит.
Даже если допустить, что артист согласился выступить на фестивале без гонорара, всё равно он приезжает не один. Его сопровождает техническая команда, иногда значительная: администратор, костюмер, звукорежиссер, иногда подтанцовка, осветители, монтировщики сцены. Это не артисты, у них нет гонораров, но есть зарплата и командировочные. Даже если исполнитель отказался от своего вознаграждения, то своему коллективу из своего кармана он платить точно не будет – так не бывает, так не работает.
Фестиваль «Славянский базар» стоит в стороне от традиционного шоу-бизнеса, это мероприятие, пожалуй, можно назвать уникальным. С самого своего рождения он задумывался как важное политическое, а не музыкальное событие. Совсем неслучайно на концертах открытия и закрытия практически всегда правительство страны присутствует чуть ли не в полном составе. Диктаторы вообще любят выставлять себя «покровителями муз». И если уж классическая музыка пониманию недоступна, то хотя бы на уровне шансона.
У «Славянского базара» всегда было государственное финансирование, под контролем Министерства культуры. И в отличие от других фестивалей гонорары всегда были исключительно щедрые, выше не только фестивальных, но и стандартных для исполнителя. Именно этим объясняется такая многолетняя искренняя и горячая любовь российских артистов к белорусскому зрителю в период «Славянского базара».
Для белорусских чиновников фестиваль также всегда был очень важен. Если у российских бюрократов, раздающих подряды на строительство грандиозных мостов и прокладку нефтепроводов, есть свои интересы, которые учитывают бизнесмены – подрядополучатели, то в Беларуси, где с нефтью туго, такой кормушкой является витебский фестиваль. Мало того, что при раздаче гонораров учитываются все интересы, после концертов устраиваются грандиозные банкеты.
Для госчиновников фестиваль – это просто манна небесная: мало того, что можно попилить бюджет и прилично заработать, по окончанию «работы» есть возможность недельку культурно отдохнуть в Витебске, от пуза поесть и попить за счет казны, сфотографироваться в обнимку со «звездой» – и всё это под идеологически выдержанным лозунгом «единения славянских народов».
Артисты тоже довольны: и денег заработали, и рекламу получили, и пообщались с чиновниками при высоких должностях (много всяких вопросов можно решить за банкетным столом), а некоторым еще и Орден Франциска Скорины может перепасть.
По понятным причинам гонорары артистов – большой секрет. Глава оргкомитета фестиваля, на вопрос журналистов о гонорарах в 2021 году ответил, что это коммерческая тайна, но ему и в голову не пришло сказать, что они выступают бесплатно, потому что это просто глупость.
Справедливости ради надо отметить, что бывают благотворительные фестивали, на которых «звёзды» работают бесплатно. Но это обстоятельство всегда отдельно подчеркивается и является частью рекламной кампании, как например «Live Aid» или фестиваль «One World: Together at Home», который устроила Леди Гага в поддержку пострадавших от ковида. Поскольку обычный фестиваль – это коммерческое мероприятие (даже «Славянский базар» об этом заявляет и билеты там совсем недешевые), то любой музыкант вправе спросить организаторов: «Если вы зарабатываете на мне деньги – почему я должен работать на вас бесплатно?»
Утечка информации случается редко – но всё же бывает. В 2014 году на сайте госзакупок нечаянно засветилось сообщение о стоимости выступления Филиппа Киркорова на «Славянском базаре» – 118 тысяч евро. В 2021 году всё засекречено особо тщательно, обнародована лишь сумма расходов на выступление «Национального концертного оркестра Беларуси» – всего-то 28 тыс. белорусских рублей (около 11200 долларов). Это притом, что оркестр выступает только два раза, на открытии и закрытии, и не остаётся в гостинице, а сразу после концерта уезжает в Минск. Это заметно меньше, чем годом раньше, когда было потрачено 43 тыс. рублей (ок. 20500 долларов).
С деньгами, конечно, сейчас в Беларуси стало совсем плохо. Но это совершенно не касается гонораров «звезд». В ситуации, когда страна оказалась практически в культурной изоляции, отменены все спортивные чемпионаты, УЕФА заявило, что вообще никаких мероприятий в Беларуси проводить не будет, путь на «Евровидение» также полностью закрыт, прекращено воздушное сообщение и принят уже четвертый пакет европейских санкций, «Славянский базар» остался практически единственным мероприятием, которое способно хоть как-то поддержать авторитет обанкротившейся диктатуры. Артисты оказались практически единственными, кого можно просто купить. Все остальные, от спортсменов до политиков, предпочитают всё же как-то заботиться о своей репутации.
Есть среди артистов и такие, кто честно пытается «разобраться в ситуации». Отменили свой приезд на «Славянский базар» Александр Буйнов, Наташа Королева, Элина Иващенко, Олег Винник, Ирина Билык, группа «Рондо», Михаил Галустян, Maruv, Homie.
В афишах по-прежнему указаны Анита Цой, Тамара Гвердцители, Николай Басков, Стас Пьеха, Елена Ваенга, Таисия Повалий, которые собираются «бороться за мир».
С распространением билетов на фестиваль между тем – полная катастрофа. Цены несколько раз уже снижались, но всё равно интерес к ним практически нулевой. В основном билеты заставляют покупать профкомы государственных предприятий, а те раздают сотрудникам по условной цене либо бесплатно, но с условием «обязательно быть».
Когда белорусскими пропагандистами был задуман ролик в поддержку Лукашенко «Любимую не отдают», все российские артисты, в нем снявшиеся: Николай Басков, Филипп Киркоров, Александр Буйнов, Денис Майданов, Диана Гурцкая, Анита Цой и Наталия Москвина дружно отказались отвечать на вопрос, сколько было за него заплачено. Но проговорился один из менеджеров: 50 тысяч долларов минимальная цена для одного артиста. Те, кто более «звёздный», получили побольше.
Анита Цой при этом заявила:
«Мое участие в записи песни и клипа "Любимую не отдают" – это моя добрая воля, мой бескорыстный вклад в поддержку мирного урегулирования нынешних волнений на дружественной нам белорусской земле. В конце концов, это моя гражданская позиция россиянина».
Так что, как оказалось, «поддержку мирного урегулирования», «бескорыстный вклад» и «гражданскую позицию» можно вполне измерить деньгами. И да, это дорого стоит.