@petr-elfimov
Концерт памяти Мулявина «Я не поэт»стал сольной программой Петра Елфимова
По уже давно установившейся традиции, с Белорусской филармонии каждый год 12 января проходит концерт, посвященной творчеству Владимира Мулявина – поскольку именно на эту дату приходится день рождения великого Песняра.
Каждый раз зал бывает полон, хотя программы бывают достаточно разные. Однако, поскольку Владимир Мулявин оставил после себя огромное наследие, музыкального материала, который совершенно не стареет, а только, как хорошее вино, приобретает новый, уникальный вкус, хватит еще очень надолго. В 2015 году билетов на этот концерт, который уже становится культовым, были раскуплены уже за неделю. Была еще одна причина, благодаря которой желающих попасть на концерт оказалось намного больше, чем мест в концертном зале филармонии – на этот раз это была сольная программа Петра Елфимова.
Программа, которая практически вся состояла из суперхитов «Песняров» и была тематически разделена на две части – два отделения концерта (автором проекта выступила жена музыканта, Светлана Мулявина-Пенкина). Первая часть была составлена из элегических баллад. Так сложилось, что это почти сплошь женские имена: «Александрина», «Марыся», «Вероника», «Алеся», а также «Мой родны кут» и «Журавли на Полесье летят». Все композиции – авторства Владимира Мулявина и Игоря Лученка, который, кстати, присутствовал в зале. Прозвучала также ария из рок-оратории Игоря Лученка «Гусляр», которую не так давно вернул к жизни Михаил Казинец, сделав ее переложение для оркестра народных инструментов. Во многом этот проект оказался удачным благодаря тому, что главную партию исполнил Петр Елфимов. В заключение первого отделения прозвучала композиция «И смолкла гитара» – посвящение Мулявину, написанное в свое время другой легендой белорусской эстрады – Исмаилом Каплановым.
Первой же в концерте прозвучала композиция, которая в свое время была написана Мулявиным, но так и не успела прозвучать со сцены. Это песня на слова Янки Купалы «Я не поэт». Таким образом, премьера песни состоялась через 36 лет после ее написания. Она же дала название всей программе.
Во втором отделении Петр Елфимов сменил белый длинный концертный «сюртук» в пол – близкий к традиционных концертным костюмам «Песняров» – на одежду, более для себя привычную: кожаные брюки и черную рубашку (хэви-металлическая сущность Петра Елфимова всегда как-то проявляется). И если в первом отделении композиции были подобраны и исполнены с явным стремлением передать их с максимальным приближением к первоначальному, аутентичному песняровскому звучанию, то во втором отделении песни зазвучали более современно, более динамично и с бОльшим количеством авторских дополнений. Это только еще раз показало мощь мулявинского таланта, поскольку стало ясно, что все эти песни звучат совершенно по-современному: «золотая классика»: «Касiў Ясь Канюшыну», «Наши любимые», «Будочник», «За полчаса до весны», «Завушнiцы», «Зачараваная».
Оригинально была представлена композиция «А ў полi вярба» – Петр Елфимов взял гитару и к нему присоединились Владимир Данилович и Андрей Колосов –зазвучало оригинальное мужское трио, воссоздав в какой-то степени уникальный ансамблевый саунд «Песняров». Оркестр поддержал вокалистов чрезвычайно легкой и деликатной аранжировкой.
Об оркестре и аранжировках в концерте следует сказать особо. Ведущая программы Ольга Брилон отдельно представила Александра Крамко, в аранжировках которого прозвучали все, от первой до последней, композиции концерта. Сделаны переложения с большой любовью и профессионализмом. В одних случаях аранжировщик просто заставил цимбалы звучать по-гитарному и переложил хорошо всем знакомые инструментальные партии песняровских хитов на народные инструменты. Благо – Владимир Мулявин был гением аранжировки и в его партитурах всегда очень интересных вторых голосов, подпевок и «сочных» гармонических оборотов, которые настолько естественно «вросли» даже в обработки народных песен, что иначе мы себе уже не представляем их звучание. В других случаях Александр Крамко сделал более авторские обработки, осовременив композиции – но каждый раз сделав это чрезвычайно деликатно. У меня вопрос возник, пожалуй, только к трактовке «Завушнiц», которая обрела, на мой взгляд, уж слишком быстрый темп.
Ну, и, конечно, нельзя не сказать о том, что без энтузиазма профессора Михаила Казинца и оркестра народных инструментов им.Жиновича, которым он руководит уже много лет, этот уникальный ежегодный цикл концертов, вообще вряд ли состоялся бы – слишком много чистого энтузиазма требует его подготовка. Чего только стоит фраза Петра Елфимова, которую он сказал своим поклонникам, которые за сценой после концерта окружили его плотным кольцом, в надежде на автограф и совместную фотку для «Инстаграма» (никому не было отказано): «Извините друзья, но мне еще аппаратуру собирать…» Оказалось, что Петр Елфимов предоставил для концерта свое оборудование. Понятное дело, что это моменты, которые не оплачиваются и которые, собственно, и не оцениваются деньгами, потому что это – не просто энтузиазм, это – любовь к музыке, уважение к национальным гениям и национальной культуре, а также – профессионализм. Когда на сцене музыканты такого уровня, все должно звучать идеально, а значит – и оборудование должно быть соответствующее. И неважно – как, когда и сколько это стоит.
В программе прозвучал также голос молодого белорусского певца Андрея Колосова, который стал вполне уместным «противовесом» Елфимову. Иной тембр, иная манера исполнения. Ему были поручены песни темповые и веселые: «Як я ехаў да яе», «Калядачкi», которые, к тому же охотно подхватил зал. Андрей справился с этим отлично, тем более, что на «Калядочках» Петр Елфимов совершил уникальный поступок – чтобы поддержать своего молодого коллегу, который, конечно же, волновался, участвуя в таком концерте, он запросто в «Калядочках» вышел на сцену и присоединился к группе бэк-вокалистов. Не знаю, кто еще из именитых музыкантов на такое способен.
Грандиозным финалом концерта стала композиция «Чырвоная ружа», которую Владимир Мулявин обычно посвящал своей жене, а Петр Елфимов – сделав поклон в сторону ложи, где сидела жена Владимира Мулявина и трое его детей – посвятил также и своей (своему бессменному продюсеру, Татьяне Космачевой). «Чырвоная ружа» превратилась у Елфимова в мощный и страстный соул, который невероятным вокалом настолько «взорвал» публику, что исполнять что-то на «бис» в этом фантастическом концерте было уже невозможно…
Юрий Будько