@marina-devyatova
Марина Девятова удостоена звания «Посол русской культуры в странах мира»
В связи с этим она дала большое интервью корреспонденту газету «Аргументы и факты». Красивая, энергичная, с искрящимися глазами – такой я увидела Марину Девятову накануне ноябрьского концерта в областной столице. Во ходе нашей получасовой беседы она поведала, для кого поёт, за что любит русскую песню и почему репетиции для неё интереснее, чем сами концерты.
Марина, в прошлом году вы отметили своё 15-летие на большой сцене, и этому был посвящён концерт в Государственном театре эстрады, который назывался «Симфония моей души». Это был первый опыт выступления с симфоническим оркестром?
Не первый, я и прежде много работала с народными и эстрадно-симфоническими оркестрами в разных уголках нашей необъятной страны. Но моей давней мечтой был такой сольный концерт непосредственно в Москве. Вся сложность состояла в том, чтобы собрать такой оркестр, чтобы в нём присутствовали и симфонические струнные инструменты, и народные и джазовые. И этот оркестр был набран, огромное спасибо его дирижёру Леониду Бутинскому: это он помогал привлекать музыкантов, он и сам был заинтересован работой в этой программе. Концерт состоялся 9 ноября. Репетировали мы его полгода, а пролетел он за одну секунду. На мой взгляд, всё у нас получилось!
Вы так много репетируете?! А насколько репетиций в вашей жизни больше чем самих выступлений?
Вы знаете, я как-то об этом не задумывалась, но признаюсь честно, что репетиционный процесс для меня всегда интересней, потому именно он пропитан творческими идеями и самыми яркими эмоциями. Знаете, я вообще перфекционист по жизни, и если что-то делаю, то стараюсь сделать это хорошо. Поэтому к людям, с которыми работаю, достаточно требовательна. Но работать с ними мне интересно.
Марина, сегодня не так много молодых артистов, которые бы выступали с русскими народными песнями. Вы ощущаете этот дефицит песенного материала?
Вы правы, песенная традиция вообще потихоньку уходит, уходит и мелодика в песнях. В основном сегодня звучат малодиапазонные песни и тексты без смысла, а если и со смыслом, то достаточно местечковым, даже глупым. Есть, конечно, достойные внимания композиторы и авторы текстов. Меня, кстати, очень часто во время концертов спрашивают, кто композитор или автор слов той или иной песни. Многие думают, что песни типа «Каким ты был» народные. А ведь это авторские произведения, написанные композиторами в советские времена! При этом сами композиторы имели не чистую славянскую кровь. Представляете, насколько полны они были русским духом?! Насколько сильна была их любовь к родине, к народу и народному искусству?!
А вы могли бы отметить кого-то из мэтров, являющихся для вас образцом для подражания?
У меня нет кумиров, я не люблю кому-то подражать. Мой главный учитель – это мой отец, талантливый, одаренный и целеустремленный человек. Он до сих пор работает над собой, ежедневно занимается вокалом, чем вызывает огромное уважение.
Вы выступает вместе с отцом до сих пор?
Нет, мы давным-давно стали двумя самостоятельными единицами, двумя разными самодостаточными артистами.
Я слышала, что вы исполняете песни Толкуновой. Как вы относитесь, к её творчеству?
Прекрасно. Я очень хорошо была знакома с Валентиной Васильевной, мы много гастролировали вместе. Это неповторимые ощущения – находиться одной на сцене с человеком, который так запросто поднимает залы. Толкуновой была присущи смирение, умиротворение и невероятная женская скромность. Но при этом она ещё и обладала такой силой духа! Она очень любила своего зрителя и те песни, которые исполняла. Она была уникальной артисткой, уникальной певицей. Считаю, что в своё время её незаслуженно забыли.
Вы смотрели фильм о Валентине Толкуновой «Она не могла иначе», который был снят после её смерти?
Нет. Знаете, вся беда в том, что фильмы о талантливых людях у нас чаще всего начинают говорить только после их ухода. При жизни Валентина Васильевна была не до конца популяризирована. Да, у неё была любовь народа, которая её грела, но популярности всенародной, которую она заслуживала, у неё не было.
Марина, кого вы чаще всего видите на своих концертах? Кто ваша целевая аудитория?
Я вижу людей, знающих свою историю и уважающих свою культуру. На мои концерты приходит и молодежь, и старшее поколение, идут целыми семьями. То есть это не только те, кому за пятьдесят или вип-персоны. Я работаю в народном жанре, а у него очень много поклонников самых разных мастей.
Знаю, что вы неоднократно выступали за рубежом. Как вас там принимают?
Принимают везде хорошо: русская песня лечит душу, а душа не имеет национальности, возраста и социального статуса.
Согласны ли вы с мнением, что патриотизм сегодня зашкаливает? Говорят вас, артистов, даже обязывают регулярно исполнять произведения о Родине и чувстве долга перед ней…
А что в этом плохого? Я не считаю, что писать о родине зазорно! Слушайте, в советские времена столько песен было написано о родине, их пела вся страна, и ведь какая была сплоченная нация! В девяностых всё развалилось, каждый стал сам за себя… Иной раз мы живём и даже не знаем, как зовут наших соседей. Наши корни – это то, что нас объединяет. Неважно где вы живёте – на Дальнем Востоке, на Крайнем Севере или в Центральном регионе, - вы русский человек, нас с вами объединяет наша культура, наши песни, танцы, наша поэзия. Так почему бы всё это не сочинять и не исполнять? Зачем нам, русским артистам, петь непонятные песни на иностранных языках? Я не говорю о том, что всем надо надеть лапти, взять жалейки в руки и пойти гукать в лес, но всё же сохранять русский дух жизненно необходимо.
На своих концертах вы предстаёте перед зрителями только в русских национальных костюмах?
Вовсе нет, это не обязательно должны быть сарафан, бусы и кокошник, хотя я ничего не имею против них. Уже пятнадцать лет я работаю с замечательными дизайнерами Еленой Барковой и Дмитрием Ломакиным, которые обшивают не только меня, но и весь мой коллектив. Под каждую концертную программу у нас есть определённый внешний вид, сложившиеся образы. Костюмов у меня очень много, около шестидесяти. И каждый – это отдельное настроение. Жаль, что в гастрольный тур весь гардероб с собой не возьмешь!
Сколько раз за концерт вы переодеваетесь?
Пару раз в среднем. Я вообще за то, чтобы артисты, выходя на сцену, переодевались. Не люблю, когда ребята выпрыгивают из автомобиля и бегут на сцену в майке и в джинсах. Сцена – это лобное место, она ревнива и требовательна, к сцене надо уважительно относиться. Костюм артиста – это элемент шоу. В конце концов, артист – это серьёзная профессия, почему же я должна плохо одеваться?!
Часто ли вы выступаете в Челябинске?
Я была в вашем городе всего два раза и только один из них с сольным концертом. Зато в Челябинске у меня есть друзья! Но, признаться, сам город я практически не знаю. Мы с Россией вообще знакомы через автомобильные стёкла, через автобусные окна, через гостиничные номера… С достопримечательностями знакомиться не удаётся из-за плотного и достаточно жёсткого графика. Но я помню все сцены, все закулисья и гримёрки, в которых бывала. Помню вокзалы и аэропорты…
По поводу плотного графика. Какой интервал между концертами вы стараетесь выдерживать, чтобы сохранять свой звонкий и сильный голос?
Чтобы сохранять голос, я не пью спиртного, не курю и веду здоровый образ жизни. Я вегетарианка. В идеале после сольного концерта должен быть день перерыва. Но с такими идеальными мерками гастрольный тур может растянуться на слишком долгий срок, поэтому мы два дня поём – день перерыв. Голос – это самый капризный инструмент, голосовые связки бывают абсолютно непредсказуемы, на них могут повлиять погода или перелёт. Поэтому в каждом городе я знаю врачей-фониаторов. Чтобы комфортно чувствовать себя на сцене и отрабатывать живые двухчасовые сольники, я должна высыпаться.
Марина, у вас не так много дисков с альбомами и видеоклипов. Это потому что для вас гораздо важнее общение со своим зрителем вживую?
Так и есть. Конечно, хорошо, когда есть всё – и концерты, и клипы, и диски. Но я за количеством песен, треков, клипов не гонюсь. Тем более, сейчас, когда так развито пиратство, когда в интернете можно найти абсолютно всё. Вы не успели записать песню, а она уже есть в караоке-меню. А ведь артист тратит на средства на запись, пишет аранжировки, записывает инструменты, снимает студию... Всё это не дешёвые удовольствия! Например, когда я в 2013 году я почувствовала, что у меня набралось достаточное количество материала для записи, родился мой последний альбом «В лунном сиянии». Когда выйдет следующий? Не готова сказать. По мне так важнее встречаться со своим зрителем. Ещё важнее, чтобы с концертов он уходил довольный!
Наталья Зверева
Оригинал статьи: http://www.chel.aif.ru/culture/1430153