@leonard-cohen
Leonard Cohen - Dance Me To The End Of Love (18 октября 2020)
Леонард Норман Коэн (Leonard Norman Cohen, род. 21 сентября 1934, Монреаль, Канада) – канадский поэт, писатель, певец и автор песен. Его песни и поэзия оказали большое влияние на многих поэтов-песенников и музыкантов. Первый поэтический сборник опубликовал в 1956 году, первый роман — в 1963 году. Леонард Коэн введён в «Канадский музыкальный зал славы».
Коэн исполняет песни низким голосом под сопровождение музыки с синтезаторами и женским бэк-вокалом. Его песни часто эмоционально тяжёлые и со сложными текстами. Среди тем, о которых поёт Коэн: религия, одиночество, сексуальность, сложные отношения между людьми.
Коэн родился в еврейской семье среднего достатка. Его отец, Натан Коэн, имевший польские корни, был владельцем известного магазина одежды и умер, когда Леонарду было девять лет. Мать была эмигранткой из Литвы. Родные Леонарда, как и другие евреи с фамилиями Коэн, Кац и Каган, считаются потомками храмовых священнослужителей. Сам Коэн вспоминает об этом так: «У меня было очень мессианское детство. Мне сказали, что я потомок первосвященника Аарона».
Подростком Коэн научился играть на гитаре и сформировал фолк-группу под названием «Buckskin Boys». Отцовское завещание обеспечило Коэну небольшой постоянный доход, достаточный для того, чтобы не работать и заниматься поэзией и музыкой.
В 1951 году Коэн поступил в университет Макгилла, где стал президентом Канадского университетского общества межколлегиальных дебатов. Его первый сборник поэзии, «Let Us Compare Mythologies» («Давайте сравним мифологии»), вышел в 1956 году, второй — «The Spice-Box of Earth» («Коробка пряностей земли») –в 1961-ом.
В начале 1960-х годов Коэн вёл практически затворническую жизнь. Переехав на греческий остров Идра, он опубликовал романы «The Favourite Game» («Любимая игра») и «Beautiful Losers» («Прекрасные неудачники»). Первый из них представляет собой автобиографический роман воспитания о молодом человеке, который постигает свою личность через написание книг.
В 1967 году Коэн переехал в Соединённые Штаты, где началась его карьера фолк-музыканта. Он стал заметной фигурой в компании американского художника Энди Уорхола. Сам Уорхол позднее утверждал, что одна из его протеже, певица Нико, сильно повлияла на музыкальный стиль Коэна. Одна из первых и наиболее известных песен Коэна, «Suzanne» («Сюзанна») стала хитом в исполнении Джуди Коллинз.
В 1967 году, после выступлений на нескольких фолк-фестивалях, Коэн познакомился с продюсером Джоном Хаммондом и получил возможность записать свой первый альбом «Songs of Leonard Cohen» («Песни Ленарда Коэна»), куда, среди прочих песен, вошла и «Сюзанна», уже в исполнении самого Коэна. Альбом был восторженно принят в фолк-кругах и его композиции продержались в топе американских чартов более года, хотя и не принесли Коэну большого коммерческого успеха. За этим последовали альбомы «Songs from a Room» («Комнатные песни» с известными композициями «Bird on the Wire» – «Птица на проводе» и «The Partisan» – «Партизан»), «Songs of Love and Hate» («Песни любви и ненависти»), «Live Songs» («Живые песни»), и «New Skin for the Old Ceremony» («Новая кожа для старой церемонии»).
В 1971 году музыка Коэна была использована в фильме Роберта Олтмена «Маккейб и миссис Миллер». Песни Коэна звучали в фильме настолько органично, что многие ошибочно полагали, будто они были написаны специально для него.
В конце 1960-х – начале 1970-х годов Коэн устроил турне по США, Канаде и Европе. Критики высоко оценили его совместные выступления с пианистом Джоном Лиссауэром, но ни одно из них не было записано на плёнку. Тогда же началось его сотрудничество с певицей Дженнифер Уорнс.
В 1977 году Коэн выпустил альбом «Death of a Ladies' Man» («Смерть дамского угодника»), а год спустя сборник поэзии с очень похожим названием «Death of a Lady’s Man». Альбом был записан при участии продюсера Фила Спектора, изобретателя технологии т.н. «звуковой стены».
В 1979 году был записан альбом с незатейливым названием «Recent Songs» («Недавние песни»), выдержанный в более традиционном стиле. В его записи участвовала джаз-фьюжн группа, использовались некоторые восточные инструменты – такие, как уд, мандолина и цыганская скрипка.
После «Recent Songs» (1979) Коэн замолчал на целых пять лет, и появился снова с фильмом «Отель» в качестве режиссёра, автора сценария и музыки (фильм получил «Золотую розу» Международного телефестиваля в Монтрё), «Книгой милосердия» и альбомом «Various Positions» (1985), песни с которого «Hallelujah», «The Law», «If It Be Your Will» звучат так, словно это современные псалмы. Никогда ещё религиозные мотивы в его творчестве не были так отчетливы и прямолинейны.
В 1984 году мир услышал один из крупнейших коэновских хитов — песню «Hallelujah» («Аллилуйя») с альбома «Various Positions» («Разнообразные позиции»). Звукозаписывающая студия «Columbia Records» отказалась распространять альбом в США, где популярность Коэна в последние годы была не слишком высокой. Вообще, с течением времени музыка Коэна стала пользоваться большим спросом в Европе и Канаде. Однажды он иронически заметил, что потрясён той скромностью, с которой американские компании рекламировали его записи.
В 1988 году, с выходом альбома «I’m Your Man» («Я твой мужчина»), стиль Коэна радикально изменился. На первый план вышли синтезаторы, а лирика сменилась сарказмом, горечью и критикой окружающей действительности. Этот альбом стал самым успешным со времён «Songs of Leonard Cohen», а три песни оттуда – титульная «First We Take Manhattan» («Вначале мы захватим Манхэттен») и «Everybody Knows» («Об этом знают все») – вошли в число его наиболее популярных композиций.
После того как песня «Everybody Knows» прозвучала в фильме «Врубай на полную катушку», Коэном заинтересовались широкие массы. Большим спросом пользовался альбом «The Future» («Будущее»), три песни с которого – «Waiting for the Miracle» («В ожидании чуда»), Anthem («Псалом») и титульная – вошли в известный фильм Оливера Стоуна «Прирождённые убийцы».
Пять лет, с 1994 по 1999 год, Коэн провёл в уединении в дзэн-буддийском центре «Mount Baldy» возле Лос-Анджелеса. Там он принял имя Джикан (Jikhan), означающее «молчание», и стал дзэнским монахом.
Коэн вернулся в музыку в 2001 году с альбомом «Ten New Songs» («Десять новых песен»), написанный в соавторстве с Шэрон Робинсон. Это, возможно, его самый меланхоличный и спокойный альбом. Альбом 2004 года «Dear Heather» стал результатом сотрудничества с джазовой певицей Анджани Томас.
«Blue Alert» («Синяя тревога») – альбом песен, написанных Коэном и Томас, в исполнении последней вышел в 2006 году. По словам одного из обозревателей, при его прослушивании возникает ощущение, будто «произошла реинкарнация Коэна в женское тело. Хотя он не спел ни одной ноты, его голос обволакивает альбом, как дым».
В 2008 году Коэн объявил о начале давно ожидаемого концертного тура, первого за последние 15 лет по Европе и Канаде. Вскоре Коэн был внесён в американский Зал славы рок-н-ролла в знак вхождения его «в высший эшелон наиболее влиятельных музыкантов эпохи». В 2011 году ему присуждена Премия Принца Астурийского.
Коэн часто говорит о том, что написание песен для него – тяжёлый процесс. Одна лишь песня «The Future», по его словам, переписывалась десятки раз. В одном из интервью Коэн рассказал следующую историю:
Несколько лет назад мы с Бобом Диланом пили кофе в Париже. В то время он исполнял песню Hallelujah на своих концертах и спросил меня, сколько времени ушло на её написание. Я сказал: «Два года, почти целиком». Он был в шоке. Затем мы заговорили о его песне I And I и я спросил: «Сколько времени ты потратил на то, чтобы написать её?» Он сказал: «Практически 15 минут». Я чуть не упал со стула. И самое смешное в том, что я соврал. На самом деле, на Hallelujah ушло почти 5 лет. Конечно, и он соврал. У него, наверное, ушло минут десять.
В честь одной из песен Коэна названа британская группа «The Sisters of Mercy».
С 19 апреля 1991 года Коэн является Офицером Ордена Канады, а с 10 октября 2002 года – Компаньоном Ордена Канады, что является высшей наградой для гражданина Канады.
Дискография:
«Songs of Leonard Cohen» (1967, переиздан в 2007),
«Songs from a Room» (1969, переиздан в 2007),
«Songs of Love and Hate» (1971, переиздан в 2007),
«Live Songs» (1973),
«New Skin for the Old Ceremony» (1974),
«Death of a Ladies’ Man» (1977),
«Recent Songs» (1979),
«Various Positions» (1984),
«I’m Your Man» (1988),
«The Future» (1992),
«Cohen Live: Leonard Cohen in Concert» (1994),
«Field Commander Cohen: Tour of 1979» (2001),
«Ten New Songs» (2001),
«Dear Heather» (2004),
«Live in London» (2009),
«Live at the Isle of Wight 1970» (2009),
«Songs from the Road» (2010),
«Old Ideas» (2012),
«Popular Problems» (2014),
«Live in Dublin» (концертный, дек. 2014),
«Can’t Forget: A Souvenir of the Grand Tour» (концертный, май 2015),
«You Want it Darker» (2016).
Видеоклипы:
«Hey, That’s No Way To Say Goodbye» (1968),
«Democracy» (1993),
«I'm Your Man» (14.03.2019),
«The Goal» (20.09.2019),
«Happens to the Heart» (25.10.2019).
Интернет:
Официальный сайт
Неофициальный сайт
Фейсбук
Инстаграм
Видеоканал
Википедия (рус.яз.)