@igor-berin
Игорь Берин представил свой пятый сольный альбом «Ellipsis»
Очередной, уже пятый по счету авторский альбом Игоря Берина без сомнения – лучшее на сегодняшний день, из всего, что он записал. Композитор раздвинул рамки джазовой концепции, в которой до последнего времени чувствовал себя вполне комфортно, добавил разнообразия в стилях – и получил замечательный результат. Настолько замечательный, что когда автору придет идея составить альбом «The Best Of» – у него будет серьезная проблема: альбом «Эллипсис» придется включать практически целиком.
Хорошо продуманная и выстроенная программа – очень удачная попытка соединить классический фортепианный шопеновский романтизм с современной джазовой балладой. Альбом воспринимается, как 10-частная сюита, совершенно единая по духу – как тонкий, интеллектуальный и очень интимный разговор. Название для этой беседы подобрано очень подходящее: эллипсис – троеточие – лингвистический термин, обозначающий пропуск слов при построении фразы, когда они могут быть понятны из общего смысла. Эллипсис – это разговор понимающих с полуслова и хорошо чувствующих друг друга собеседников.
Из композиторов, чье влияние можно найти в пьесах «Эллипсиса», единственным хочется назвать только Микаэла Таривердиева. Здесь нет заимствований, но есть прихотливая, развитая мелодика, наложенная на весьма непростую гармоническую основу и особая прозрачность аранжировок, рожденная легким, в основном гитарофонным аккомпанементом. Но при этом, ассоциации возникают даже не столько с трепетным фортепиано из саундтрека «Ирония судьбы», сколько с мерцающим саундом от «Modern Jazz Quartet», – благо, автору очевидно душевно близок именно такой набор инструментов: фортепиано + вибрафон с легкой поддержкой контрабаса и щеток. («Эманнуэль»).
Необходимо добавить, что во всех программах у Берина всегда присутствуют ритмы босса-новы. И это придает его авторскому стилю абсолютную уникальность. Этот не самый популярный для нашей эстрады ритмический рисунок звучит у Берина абсолютно органично. Непонятно, «откуда у парня испанская грусть», но в Бразилию автору точно можно ехать совершенно спокойно – там его примут за своего. В пьесе «Сентябрь в Париже» к ритму босса-новы автор добавил легкий солирующий аккордеон – получился тонкий музыкальный шарм: вроде Бразилия, но все-таки и Франция тоже.
Некоторым особняком стоит в программе композиция «Снег». Ее Игорь Берин сочинил для дочери, которая овладевает искусством игры на гитаре. Совершенно классическая, немножко учебная пьеса – без всякого джаза, но заставляющая вспомнить лучшие мелодические треки Стинга.
Вообще, создание колорита, объемной музыкальной картинки – это сильный конек Игоря Берина. Хочется надеяться, что кинопродюсеры обратят внимание на эту грань его таланта. Ряд композиций альбома так и просится в саундтрек хорошего кинофильма. В треке «Волшебная сказка» можно по «косточкам» разбирать, как это сделано: «восточный» ритм, основанный на специфически высоком звучании ударных, «волшебные» колокольчики... – но по большому счету, это не очень важно. Есть выразительная картинка, которую нарисовала музыка. На этой картинке порхают эльфы, сказочные принцессы теряют и находят хрустальные туфельки, – все это эфемерно, прозрачно и освещено волшебным светом.
Еще один очень интересный номер – автор замахнулся на нетленку, ми-минорную прелюдию №4 Фредерика Шопена. Необыкновенно популярная последние 150 лет, заигранная до дыр, имеющая бесконечное количество интерпретаций (в основном – джазовых, но есть и в хэви-метал), крошечная (полторы минуты), но совершенно гениальная пьеса гипнотизирует уже не одно поколение музыкантов. Не смог устоять и Игорь Берин. Он предложил свое видение – снова в ритме босса-новы. Получилось очень органично: и для альбома, и для Берина, и – как ни странно – для Шопена.
Несмотря на то, что весь альбом чисто инструментальный, композиторский дар Игоря Берина имеет ярко выраженную вокальную природу. Его мелодии хочется петь. Это относится практически ко всем композициям, но особенно – к последнему треку, «Hymn To Love». Этот гимн – логичный итог, придающий всему альбому законченную музыкальную форму. Несомненно, чудесная мелодия «Гимна любви» еще дождется своего поэта и своего вокалиста. Потому что обладает еще одним замечательным свойством (это же касается и всего альбома): после прослушивания, сразу же хочется прослушать еще раз.