@golos-voice
Финал «Голоса-2020» – молодость победила мастерство
Победительницей «Голоса-2020» стала самая молодая и самая неопытная участница, 17-летняя Яна Габбасова из Нефтекамска. В финальном голосовании она опередила Олега Аккуратова с минимальным отрывом, набрав 51,1% голосов телезрителей. (среди комментаторов канала showbiz львиная доля голосов была отдана за Дмитрия Венгерова).
В финале, когда каждый из участников уже неоднократно подтвердил не только свои неординарные вокальные данные, но и другие способности: артистизм, энергетику, харизму и т.д., когда каждый приобрел определенный конкурсный и съемочный опыт, при прочих равных одним из главных способов повлиять на судей – то есть, на телезрителей, поскольку теперь всё решают только они – остаётся выбор репертуара. И вот тут было много странностей и удивлений.
«Первый выход» на сцену, когда конкурсантам нужно было спеть со своим наставником, «играющие тренеры» при выборе песни явно думали в первую очередь о себе, а не о своем подопечном. Все четверо взяли для исполнения песни собственного сочинения. Логика здесь вполне ясна, только песни эти работали как раз на наставников, а не на финалистов.
Валерий Сюткин исполнил вместе с Олегом Аккуратовым свой «Космический рок-н-ролл» почти 30-летней, а по характеру - 60-летней давности, очень откровенно содранный с «Jailhouse Rock» Элвиса Пресли. Но проблема не в том, что песня старая и вторичная, а в том, что она невыиграшная и совершенно не в характере Аккуратова. Его манера исполнения – мягкая и сдержанная. Взрывной и энергичный рок-н-ролл – абсолютно не для него. К тому же, петь там просто нечего, там нет распевных нот – простая скороговорка. Конкурсант смог здесь показать лишь короткое блестящее соло на фортепиано – но это вовсе не то, чего ждали от него зрители. Зато Валерий Миладович оторвался на сцене на все сто. Можно сказать, что расслабившийся наставник, понимая, что его артист несомненно наиболее сильный из всех финалистов, слишком расслабился и своими руками отобрал у него победу.
Сергей Шнуров в очередной раз принял непонятное, абсурдное решение, предложив Дмитрию Венгерову исполнить частушку-кричалку из репертуара для новогодних корпоративных застолий. Если бы финал проходил в новогоднюю ночь глубоко после курантов, песне «Как обалденно просто» наверняка подвыпившая публика с удовольствием притопывала и прихлопывала, наверняка еще и подпевала бы, используя вместо телевизионных эвфемизмов «обалденно» и «офигенно» реальный авторский текст. Но на трезвую голову такие сочинения как-то плохо идут, хотя Шнуров энергично пытался раскачать зрителей хотя бы в студии. Сложилось впечатление, что наставник, после того, как ему не удалось убрать Венгерова из конкурса в четвертьфинале, дав ему 20%, взял реванш в финале и таки добился своего.
Очень сложной задача с репертуаром оказалась для Басты. Вдруг выяснилось, что из реально большого количества замечательных песен, которые есть у Василия, подобрать что-то, подходящее для вокального конкурса, практически невозможно. Популярная и очень сильно запетая множеством артистов «Сансара» – чуть ли не единственный вариант. Это глубокая, замечательная композиция, совершенно не подходящая для вокального конкурса. Чудесно, когда артист умеет проникновенно доносить текст и Василий Пасечник очень старался, у него всё получилось. Но надо же еще как-то немного свой голос показать...
Единственная песня, в которой конкурсантка смогла эффектно показать, что она может, была «Зима» – последнее и очень удачное сочинение Полины Гагариной. Два сильных женских голоса, близкие по тембру, прекрасно сочетались, двухголосый вокализ прозвучал исключительно эффектно. На этом этапе Яна Габбасова очевидно была лучше всех – просто за счет удачно выбранной песни.
Было лишь две небольшие проблемы. Первая – что-то не так было со связками: Яна похрипывала и посипывала – похоже, что выступала простуженной. Однако позже разогрелась, распелась – и голос зазвучал отлично. Вторая – Гагарина вольно или невольно в дуэте очень заметно перепевала Яну, выглядела очевидно ярче и убедительней, взяв себе верхнюю, более выигрышную партию. Наверное, это не совсем правильно, если помнить о том, что задача наставника – продвинуть конкурсанта, а не себя. Впрочем – не будем судить строго. Тем более, что победителей не судят.
В «главном» раунде, сольном выступлении, Олег Аккуратов исполнил песню Земфиры «Мы разбиваемся». Такой выбор вызвал большой вопрос. Это был момент, когда нужно было показать, всё лучшее, в чём исполнитель хорош. Стоило ожидать какую-то интересную авторскую версию заводного, проверенного джазового стандарта – того, в чём Олег недосягаемо хорош; чтобы можно было попеть скэтом (кто не знает – вокальная импровизация, имитирующая игру на инструменте, у него это блестяще получается), показать филигранную пианистическую технику. Песня Земфиры, конечно, хорошая, спору нет. Но Олег эту и без того слишком уж ровную и спокойную лирическую балладу окончательно превратил в музыку для прослушивания фоном. Ну, не нужно из Земфиры делать Барбру Стрейзанд.
Дмитрий Венгеров исполнил «Я свободен» группы «Кипелов». Это был отличный выбор, композиция точно соответствовала его рокерской натуре. К сожалению, артист явно перенервничал – он срывался на крик и даже «дал петуха» – неприятная ситуация, когда слишком напряженные связки не сомкнулись и нота не прозвучала. Увы, обычно это бывает очень важная нота. На удивление, когда после модуляции тональность поменялась на более высокую, то есть более трудную, голос Дмитрия «полетел» – зазвучал легко и свободно.
Яна Габбасова в исполнении «Je t’aime» («Я люблю тебя») Лары Фабиан – безукоризненно удачный выбор композиции. Любимая многими «цепляющая» мелодия, но при этом не особо «затёртая», вокально сложная и эффектная, позволяющая показать и диапазон, и силу голоса, и собственную эмоциональность. Всё это Яна сделала.
Баста обычно очень тонко чувствует членов своей команды и не ошибается с репертуаром. Но с «Офицерами» Газманова, похоже, он допустил ошибку. На какую аудиторию должна была подействовать эта статичная маршеобразная композиция, которая изначально была предназначена, чтобы прозвучать фоном в финальных титрах кинофильма, а потом отлично зарекомендовала себя в концертах на День милиции? На бывших сослуживцев Василия Пасечника и суровых ветеранов-«афганцев»? Наверняка им понравилось, только имеют ли они привычку после этого хватать мобильник и голосовать? Вот с аудиторией, прослушавшая «Je t’aime» в исполнении Яны Габбасовой всё ясно – это впечатлительные домохозяйки и романтичные девушки «в ожидании большой любви», самая активная часть телезрителей. И их однозначно было больше.
Вылетевший из финала первым, Василий Пасечник получил возможность спеть еще одну композицию. Прозвучал классический блюз Перси Следжа «When a Man Loves a Woman» – и это было то, что надо! Практически идеальное исполнение: с великолепным чувством свинга, эффектными переходами на фальцет, точно, ярко и эмоционально. Как жаль, что уже вне конкурса. Осталось чувство, что если бы порядок исполнения песен у Пасечника был другим, результаты «Голоса-2020», возможно, были бы совсем иные. Но история, как известно, не приемлет сослагательного наклонения.
В заключительном «раунде» Олег Аккуратов в явно расслабленном состоянии спел детскую рождественскую песенку «Let It Snow», которая в Америке выполняет такую же функцию, как в России «В лесу родилась елочка». Он даже попытался объединить эти два стандарта, засунув в американскую мелодию текст «Елочки». Прозвучало довольно коряво – но оставим за артистом право на интерпретацию.
Логика Олега Аккуратова и его наставника Валерия Сюткина, проста и понятна – не сомневаясь в победе, они решили, что двух конкурсных композиций будет вполне достаточно, а третья отлично подойдет для повторного исполнения в заключение передачи, после того, как будет объявлен победитель – ясно, кто. Это было бы красиво. Но что-то пошло не так.
Исполнение Венгеровым песни Игоря Матвиенко «Давай за...» из репертуара «Любэ» – еще одна вариация на тему «Офицеров». Ясно, что пение в жанре «шансон» не является его сильной стороной.
Последняя прозвучавшая конкурсная песня, шлягер 70-х годов «Звенит январская вьюга» Александра Зацепина, видимо, как и «Let It Snow», была приурочена к наступающему Новому году – никакой другой причины взять этот забытый хит найти не получается. Когда на правах победительницы Яна повторила песню, слушать было уже откровенно скучно. Но это уже было неважно – дело было сделано: и зрителями, и наставниками, и конкурсантами уже владели совсем другие эмоции.
Нет сомнений, что Яна Габбасова выиграла конкурс честно. «Двойная авторизация» при голосовании, о которой неоднократно напоминал ведущий Дмитрий Нагиев, которая позволяет идентифицировать каждый звонок, исключает возможность накруток. Приятно, что Первый канал хорошо усвоил горький урок, случившийся на последнем «Детском Голосе».
Горький урок получил также Олег Аккуратов – нельзя расслабляться раньше времени. Особенно, когда участвуешь в конкурсе. Конечно, Аккуратов остался великолепным профессионалом, а благодаря «Голосу» аудитория его поклонников значительно увеличилась. И это самый главный результат. Это же касается прекрасных и очень перспективных артистов Дмитрия Венгерова и Василия Пасечника. Они получили колоссальный пиар – и это дорогого стоит. А Яне Габбасовой еще предстоит доказать, что приз ей достался не по случайной прихоти телеаудитории. И это сложная задача.
Научатся ли наставники работать с репертуаром и чувствовать своих подопечных? Большой вопрос. Они ведь звезды...