@eurovision-song-contest-2016
Грандиозный парадокс «Евровидения»: почему победила Джамала
«Евровидение 2016» закончилось в Стокгольме грандиозным парадоксом - совершенно непредсказуемо и при этом совершенно справедливо. Возникший от этой коллизии когнитивный диссонанс как у сторонников, так и у критиков победы Украины, певицы Джамалы с песней «1944», вызвал состояния шока и трепета.
И только после первой общей эмоциональной волны это состояние предсказуемо разделилось: у кого - радостный восторг, у кого – недоумение, а то и депрессивная злоба.
Профессиональных агипропоповских мосек оставим, пожалуй, сегодня в покое – они и без нашей рекламы найдут, где натявкаться всласть. Назвав Джамалу с ее песней лучшим номером конкурса еще на первой репетиции (из-за чего потом невозможно было отбиться от вереницы интервью украинским СМИ), даже я не предполагал такого исхода.
Мало ли у меня любимых номеров - та же группа Regina из Боснии и Герцеговины на московском «Евровидении 2009» с песней Bistra Voda - 9 место, хоть тресни! А песенку до сих пор с удовольствием, бывает, переслушиваю…
Предскауземой была, скорее, победа Дами Им с ее SIA-подобной мощной балладой Sound of Silence. Но резвый рывок австралийки у профессионального жюри еще в самом начале голосования сразу вызвал тревогу и подозрения. Ведь вся свистопляска с новым алгоритмом объявления по отдельности результатов голосования жюри и зрителей затевалась как раз для того, чтобы интрига непредсказуемости сохранялась до последнего, а не как в прошлые годы, когда к середине голосования зрители уже догадывались о финальном исходе и часто переключали свои телевизоры на другие каналы, портя статистику и рейтинги. «Значит, победит не Дами?! - мелькнула мысль, - Неужели все-таки Лазарев?!».
Море комплиментов Сергею Лазареву и Филиппу Киркорову! Ехидная гримаса судьбы не лишила их присутствия духа и достоинства, и они нашли в себе силы благородно поздравить и Джамалу, и Украину с победой, что трудно было себе представить на общем информационном фоне, царившем в нашем медийном пространстве в дни конкурса.
Но здесь не надо быть пророком, чтобы понять, сколь глубоко и объяснимо было их разочарование, когда в последнюю секунду, уже обойдя ближайшую преследовательницу Джамалу с ее 323 баллами в телевоутинге и став УЖЕ победителем зрительских симпатий с 360 баллами, Сергей вдруг оказывается на третьем месте, когда компьютер, перетасовав строчки, приплюсовал баллы от жюри, где наш поп-герой был всего лишь пятым.
То есть вышло, как в докладе Ильича о продналоге, - формально правильно, а по сути издевательство. Дами Им, которая победила у жюри, осталась второй. Лазарев, который победил у евроизбирателей, остался вообще с «бронзой» - т.е. с носом. Оба формальных победителя в пролете! А нигде не победившая Джамала сделала всем ручкой и была такова с Хрустальным микрофоном гран-призерши! Но цифры – вещь упрямая. Приплюсовывались не места, а баллы, из-за чего и вышла каверзная рокировка. Раньше эта «кухня» была невидима. Интрига организаторов конкурса, надо сказать, удалась на славу!
Еще невыносимее г-ну Лазареву должно быть при мысли, что, когда победил Билан в 2008-м, профжюри никто и не спрашивал. Их баллы были резервными – на случай, например, непредвиденной пропажи телевоутинга, что, кстати, случилось с t.A.T.u. в 2003-м в Риге. То есть если бы не эти нововведенческие «выкрутасы», в Шереметьево приземлился бы в воскресенье наш новый евротриумфатор! Успокоить себя можно разве только тем, что и Билан бы не выиграл при таком раскладе, поскольку «резервные» голоса тогда были совсем не в его пользу.
Однако все три главных финалиста нынешнего «Евросонга» - Джамала, Дами Им, Сергей Лазарев более чем достойны не только своего результата, а и каждый – победы. Но на Олимпе только одно место. Австралийка для публики оказалась, видимо, несколько кукольной. Лазарева жюри «не долюбило», возможно, за дидактичность пресловутого «евроформата» - не песня с номером, а прямо-таки живая иллюстрация в учебник по конкурсу. А «неформатная» Джамала, помимо того, что филигранная певица, сделала беспроигрышную ставку на то, что так любит сентиментальная публика – личностную историю и пронзительную душевность, что всегда и отличало победителей последних лет: того же Билана с Марией Шерифович, или Кончиту Вурст со шведом Монсом при всей их стилистической разноформатности.
Ах, да, еще треклятая политика! Куда ж без нее? Ведь только ею многие будут теперь объяснять, почему в очередной раз «завалили» Россию.
По данному пункту «разбора полетов» надо, безусловно, отметить, что, в отличие от 2014 г., когда Россия изрядно обескуражила старушку Европу неожиданным «воссоединенческим» порывом, и сестер Толмачевых в Копенгагене из-за этого нещадно забукивали (хотя и подарили им 7-е место!), теперь в Стокгольме нашего посланника Лазарева сопровождал исключительно восторженный и заинтересованный прием. Впрочем, как и Полину Гагарину в прошлом году в Вене. При этом разговоры о «политической катастрофе» в случае победы России на «Евровидении», конечно, велись. Что говорило, впрочем, о том, что эту победу считали вполне вероятной.
И, конечно, не хотелось бы никого обижать, но, кажется, еще баснописец Иван Крылов советал всем в школьной программе: «Чем кумушек других считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?». Прежде, чем ковыряться в политической подоплеке голосования других стран, не стоит ли задаться вопросом: а почему Джамала не получила ни одного балла от нашего жюри? Так плохо выступила? Такой же вопрос, кстати, стоит задать и жюри украинскому по поводу Сергея Лазарева. И, не дожидаясь ответа от обеих сторон, воскликнуть: стыд и срам!
К счастью, в отличие от агитпроповских мосек (вот, хотел же не вспоминать!) телезрители наших стран, несмотря на всю оголтелось пропаганды, оказались мудрее, человечнее и справедливее, совершив подлинный прорыв в здравом смысле. Как хорошо, однако, что организаторы конкурса разделили данные по голосованию, поскольку мы теперь знаем, что граждане Украины дали России высшие 12 баллов! А граждане России ответили Украине скромнее, но тоже щедро – твердой десяткой!
И, когда Джамала выпустила пресс-релиз о том, что не дает интервью российским СМИ, она ничего не обобщала, а вполне объяснимо хотела оградить себя от не очень порядочных людей и провокаций, с чем ей здесь пришлось не раз столкнуться. Во всяком случае, «МК» - СМИ до мозга костей российскому – украинская певица в интервью не отказала.
Как бы ни спекулировали об «истинной подоплеке» песни «1944», артистка всегда выдерживала корректность формулировок, несмотря на всю свою эмоциональность, что, конечно, вызывало к ней у публики и европейской прессы неподдельную симпатию.
- Я была уверена, что, если ты поешь, говоришь правду и о правде, это так или иначе затронет людей, - объясняла Джамала свои мотивы и чувства на победной пресс-конференции поздней ночью после еврофинала, - Моя песня посвящена не только личной истории, судьбе моей прабабушки, но она касается всех тех людей на Земле, которые в прошлом пережили трагедии, такие, например, как Холокост. Когда я готовилась к своему выступлению, то снова прослушала великий саундтрек Ицхака Перельмана к фильму «Список Шиндлера». Это невероятная работа! Я бы хотела, чтобы моя песня, может и не настолько великая, но касалась бы той же темы…
Украинская пресса, впрочем, отличается, подчас, не меньшей бойкостью, чем и наши СМИ. На провокационно-гипотетический вопрос: «Победила Украина, ваша родина Крым, хотели бы вы, чтобы «Евровидение 2017» в следующем году прошло в освобожденном Крыму?», - Джамала ответила сколь кратко, столь и дипломатично: «Евровидение» будет в Украине, не знаю где, но точно в Украине». В этот момент ведущая пресс-конференции облегченно выдохнула.
Исполнительный продюсер конкурса Йон Ола Санд, передавая украинской делегации «пригласительный сертификат» на проведение следующего «Евровидения», со своей стороны, постарался в своем напутствии обрисовать не только надежды, но и тревоги:
- Я был в 2005 г. на «Евровидении» в Киеве в качестве главы делегации и уверен, что следующий конкурс пройдет на таком же высоком уровне. Общая ситуация в Европе вселяет в нас уверенность, что каждая делегация, каждый журналист, каждый фанат, который захочет поехать в Украину, будет в безопасности, и мы проведем конкурс так же, как и в любой другой европейской стране...
Явная обеспокоенность г-на Санда подкрепилась и вопросом от ЛГБТ-активиста (ага, не только Лазарева, значит, мучали!) о том, что по «радужному рейтингу» организации ILGA, мониторящей вопросы равноправия, Украина занимает 44 место из 49 в Европе, и могут ли ЛГБТ-люди чувствовать себя в безопасности, если поедут на Украину в следующем году? «Безусловно!», - так же кратко и убедительно ответила Джамала.
Тем временем, несмотря на все дрязги, склоки, противостояния, «Евровидение» в очередной раз стало ярким, увлекательным музыкальным праздником, где артист и его песня – в центре внимания, а технологии с каждым годом превращают этот классический тандем во все более захватывающее зрелище. Это Яне Рудковской когда-то пришлось чуть ли не на хребте тащить через десять границ огромный диск пластикового льда для номера Believe, чтобы под пение Билана на арене порхал Евгений Плющенко. Теперь его величество мэппинг выстраивает картинки похлеще любой декорации. Главный инструмент действа – голос исполнителя – обрамляется все более затейливой инкрустацией, чтобы в итоге добиться главного – сопереживания зрителем.
Самый «долгоиграющий» конкурс отметил 60-летие, вышел за рамки континета, принял в свои ряды Австралию, начал вещать на Китай и Америку, в связи с чем на финал прибыл собственной персоной сам Джастин Тимберлейк и исполнил новую песенку. Честно говоря, если бы он участвовал в конкурсе, то еще вопрос – сумел бы пробиться из полуфинала…
Однако «Европа вновь переживает непростые времена, - сказал ведущий Монс Зельмерлев, прошлогодний победитель, а ныне форменный шведский поп-король, - поэтому так важно, чтобы несмотря на все сложности и различия нас объединяла музыка».
Радостно согласившись с этим призывом, 42 страны нынешнего конкурса старались, как могли, избегать «политически мотивированного голосования», но у них это все равно не всегда получалось…
Артур Гаспарян
Источник: «Московский комсомолец»
http://www.mk.ru/culture/2016/05/15/grandioznyy-paradoks-evrovideniya-pochemu-pobedila-dzhamala.html