@eurovision-2015
Европейские СМИ обсуждают политизацию «Евровидения»
Победа певца Монса Зелмерлёва из Швеции и второе место россиянки Полины Гагариной на прошедшем накануне конкурсе песни «Евровидение-2015» стали основной темой воскресных выпусков европейских газет.
На протяжении всего времени подготовки к конкурсу Cелмерлёв был в фаворитах у знатоков и букмекеров, так что его победа была вполне ожидаема. Однако высокие результаты россиянки оказались совершенно неожиданными и добавили конкурсу драматизма. Ведущая австрийская газета «Die Presse» пишет, что зрители в концертном зале «Штадтхалле» на каждое объявление о начислении Гагариной высокого балла реагировали возгласами неодобрения «бу!». Это звучало настолько громко, что одна из ведущих, Элис Тумлер, была вынуждена призвать публику к порядку, а «хозяйка» конкурса Кончита Вурст решила морально поддержать Гагарину, сев рядом с ней и высказав свои поздравления.
Газеты считают, что Гагарина могла бы серьезно рассчитывать на большее, но что на результаты голосования повлияли отношения России и Украины и особенно – недавно принятый в РФ закон о запрете гей-пропаганды. «Благодаря» Кончите Вурст, в Вену на конкурс со всего мира съехалось особенно много представителей секс-меньшинств. И они вовсе не были в восторге от возможной перспективы ехать на «Евровидение» в 2016 году в Москву.
«В конечном итоге мы испытали большое облегчение, когда Россия не выиграла, даже если Гагарина и заслужила победу. Было бы сложно проводить конкурс, у которого так много поклонников-гомосексуалистов, в гомофобной России», – так объяснила неодобрения в зале обозреватель «Die Presse» Хайде Раметцрайтер. По ее словам, политика всегда присутствовала на этом конкурсе в различной степени. Однако победа на прошлогоднем конкурсе австрийского травести Томаса Нойвирта, выступающего в образе певицы Кончиты Вурст, по ее мнению «еще более политизировала конкурс».
«Россия с Полиной Гагариной могла поляризовать 60-й конкурс песни "Евровидение". Однако, несмотря на политический фон, который мог повлиять на оценку России, Гагарина со своей песней "A Million Voices" завоевала для себя большую часть европейской публики и превратилась в самого опасного соперника для шведа» – написал о конкурсе портал Vienna.at.
Помня о том, что в 2014 году во время финала зал освистал сестер Толмачевых, совершенно не повинных в политике, которую проводит российское правительство, австрийские организаторы нынешнего конкурса даже подготовили специальные фильтры, которые в случае необходимости должны были не пропустить свист в зале в эфир. К счастью, они совершенно не понадобились: блестящее выступление Гагариной растопило лед в зале и публика отреагировала совершенно восторженно. Тем не менее, местные обозреватели полагают, что на будущих конкурсах Европейский телерадиовещательный союз (EBU), возможно, будет убирать крики «бу!» из телевизионных трансляций.
В целом издания считают, что музыка смогла оттеснить политику на конкурсе и лозунг конкурса 2015 года «Возводя мосты» удалось претворить в жизнь. Абсолютно все отмечают прекрасную подготовку конкурса австрийской телерадиокомпанией ORF, вызвавшей высокую оценку у большинства участников, и удачное вплетение знаменитых австрийских академических музыкальных коллективов в программу финала. «Евровидение» 2015 года отличалось невероятно дружелюбной атмосферой, говорят присутствовавшие на этом мероприятии. В Вене все время шли дожди, но на конкурсе было очень солнечно
При этом очень много написано о том, что австрийские конкурсанты не получили ни одного очка. На фоне прошлогоднего успеха это обстоятельство стало настоящим ледяным душем. «Австрия хотела презентовать себя как музыкальную столицу мира, и, можно сказать, что ей это удалось», – написала газета «Salzburger Nachrichten».
Эксперты также отметили необыкновенно высокую социальную составляющую на конкурсе. Реакцию это вызвало скорее негативную. «Я считаю, что финны – это был удар ниже пояса, – пишет музыкальный обозреватель газеты «Аргументы и факты» Владимир Полупанов. – Когда выступает группа, полностью состоящая из людей с ограниченными возможностями, все-таки это к музыке имеет мало отношения. Мне кажется, что это должна быть совершенно отдельная история, связанная социалкой. Немножко в этом году с этим переборщили. Швед победил, потому что у шведа был абсолютно выверенный точный номер. Шведы доказали, что умеют делать не только недорогую качественную мебель, но и недорогую качественную поп-музыку».