@eminem
Эминем отмечает юбилей – 50 лет
Маршаллу Мэтерсу Третьему, более известному как Эминем, 17 октября 2022 года исполнилось 50 лет. Его влияние на развитие рэпа огромно и тщательно описано. Лучший рэп-байопик из возможных, фильм «Восьмая миля» (2002), снят по мотивам именно его жизни. И хотя феномен Эминема больше относится ко времени нулевых, он и сегодня остаётся важнейшим представителем жанра.
Эминем в журнале XXL. 2022 ►смотреть фото
Эминем в туре «Revival». 2018 ►смотреть фото
Эминема можно сравнить с Моргенштерном, как с артистом, который генерирует инфоповоды едва ли не каждый день. Его тоже запрещали и отменяли, возмущенные родители писали петиции и вставали в пикеты, требуя его запретить, он платил штрафы за антисоциальное поведение и вполне мог сесть в тюрьму – например, за нападение на парня своей бывшей жены с пистолетом.
К этому можно добавить признание живых легенд жанра – Снуп Догга и Джей-Зи, а также протекцию главного хип-хоп-продюсера, Доктора Дре, и восторженную критику в музыкальных журналах – чего, кстати, нет у Моргенштерна.
Поначалу ревностные ценители жанра к Эминему относились снисходительно, как к проекту-однодневке. Но со временем влияние Эминема на жанр было все сильнее, в том числе и в России. Молодой Noize MC переиначивал его песни, когда писал треки для батлов. Скриптонит говорил, что именно благодаря ему начал слушать рэп. А Оксимирон на своем последнем альбоме и вовсе посвятил Маршаллу Мэтерсу отдельный трек, очень фанатский. И это не говоря о прямых последователях рэпера вроде рижанина Джонибоя, который построил половину своей карьеры на подражании Эминему. Шумиха вокруг батла «Versus» в 2010-х, конечно, тоже была бы невозможна без фигуры Мэтерса и фильма «Восьмая миля».
Эминем стал ключевым персонажем для «белого» рэпа, придумав его матрицу и набор приемов, которые взяло на вооружение целое поколение музыкантов. От Маклемора до Машин Ган Келли – все они по-своему усвоили рецепты Маршалла: читай быстро и технично; добавь драмы, но не забывай шутить; играй в аутсайдера; постоянно рассуждай о своем месте в истории.
Творческим пиком Эминема обычно считают 1999–2003 годы, когда он выпустил друг за другом три альбома, схвативших, как бы пафосно это ни звучало, нерв эпохи. Собирай какой-нибудь американский Леонид Парфенов свою версию программы «Намедни» об этом времени, он мог бы просто использовать для него «The Slim Shady LP» (1999), «The Marshall Mathers LP» (2000) и «The Eminem Show» (2002) – чтобы рассказать о самых важных событиях в США конца 1990-х и начала нулевых: от Моники Левински до войны в Ираке. А еще Эминем стал зеркалом для всего поколения, как бы говоря своему слушателю: «Смотри, я мерзкий тип. Но ведь и ты точно такой же».
При этом не стоит говорить о Мэтерсе как о какой-то «чести и совести нации». В первую очередь он был прирожденным шоуменом и блестяще развлекал людей. В самые успешные свои годы он сочетал несочетаемое: записывал удивительно въедливый гик-рэп, где техничность не мешала хитовости. Он выбирал отличные биты, снимал веселые клипы, но и записывал исповедальные, леденящие душу песни. Кажется, что триллер «Stan», где ужас нагнетается с каждой минутой (чтобы это почувствовать, вовсе не обязательно было знать английский), и клип, где рэпер садится бутафорской задницей кому-то на лицо, не мог сделать один и тот же человек. Но нет, мог.
Настоящая поп-звезда всегда делает из своей жизни реалити-шоу. За успехом последовал кризис, вызванный в том числе и наркотиками (фарма-зависимость, лишний вес, передозировки, рехабы). Эминем вернулся в строй ближе к концу нулевых с двумя альбомами, «Relapse» (2009) и «Recovery» (2010). На первом рэпер еще позволял себе посмеяться и отпустить несколько шпилек в адрес тогдашних поп-звезд, а вот на втором стал предельно серьезным.
Именно «Recovery» закрепил образ Эминема, который он поддерживает и сегодня: вечно насупленный (фотографий, где Эминем улыбается, по пальцам пересчитать) мужчина с волевым взглядом, всерьез называющий себя «рэп-богом» и готовый словесно покарать всех, кто с этим не согласен. Пару лет назад он, недовольный реакцией на альбом «Revival» (2017), так и сделал – выпустил трек, где задиссил всех своих критиков (и это очень плохая песня). На последних альбомах он всерьез разносил мамбл-рэперов за то, что в их песнях «нет смысла», и написал дисс на Машин Ган Келли, когда тот назвал его дочь «горячей».
В творческом смысле эта серьезность не пошла ему на пользу. Последние его альбомы — это рифмы ради рифмы, переусложненность ни для чего, торжество техники над чутьем.
Эминем все еще чрезвычайно успешен: он распродает стадионы, собирает платины, а его клипы легко набирают сотни миллионов просмотров. Любые аргументы критиков – о том, что Эминем не более чем старый дед, кричащий на облако, что он исписался или потерял нерв, – разбиваются о восторг слушателей и всецелую непоколебимость музыканта в собственной миссии. Достаточно вспомнить недавнее выступление Эминема в перерыве Супербоула, чтобы понять, насколько его до сих пор любят.
В поп-музыке бывают такие герои, которые со временем становятся голосом поколения — или даже чем-то большим. Обычно эти герои создают вокруг себя столько мифов, что сами превращаются в музей. С Эминемом так и произошло. Да, в музей можно ходить время от времени, но жить в нем невозможно.
Текст: Николай Редькин, «Meduza».
Читать еще:
Эминем рассказал об отношению к своему успеху
Eminem стал рекордсменом по количество «золота» и «платины»
Эминем примерил роль серийного убийцы
Эминем пожелал несчастливого Дня Святого Валентина
Эминем спродюсировал фильм о рэп-батлах
Эминем опубликовал трек с резким высказыванием в адрес Трампа
Эминем продаёт кирпичи из своего детства
Эминем пообещал побить Лану дель Рей