@editorial-blog
Какую музыку мы потеряли с уходом Эннио Мориконе
Создание музыки для кино в композиторской среде всегда считалось работой "второго сорта", прибежищем бездарных халтурщиков. В самом деле - ну, что это за творчество? Заходит в кадре герой фильма в мрачный подвал - бросаем пару тревожных нот для контрабасов; из-за угла на него набрасывается убийца с ножом - добавляем дробь на литаврах; герой выжил, победил и в финале целуется с возлюбленной - сюда подложим цепочку благозвучных аккордов струнной группы с каденцией в мажоре. И всё - саундтрек готов.
Какие-то выкрутасы с мелодическими линиями невозможны - каждая сцена просчитана по секундам. Когда же во время монтажа её нужно удлинить или сократить - музыка не должна этому процессу мешать. То есть, композитору нужно создавать такую партитуру, которую можно сжимать, растягивать и нарезать кусочками - как того пожелает режиссер. Собственно, это и не музыка даже, а просто набор определенных тембров и звуковых красок, назначение которых довольно скромное - усилить эмоциональное впечатление от картинки на экране.
Ситуация несколько поменялась, когда в середине ХХ века в кино пришли "большие композиторы". Сергей Прокофьев написал эпическое музыкальное полотно для "Александра Невского", счастливо совпав с гениальным Сергеем Эйзенштейном. Увертюру к фильму "Дети капитана Гранта" Исаака Дунаевского стали исполнять на симфонических концертах.
В это же время в Италии "Ночами Кабирии" началось эпохальное сотрудничество Федерико Феллини и Нино Рота. В Голливуде жанр музыкального кино развивался иным путем, при поддержке таких титанов как Джордж Гершвин, Ирвин Берлин и Коул Портер. Потом было еще достаточно много замечательных композиторов, которые создавали масштабные звуковые полотна, но всё же эта музыка при всей своей мощи и выразительности оставалась в роли "служебной функции", всего лишь поддерживая происходящее на экране.
Эннио Морриконе, видимо, был первым композитором, у кого не песня из фильма, а именно саундтрек, звуковая дорожка, предназначение которой всего лишь создавать фон, вышла за рамки кинокадра и зазвучала как самостоятельное произведение. Произошло это в самом начале его творческого пути, в 1966 году, когда вышел вестерн Серджо Леоне "Хороший, плохой, злой". К тому времени 39-летний Морриконе уже имел за плечами учебу в консерватории, которую окончил по трем дисциплинам: как композитор, как специалист по инструментовке и как трубач, опыт выступлений в инструментальном ансамбле, в написании аранжировок и первые пробы работы в кино.
Эннио Морриконе - Хороший, плохой, злой
Эта тема сопровождала Морриконе всю оставшуюся жизнь. И это главное отличие его музыки от абсолютного большинства музыкальных пьес, специально созданных для кино. Открутившись в прокате, фильм, как правило, отправляется в архивы и фильмофонды, лишь изредка всплывая на ретроспективных показах. Всесте с саундтреком. А киномузыка Морриконе начинает существовать самостоятельной жизнью.
Эннио Морриконе - Хороший, плохой, злой (сюита)
Причина этого феномена в том, что Морриконе, создавая саундрек вовсе не пытается иллюстрировать изображение - он создает параллельную тему, которая не иллюстрирует, а глубоко дополняет, раскрывает на эмоциональном уровне тонкие нюансы, которые не попали в поле зрения кинокамеры.
Отличный пример - музыка, написанная для фильма "Однажды в Америке". Режиссером ленты опять был Серджо Леоне. Они с Эннио сделали вместе много фильмов, что неудивительно, ведь они были одноклассниками - учились вместе. Жесткое и суровое эпическое полотно, повествующее о карьере гангстера в Америке сопровождает трепетная и щемящая мелодия, напоминающая о нищем детстве главного героя и о его романтических увлечениях.
Эннио Морриконе - Однажды в Америке
Самой популярной мелодией их всех 450-ти картин, для которых написал музыку Морриконе за 60 лет работы в кино - тема, прозвучавшая в кинофильме "Профессионал". Её популярность намного превзошла успех фильма, довольно типичного шпионского боевика, несмотря на прекрасно сыгравшего главную роль Жана-Поля Бельмондо.
Короткой пронзительной лирической мелодии оказалось достаточно для того, чтобы гибель героя фильма приобрела масштаб шекспировской трагедии, а фильм вошел в "золотой фонд" мирового кино.
Эннио Морриконе - Профессионал
Тарантино, большой поклонник фильмов Леоне, пригласил Морриконе написать музыку к своему вестерну "Омерзительная восьмерка", перебросив таким образом, своеобразный мостик к временам, когда спагетти-вестерн был в Америке самым популярным киножанром. За саундтрек к этому фильму Морриконе получил "Оскара". Для него это стало лишь небольшим добавлением к объемной коллекции различных призов и к дискографии из семи платиновых и 27-ми золотых альбомов.
Перечень легендарных режиссеров, с которыми пришлось работать Морриконе - это список наиболее славных имён, без которых не сможет обойтись ни одна киноэнциклопедия: Бернардо Бертолуччи, Паоло Пазолини, Марко Феррери, Лилиана Кавани, Дарио Ардженто, Джузеппе Торнаторе, Франко Дзеффирелли, Джон Карпентер, Брайан де Пальма и еще очень много кто.
Кинокритик Антон Долин после ухода из жизни 91-летнего композитора заявил, что в мировом кинематографе не осталось никого, кто мог бы сравниться с Эннио Морриконе по масштабу дарования. С этим можно спорить - сейчас в кино работает множество исключительно талантливых музыкантов, в том числе очень молодых. В любом случае, вместе с Морриконе ушла целая эпоха, которая теперь переместится в учебники по истории искусства.