@buranovskie-babushki
«Бурановские бабушки» стали феноменом «Евровидения»
Шесть бабушек, живущих в удмуртской деревне – от пенсии до пенсии, с реальными печками, огородами, козами и коровками оказались интереснее и предпочтительнее, чем гораздо более «форматные» кандидаты. Пожилые бабульки с удмуртской завалинки с песней «Party for Everybody» легко обошли в своих лаптях в финальном голосовании дуэт псевдо-мужчины Димы Билана с не менее силиконовой бывшей «татушкой» Юлей Волковой.
Секрет успеха «Бурановских бабушек» по-тинейджерски прост и непритязателен – это интернет, помноженный на «изюминку». Но помимо искренности, секрет успеха «неформатных бабушек» не понять без осознания того, во что сегодня превратилось «Евровидение».
Теперь небольшую деревеньку Бураново в Удмуртии, от которой до самого ближайшего более-менее крупного населенного пункта – около 30 км, будет знать вся Европа. Бабульки, всю жизнь исполнявшие песни из русского и удмуртского фольклора в национальных костюмах на сцене сельского клуба, теперь – главное музыкальное открытие года, вне зависимости от того, какое место они займут на «Евровидении».
Столь солидного возраста участников «Евровидение» давно не знало. Самой пожилой бабушке — 76 лет (есть еще 86-летняя солистка, но она на конкурс не поедет). Правда, хорошую компанию бабушкам в Баку сможет составить еще один ветеран сцены — 75-летний британец Энгельберт Хампердинк.
Секрет успеха «Бурановских бабушек» по-тинейджерски прост и непритязателен – это интернет, помноженный на «изюминку». 4 года назад режиссер Павел Поздеев, когда готовил в Ижевске фестиваль «Новая песня древней земли», искал коллективы, которые могли бы соединить удмуртский фольклор с современным звучанием. Разрушить стереотипы согласились как раз «Бурановские бабушки», которые взяли 12 мировых хитов и исполнили их на удмуртском языке. Среди них были «Отель Калифорния» The Eagles, «Дым над водой» и «Солдат удачи» Deep Purple, «битлы» и многое другое. На Днях родного языка в 2008 году «бабушки» спели «Под небом голубым есть город золотой» Бориса Гребенщикова и «Звезду по имени Солнце» Виктора Цоя на удмуртском языке. Кто-то из зрителей записал выступление и выложил ролик в интернет. Так «Бурановские бабушки» стали местными звездами Рунета.
Хотя, дорожку, по которой пошли «бабушки», уж протоптала в начале «нулевых» группа «Иван Купала» со своим этно-миксом «Кострома», дальше этого эксперимента на общенациональном масштабе никто больше не засветился. Поэтому на «удмуртскую вечеринку» в клуб «Авиатор» в Ижевске, где выступали «Бурановские бабушки», заглянула продюсер Ксения Рубцова, которая работала в свое время с Людмилой Зыкиной. Увидев, как бабули зажигают рок-н-ролл, Рубцова быстро оценила потенциал новых звезд в лаптях и взяла бабушек «под крыло». В итоге 2 года назад бабушки уже штурмовали национальный отборочный тур «Евровидения» и на удивление всех заняли третье место!
На сцене в Москве «Бурановские бабушки» пели: «Мужа нет. Как вскопать огород одной? Как научить молодого жеребенка пахать? Как наткать тонко? Как накормить детей? Как жить дальше? Пучеко... пучеко...» (в переводе с удмуртского — пряжа неровная, с узелками).
«Все конкурсанты пели о любви, мы — о том, как достойно прожить жизнь, чтобы пряжа была ровная, без узелков. Конечно, сначала испугались, твердили: «Господи, куда нас понесло?». Больше всего я не хотела, чтобы мы с бабушками выглядели смешными. Готовились к тому, что молодежь будет смотреть на нас свысока. А нас постоянно подбадривали и хвалили! Мы заняли третье место и были уверены, что поднялись незаслуженно высоко. Но, видимо, пришло время, когда надо думать о чем—то простом, человеческом. Мы были искренними на сцене, это и подкупило зрителей», — говорят сами участницы.
Но помимо искренности, секрет успеха «неформатных бабушек» не понять без осознания того, во что сегодня превратилось «Евровидение». Из некогда подающего надежды музыкального фестиваля, взыскующего молодые таланты, этот конкурс выродился в унифицированное шоу с голубоватым привкусом, в триумф третьеразрядных посредственностей — в блестках и без. Если раньше «Евровидение» открывало таланты, то теперь оно хоронит их. Вспомните – кого из настоящих талантливых звезд «Евровидение» вывело за последние 20 лет на орбиту пусть даже не общемировой, а общеевропейской сцены? Кроме Даны Интернешнл в 1998 году и вспомнить особенно некого – да и то, победитель, мягко говоря «с душком». Последняя же звезда «Евровидения», пользующаяся всемирной известностью – Селин Дион, победившая в 1988 году. А ведь когда-то были ABBA, Сэнди Шоу, Хулио Иглесиас, «Чингиз-хан»…
В 60-80-е годы прошлого столетия «Евровидение» напоминало скорее общеевропейский смотр художественной самодеятельности, где даже исполнение песни в поп-жанре сильно зависело, насколько вы самобытны и находитесь в рамках собственной национальной культуры. Хотя по правилам «Евровидения», песня конкурсанта может быть написана на любом языке, это правило действует лишь с 1999 года. До этого c 1956 по 1972 годы и с 1977 по 1998 годы было обязательным исполнение песни исключительно на государственном языке страны-участницы. Но сегодня свобода представления песенного материала на любом языке по сути превратилась в негласный диктат английского языка (с привычным культурным исключением для Франции). И даже наши «бабушки» вынуждены петь припев на английском.
Как результат – «Евровидение», похоже, надоело не только своим слушателям, но и участникам. Все чаще на конкурсе за последнее десятилетие можно встретить откровенный стёб и китч со стороны самих конкурсантов. Кто-то, как Ирландия, решается обстебать конкурс со стороны своего представителя настолько, насколько это вообще возможно. Так, к примеру, в 2008 году Ирландия отправила на «Евровидение» бороться сказочного персонажа – пердящего кукольного индюка Дастина, исполнившего смешную песню «Irelande Douze Pointe» («Ирландия – 12 баллов»). По самому названию уже все понятно. Ну а кто-то решает по приколу «взорвать» китчем всю структуру «Евровидения», как это сделала в 2006 году финская метал-команда «Lordi», выступившая в костюмах инфернальных монстров. Их прикол, правда, не поняли и присудили победу — именно «за оригинальность». И смех и грех.
Но факт остается фактом: людям смертельно надоели однообразные скучные исполнители, выглядящие приблизительно одинаково, поющие обо одном и том же, одной и той же слащавой манерой. Вот почему в последние годы так четко проявилась тяга к карнавалу, к чертовщине, высмеивающей конформизм и единообразие, к национальным костюмам и танцам (особенно это характерно для участников из балканских стран). Вспомним хотя бы победу на «Евровидении» карпатских «варваров» украинки Русланы в 2004 году. Возможно, европейская публика снова потянулась к истокам – пусть пока еще неосознанно.
Вот почему «Бурановские бабушки», скорей всего, порвут всех на «Евровидении», растоптав блестки гламура своими домоткаными лаптями. Потому как сегодня на «Евровидение» могут победить только меньшинства. А поскольку однообразная бесполая евротуса, давно перестала развлекать даже саму себя, превратившись в унылое большинство, то традиционный бабушкин фолк с позиции явного меньшинства наверняка уделает всех одним своим появлением на сцене. Ведь все хотят именно такой глоток свежего воздуха, какого давно не хватает старушке Европе, да и всем нам. Жалко только, что если бабушки и победят, то их победа будет восприниматься, как чумовая, классная, сумасшедшая, но всего лишь аномалия для современного зрителя, слишком пресыщенного невиданными зрелищами.