@buranovskie-babushki
«Бурановские бабушки» - это феномен
С третьей попытки у «Бурановских бабушек» получилось завоевать путевку на Евровидение. И это красноречиво и парадоксально. Тот же Геннадий Гохштейн, правящий бал на телеканале «Россия», порывался послать их давным-давно.
Однако что на отборе «России», что на отборе на Первом канале каждый раз брали верх сиюминутные карьерные побуждения. Посылали чудовищного Алексея Воробьева, вызывающего идиосинкразию у большинства населения России, не то, что мира. Посылали кого-то еще, уже многие и не вспомнят их имена…
Феномен «Бурановских бабушек» пока большая загадка. Совершенно очевидно, что милые удмуртские бабульки не способны сами вести свою карьеру, даже подбирать репертуар. Их ведет умелая рука – и до поры до времени не стоит называть конкретных имен. Но у них получается то, что давно не по силам большинству артистов на нашей эстраде – просто быть искренними.
Скрестив удмуртские народные напевы с треш-попсом а-ля Верка Сердючка (ставшей, между прочим, второй на «Евровидении-2007»), получился удивительный симбиоз. Примеров, чтобы отослать к ним, просто не находится. «Бурановские бабушки» попадают сразу в несколько условных «форматов» Еврофеста – и как очевидные фрики, и как треш-поп, и как народники. Шанс победить, зацепив сразу много зрительских вкусов, очевидно велик.
Национальный отбор показал еще две важные вещи. Во-первых, у нас до сих пор не научились работать с живым звуком, хотя бы вокальным. Жертвами отечественных звукачей стали не только «Бурановские бабушки», но и добрая половина конкурсантов. А вообще жертвами устлано не одно Бородинское поле…
Во-вторых, как бы мы ни радовались возросшему аранжировочному мастерству российских артистов, петь живьем они по-прежнему катастрофически не умеют. Даже очень известные. Не помогает им хирургическая стоматология, отменно выбелившая улыбки многих звезд. Ладно бы Карина Кокс, делавшая карьеру под «сливочную» фанеру. Ладно бы Елена Максимова, из «рефлексовой» фанеры позднее загубившая романтические помыслы Павла Кашина, или фабрикантка Ирсон Кудикова, ни петь, ни играть на саксофоне так и не научившаяся.
Но ведь прилично петь вживую не в состоянии даже «звезда мюзиклов» Эд Шульжевский, даже отъявленные рокеры (им-то что эта фанера?) Riff Action Family. Да что там, возникает сомнение, Юля Волкова ли пела на татушной фонограмме «Нас не догонят»!
А самым трагическим моментом отбора можно считать погребение фантастически красивой песни Дениса Ковальского, устроенное певицей Павлой. Эх, какую феерию устроил бы Дима Билан (постоянно исполняющий песни Ковальского), взявшись ее спеть! Увы, история не знает сослагательных наклонений. Теперь вряд ли кто-нибудь решится оживить этот хладный труп. Отличная песня, которой так не повезло с исполнительницей…
Билан, впрочем, сделал все возможное и невозможное, чтобы представить блеклую песню Lil Eddie и Red Fly Music, написавших куда более яркие треки для мировых звезд уровня Jennifer Lopez и Kylie Minogue, сколько-нибудь удобоваримой. К тому же ему пришлось компенсировать полное отсутствие вокала у партнерши Юли Волковой. Но чуда не произошло. Что никак не умаляет невероятных талантов Билана, ставшего неоспоримо лучшим вокалистом этого вечера. Да что там, реальной «приглашенной звездой», как метко окрестил его Иосиф Пригожин в Твиттере.
Отдельно стоит сказать про отменных вокалисток, которые по разным причинам не смогли блеснуть песенным материалов и образом. Невероятная оперная дива Аида Гарифуллина стала жертвой самомнения Тимати. С чего он решил, что может петь с ней на равных, а не в качестве бэк-бормоталки, истории неизвестно. Но вместо чудесного голоса Аиды мы вынуждены были с самого начала трека слушать непоставленный и порядком севший бубнеж Тимати. Худшего представить невозможно. Голоса так и не удалось слить, контраст поющей и непоющего был настолько силен, что все смешалось в кашу. Искренне жаль Гарифуллину.
Зрители не оценили оригинальность и изощренность Farinelli Balls только потому, что для первого появления на телеэкране надо было выбрать максимально эффектную подачу. Контр-тенор Сергей Демьяненко с высокой партией почти справился (на четверочку для эстрады), а вот меццо-сопрано Юлианы Савченко элементарно не потянуло нижний регистр по контрасту. Сюда бы Иру Забияку из «Чи-Ли» - она бы показала, как надо эффектно петь с «кастратом». У Кати Савельевой, при всей евро-форматности, схожая беда – все прекрасно с вокалом, но у изюминка отсутствует по определению. У Елены Екимовой и Rene тоже общая беда – ничего не стоят соул- и r’n’b-техничность, если в песне нет изюминки. Полина Смолова вообще прыгнула выше головы, напрочь отказавшись от образа «белорусского прапорщика», но гибкости и интонирования ей не хватило даже в благодатном песенном материале.
«Бурановские бабушки», похоже, себя вообще не слышали (еще раз «спасибо» звукачам) и пели по наитию. Оттого было много несвойственных им ошибок, а в припеве спасал четкий ударный лейтмотив. Но они победили сразу всем: и изюминкой, и искренностью, и внутренним лучащимся светом.
Кстати, не все знают, что у бабушек есть одно сверхважное дело – они строят разрушенную в коммунистические годы церковь в родном селе Бураново. И все деньги от концертов, в том числе выигранные на телешоу «Кто хочет стать миллионером» 800 тысяч, тоже ушли на строительство церкви. Ее уже строят.
Таких представителей у России на «Евровидении» точно не было никогда.