@boney-m
«Sunny» – история солнечного хита, написанного в дождь
Автору удивительной мелодии «Sunny» – «Солнечно» – чернокожему музыканту Роберту Хеббу в жизни выпала нелегкая доля. Ему пришлось выбираться из ужасной нищеты. Бобби родился в 1938 году в Нэшвилле в семье слепых музыкантов. Зарабатывать на жизнь он начал в три года, сопровождая на сцене старшего брата Харольда, который в свои девять лет уже профессионально бил чечетку. Он так и рос, проводя на сцене времени больше, чем в школе и овладевая различными музыкальными инструментами.
Через некоторое время судьба, казалось, начала улыбаться Бобби. Овладев на профессиональном уровне игрой на трубе и на гитаре, он получил место в достаточно популярном джазовом оркестре. К тому же, он начал петь и писать собственные песни, которые пользовались определенной популярностью.
Планировалась первая пластинка, но произошла катастрофа: 22 ноября 1963 года был убит президент США Джон Кеннеди, а на следующей день в Нэшвилле, в ночном клубе, от удара ножом погиб брат Харольд, жизненная опора Бобби.
Музыкант достойно выдержал удар судьбы. На некоторое время он оставил работу, но занялся тем, что начал сочинять очень светлые песни, пытаясь доказать самому себе , что он не сломался. Всего через два дня после трагедии Бобби придумал музыку и текст, которыми хотел убедить самого себя, что после ненастья обязательно должно выглянуть солнце. Мелодия, ставшая темой его жизни и занявшая впоследствии 25-е место в списке самых популярных тем ХХ века, начиналась со слов: «Солнечно! Еще вчера моя жизнь была пропитана дождем…»
Явившись на лейбл «Филипс», с которым уже была предварительная договоренность на выпуск пластинки, Хебб принес с собой ноты 17-ти песен. Десять из них были отобраны для записи. Чуть позже, вдогонку, Боб принес еще одну песню – «Sunny». Прослушав её, продюсеры решили, что её нужно выпускать отдельно, как сингл. Опытные профессионалы почувствовали хит, однако решили, что с записью можно не торопиться.
Ноты пролежали в «долгом ящике» почти два года и наверное могли бы пролежать намного дольше, если бы не случайное происшествие, которое подтолкнуло цепь событий, изменивших жизнь Бобби Хебба. На лейбл «Филипс», у которого имелись офисы во многих странах мира, обратилась японская джазовая певица Мико Хирота, у которой также был контракт, с просьбой подыскать для неё какую-нибудь свежую музыкальную тему. Продюсеры полистали ноты, до времени отложенные - и наткнулись на «Sunny».
Вот так в Японии в 1965 году вдруг вышла лирическая джазовая баллада «Sunny» - совсем не в таком виде, как её задумывал автор.
На острове песня была принята достаточно хорошо, хотя до материка эта популярность не дотянулась. Тем не менее, после новостей с Востока, в 1966 году было принято решение всё же вернуться к песням Бобби Хебба и начать с «Sunny». И это было верное решение - сингл мгновенно взлетел на второе место национального хит-парада.
Музыкант таки дождался, когда в его судьбе засияет солнце - в 25 лет Бобби в одночасье стал звездой. Потом произошло еще одно счастливое совпадение: в Америку с последним концертным туром приехали «Битлз» и Бобби, как молодую звезду, пригласили выступить на разогреве у ливерпульской четверки. Это был уже международный успех.
Бобби Хебб вошел в историю поп-музыки еще и потому, что 29 августа 1966 года открыл концерт в Сан-Франциско, который стал последним публичным выступлением «Битлз».
Ведущий концерта, диджей и актер Джин Нельсон, вспоминал:
«Ночью в августе в Сан-Франциско ветер дует с моря. Обычно в это время холодно, ветрено и туманно. Это смешно, но на утренней репетиции, когда Бобби Хебб вышел на сцену, открытый стадион "Кендлстик-парк" был окутан именно таким плотным туманом. Вот он и спел в тумане свою "Sunny"...».
К началу концерта, туман, конечно, развеялся, а песню заметили буквально все главные вокалисты страны. Но первой была Шер, которая записала свою версию в том же 1966 году.
Это был ощутимый толчок для раскрутки песни, но еще более мощное ускорение трек «Sunny» получил, когда за него взялись настоящие гранды: Дюк Эллингтон сделал аранжировку для своего оркестра, а солистом выступил сам Фрэнк Синатра.
Внезапно оказалось, что простая на первый взгляд мелодия «Sunny» необычайно гибко может трансформироваться и органично звучать в любом музыкальном стиле. Самый популярный американский чернокожий фанк-певец Марвин Гэй записал версию в своем стиле.
Когда эстафету подхватил основатель стиля соул, «Мистер Электричество» Джеймс Браун, «Sunny» зазвучала совсем по-другому. Но опять же, словно она и была задумана именно так.
Одновременно с Гэйем и Брауном свою версию подготовил еще один чернокожий звёздный исполнитель, Стиви Уандер. И конечно, он вставил в аранжировку свою знаменитую губную гармошку.
Песня оказалась заразной, как вирус - её все хотели петь. Почти одновременно было записано больше десятка самых разнообразных версий. Самой лучшей из созданных во второй половине 60-х считается версия, сделанная слепым пуэрториканским певцом и гитаристом-виртуозом Хосе Фелисиано (запись 1967 года).
Вскоре появилась еще более фееричная версия, которую записал невероятный дуэт: Том Джонс и Элла Фитцджеральд.
В 1975 году к песне «Sunny» пришла «вторая молодость» или новое рождение, которое ей придал немецкий продюсер Фрэнк Фариан.
Всё начиналось, как отчаянная авантюра. Фариан послал на кастинг в голландское музыкальное телешоу запись трека во входящем в моду стиле диско, в котором все голоса и инструменты записал сам в домашней студии, подписавшись, как группа «Boney M» (на тот момент несуществующая). Когда он получил приглашение выступить, пришлось срочно объявлять кастинг и набирать вокалистов. Они были найдены среди эмигрантов с Карибских островов, проживавших в Британии и Германии: вокалистки Лиз Митчел и Марсия Барретт с Ямайки, модель Мэйзи Уильямс с острова Монтсеррат, диджей и танцор Бобби Фаррелл с острова Аруба. Исполнение мужской вокальной партии Фариан оставил за собой, отдав Фареллу право лишь танцевать на сцене.
Успех наспех собранный группы почти незнакомых друг с другом артистов оказался невероятным. Визитной карточкой группы стали два главных хита: «Daddy Cool» и «Sunny», которая засияла совершенно новыми, свежими красками. Сингл возглавил хит-парады в десятке европейский стран и стал многократно платиновым.
В 70-е «Boney M» были единственным поп-коллективом, который на равных конкурировал с группой «АББА». За десять лет«Boney M» продали 220 миллионов экземпляров пластинок. Они также пробили зияющую брешь в «железном занавесе», став практически первым западным коллективом, получившим широкую популярность в Советском Союзе и зазвучавшим в эфире. А после того, как песня вошла в саундтрек фильма Никиты Михалкова «Родня», она и вовсе стала «народной» и, пожалуй, остаётся такой по сей день.
В конце 80-х слава «Boney M» вместе с популярностью диско прошла, но солнечная мелодия «Sunny» ничуть не потускнела. Она просто перешла в другие стили.
Оказалось, что «Sunny» - отличная джазовая тема, на которую удобно импровизировать.
Она также отлично звучит в большом оркестре. Например, в репертуаре немецкого биг-бенда Тило Вольфа, когда с ним солирует американский джазовый певец Джон Дэвис...
...но не менее эффектно в исполнении молодежного джазового квартета из Кельна «Seven Hills», когда у микрофона находится прекрасная вокалистка Алина Хег.
Рок-певцы также внесли свою лепту, к примеру, Брайан Адамс или Jamiroquai, который приготовил оригинальную версию, которую показал на фестивале в Монтрё в 1995 году.