@alyona-lanskaya
Стало известно, сколько стоило участие Алены Ланской на Eurovision
После того, как в Швеции выступила Алена Ланская, бизнесмен и один из ее спонсоров, председатель Совета директоров ОАО «Амкодор» согласился на интервью «Комсомольской правде» и рассказал о том, как распределяются голоса на конкурсе и почему он решил финансировать белорусскую эстраду.
– Александр Васильевич, как вам «Евровидение» этого года?
– Картинка была великолепной. Для зрителей все прошло замечательно. Шведы используют в шоу самые современные технологии. Нашему телевидению надо их перенимать.
– Вы за кого-нибудь голосовали?
– Раньше я действительно сидел с карандашом у телевизора, ставил оценки и сравнивал, насколько мое мнение совпадает с мнением зрителей и жюри. Но в этом году за шоу я следил предвзято. Оценивал, насколько наша представительница Алена Ланская соответствует тем стандартам, которые демонстрируют другие. Я был увлечен полностью самой постановкой и оценкой песни, поэтому за других не голосовал.
– И как Ланская, соответствовала?
– Я абсолютно уверен, что где-то мы даже превосходили европейские стандарты. У нас было самое яркое и увлекательное шоу. По одежде и макияжу мы превосходили многих участников. Песня была тоже достаточно интересной. Во всяком случае, не было той заунывности, которую демонстрировала в этом году Европа.
– Но в итоге Алена заняла 16-е место в финале. Результатом вы остались довольны?
– Задача, которую я ставил команде Алены, – это выход в финал. Для нас это была победа! Если честно, я не думал, что европейцы смогут пропустить Беларусь в финал. На это есть разные причины, в том числе и политические. Я понимал, что за эти три года в конкурсе образовались свои междусобойчики, которые все решают. Не зря же я анализировал, как и за кого голосуют страны. Поменять эту закономерность в пользу Беларуси практически невозможно – для этого нужно участвовать не один год и с одной и той же командой. По моим оценкам, наша песня дальше десятого места не должна была пройти.
– Как только Алена прошла в финал, вы сразу ей позвонили, поздравили…
– Я действительно искренне порадовался за успех и сказал ей, что она молодец. Потому что для меня это тоже была неожиданность. Я не верил, что при той системе голосования, которая есть на «Евровидении», вообще возможно честно пройти в финал. Человек, который объявляет баллы, просто их называет, и никто в стране, в том числе и профессиональное жюри, не знает, как именно голосовали зрители и жюри. Это держится в строгой тайне. Это невозможно узнать. Все голоса – от зрителей и от жюри – отправляются в немецкую компанию Digame – она их как-то распределяет и выдает результат. Как это понять? Я не думаю, что есть человек в мире, который может раскрыть тайну голосования на «Евровидении».
– Думаете, кто-то говорит, какой именно результат нужно выдать?
– Это как в казино – как ни крути, а ты все равно проиграешь. Все заранее определено, т.е. выиграет все равно казино. Так и в этой ситуации. Букмекеры в европейских странах вбивают нам в голову, что победит конкретный артист, а это далеко не всегда объективно. И более сильные проигрывают вот этому заложенному уже в наши головы, фактически насажденному мнению.
– Если вы не верите в систему голосования, зачем тогда отправили Алену Ланскую на конкурс?
– Во-первых, сам конкурс – это одно из самых грандиозных шоу в Европе. Поэтому просто поучаствовать в этом шоу – огромная удача и опыт для артиста. После этого конкурса артист меняется, и думаю, он будет совершенно по-другому петь.
– Александр Лукашенко тоже поздравил Алену Ланскую?
– Да, насколько мне известно, после полуфинала Александр Григорьевич поздравил Алену с выходом в финал. Он понимал, что перед ней стоит очень сложная задача. Если мы сейчас сравниваем выход в финал Колдуна и выход в финал Алены – это совершенно разные два выхода в финал.
– А в чем разница?
– Изменилось отношение к Беларуси. Оно становится более предвзятым.
– Но ладно европейцы. А как вам ноль баллов от России?
– О том, что нам Россия поставит ноль, я был предупрежден заранее – получил эту информацию от российских коллег. Наши российские друзья сказали, что на ответственном за трансляцию телеканале (Первый российский канал. – Ред.) принято решение, что они не будут белорусам баллы ставить, т.к. белорусы все равно России баллы отдадут. Мол, со своими меняться не станем, а лучше эту работу проведем с западными странами. И если страны Скандинавского региона, Балтийские страны, южные государства имели за спиной соседей, могли рассчитывать на баллы и получили их – это четко можно проследить по результатам, то российский телеканал соседское голосование обратил исключительно в свою пользу… Я абсолютно уверен, что российский народ, который голосовал на сайтах за белорусскую исполнительницу и ставил ее в число лидеров, не мог так вдруг изменить свое мнение. Это не мнение российского народа, это игра телеканала.
– Почему вы, бизнесмен, уделяете столько внимания «Евровидению»?
– Если я сегодня занимаюсь так называемым белорусским шоу-бизнесом, в котором нет ни шоу, ни бизнеса, то я, как спонсор проекта, должен все изучить сам. Я знаю состояние белорусской и, может быть, мировой эстрады, а «Евровидение» – это кусочек в общем процессе. Из 39 стран-участниц наша Беларусь заняла 16-е место – так можно оценить, на каком месте находится наша культура.
– Ну, песня Алены далека от белорусской культуры…
– Это заблуждение. Мы показали не только песню, а полноценный сценический продукт. Готовила Алену белорусская команда. Промопродукцию делала молодой дизайнер, фотограф Анна Горбачевская. Она горела идеей хорошо показать Беларусь в Европе. Все идеи с постановкой номера, ее воплощением, принадлежат нам, белорусам. Наш Дмитрий Баранов проявил себя как лучший продюсер в нашей стране. А то, что мы наняли в балет и на бэк-вокал наших братьев из Сербии, – просто у нас мы не нашли бэк-вокалистов, которые могут сразу танцевать и петь. Мы приобрели такой опыт, который позволит нам подготовить к конкурсу любого артиста и найти те узкие места, с которыми нужно поработать.
– После того как вы столько денег вложили в Ланскую, может, и другие белорусские звезды обращались к вам за спонсорской помощью?
– Я не собираюсь никого продюсировать или кому-то помогать. У меня есть замечательные артисты – и Дария, и Алексей Гросс, и Иван Буслай, и Евгений Славич. Да, многие хотят прийти в наш продюсерский центр СПАМАШ, в том числе и известные артисты. Но идеология нашего центра – помогать молодым, никому не известным исполнителям. Мы еще победим на «Евровидении». Мы знаем секрет победы на этом конкурсе!
– То есть вы отправите на конкурс еще одного певца?
– В следующем году, возможно, один-два наших исполнителя примут участие в национальном отборе, но не для того, чтобы побеждать, а для опыта! Потому что тот же белорусский отбор – это хорошая возможность молодым артистам заявить о себе.
– Но конкурс – это еще и большие деньги. Говорили, что вы миллиарды потратили…
– Я вообще не знаю, откуда в печати появились такие баснословные суммы, если полные данные по финансам есть только у меня. Сегодня подсчитаны все наши расходы на участие в конкурсе, и я могу сказать, что в этом году мы на «Евровидение» потратили меньше всего денег по сравнению с прошедшими 10 годами. Готовили и продвигали Ланскую частники, а частники не позволят себе тратить деньги впустую. Если чашка стоит рубль, мы не платили два рубля, а платили 80 центов. Мы пошли по самому экономному варианту, потратили на подготовку Ланской к «Евровидению-2013» 265 274 евро. Из которых на подготовку и продвижение артиста ушло всего 154 844 евро.И в промопродукцию, через которую мы прежде всего рекламировали не саму Алену, а наш канал «Беларусь 1», продюсерский центр Спамаш, белорусские товары, мы включили только продукцию белорусских предприятий: куртки, конфеты, зефир, мармелад – все наше, отечественное…И я необычайно горд, что мы, спонсоры, потратили деньги, чтобы показать белорусский продукт. Сложно сказать, на Алену мы их потратили или на продвижение наших предприятий. Я так по-доброму подумал, что наши предприятия еще должны нам заплатить, что мы сделали им такой пиар. Это оправданно! Ведь когда теннисистка играет, к примеру, в форме Nike, ей эта компания бесплатно предоставляет всю экипировку. Ну такой, к сожалению, у нас практики пока нет…
– Вы столько денег тратите на «Евровидение», может, и другие белорусские бизнесмены захотят поучаствовать? (Напомним, спонсировать Ланскую на конкурсе Александру Шакутину помогал нефтяной магнат из Новополоцка Николай Воробей).
– Очень сложно отвечать за других. Кто-то любит спорт, кто-то образование, кто-то науку… Вот как у нас в интернете обсуждают и делят наши деньги? Это наше дело и право, кому и как ими распорядиться. Пускай скажут спасибо, что мы вкладываем деньги в культуру нашего народа. Это наша эстрада и мы хотим, чтобы мы жили в культурной стране. Мы помогаем детским домам, строим церкви, финансируем Театральную национальную премию, помогает Рождественским встречам в Оперном театре, спорту, чем можем. Будет доход, будем еще больше помогать.
– А сами певцы, без спонсоров, могут в Беларуси деньги заработать?
– Могут, но только на текущую жизнь. У нас ведь нет рынка для этого. У нас почему-то предвзято относятся к своему, белорусскому – к нашей эстраде, к нашим продуктам...
– Может, просто белорусскому продукту не достает качества…
– Нет, наши товары зачастую качественней, чем европейские. Это, к сожалению, стереотип такой – наше = плохо. Вот, съездите в любую европейскую страну. К примеру, в Германию. Немец будет знать, что баварское пиво лучше пива, изготовленного в его регионе. Но он не купит того, другого пива. Он будет пить только свое, потому что, выпив своего пива, он поддержит своего национального производителя, эти деньги пойдут в налоги и возвратятся ему каким-нибудь благами. У нас же философия совершенно обратная. Эта беда белорусской нации…
– Алена получает зарплату в центре Спамаш?
– Да, у нее есть заработная плата и ежемесячная премия. Гонораров нет – все деньги, которые наши артисты зарабатывают на концертах, переводятся на счета Спамаша. Я никогда не смотрел в зарплату артистов, я только им помогаю, если надо. Расходы, которые несу я, они намного больше, чем на «Евровидении».
– А вы сами как научились зарабатывать? Когда первый рубль получили?
– Я заработал первые деньги в 6 лет. Я в деревне рос, в Оршанском районе. Мама – доярка, папа – лесотехник, он погиб, когда мне было 2,5 года.В то время заготавливали корни и листья растений, и мы, дети, снимали кору с лозы, сушили и сдавали в приемные пункты (материал потом использовали в кожевенной промышленности). Так я в 6 лет заработал первые 20 рублей.
– На что потратили?
– Моя семья никогда не нуждалась в деньгах. Наверное, отдал маме. У нас всегда было абсолютно демократичное отношение к деньгам. Они лежали в тумбочке, и кто сколько хотел мог себе взять. Основным ограничителем была совесть. Не было такого года, чтобы я не зарабатывал. С 4-го по 7-й класс работал на стройке. Потом работал на мелиорации. Огромные деньги зарабатывал по тем временам. В студенческие годы опять на стройке.
– А о чем мечтали в детстве?
– Все свои мечты я уже реализовал. Я с детства был человеком практичным. Мне очень нравился главный герой книги «Угрюм-река», и мне захотелось, чтобы у меня был свой завод. Не важно, какой завод, лишь бы завод.
– Но начинали вы с медицины. Почему ушли?
– Я прошел путь от врача, заведующего отделением до директора медицинского центра Минского тракторного завода, который я создавал с нуля. Это была очень интересная работа, поскольку вместе со мной в центр пришло много единомышленников, которые хотели перевернуть отношение к медицине. Мы вводили новые методики диагностики больных, на основании западного опыта писали протоколы лечения, предназначенные для повышения ответственности врачей, ответственности пациентов за лечение. Но, к сожалению, потом возникли противоречия с руководством предприятия и я принял решение уйти в самостоятельный бизнес.
– СПАМАШ, пожалуй, самый удачный продюсерский центр на рынке в Беларуси, если не сказать, что он единственный. Название, говорят, вы посвятили своей дочке.
– Я впервые отвечу на этот вопрос, раньше об этом знали только близкие. Однажды я приехал на день рождения друга в Могилев. В тот день мне было очень плохо. Но там собирались мои бывшие коллеги по работе, комсомольцы, секретари обкома и т.д. – они настаивали на том, чтобы я приехал. Я пробыл там ровно час, пообщался со всеми. И там же я услышал Ваню Буслая и Алену Ланскую. Я был поражен тем, как они пели. Я уже надевал пальто, когда зампред Могилевского облисполкома Анатолий Глаз рассказал о судьбах этих ребят. Он сказал, что они много поют на корпоративах, чтобы зарабатывать. Меня их истории тронули, я переговорил с сыном, вернулся назад и сказал ребятам: «Если у вас будет желание приехать работать в Минск, то я создам для вас условия, чтобы вы реализовали себя как артисты». Мы ехали домой и обсуждали с сыном эту тему. И тут же придумали название продюсерскому центру. Оно было связано с личной трагедией в нашей семье. Название это – Светлой Памяти Маше Шакутиной (СПАМАШ). Моей дочке. Тогда перед собой я поставил цель, чтобы наши артисты прозвучали в Европе. Цель достигнута! Сегодня Алену прослушали в Европе миллионы людей…