Продвигай свою музыку
 
Петр Мамонов и Звуки Му
Петр Мамонов и Звуки Му
Петр Мамонов и Звуки Му
@petr-mamonov-zvuki-mu

Петр Мамонов показал спектакль-молитву на тексты VII века

user image 2018-12-10
по: showbizby
Опубликовано в: Интервью
Петр Мамонов показал спектакль-молитву на тексты VII века

Вера Петра Мамонова до поры до времени была будто обособлена от его творчества – и хоронилась за пределами публичных выступлений и интервью. В его последних спектаклях-концертах речь шла о Незнайке, описывались приключения деда Петра в современном городе, но не было ни слова о Боге и церкви. И вот эти слова появились – после того, как «дед Петр» прочел «Слова подвижнические», духовного писателя VII века Исаака Сирина о вере и смирении.

Произведение, заново переведенное митрополитом Иларионом (Алфеевым), поразило рок-музыканта «шквалом любви и нежности к человеку». В последние годы читающий, как он сам говорит, «только Евангелие и редко – Ветхий Завет», Петр Николаевич, войдя в материал, попробовал начитывать Исаака Сирина в домашней студии – и, как человек, до крайности требовательный к себе, остался недоволен. Соединить творческое и духовное оставалось только одним способом: сделать спектакль, который Мамонов назвал «действием-молитвой».

Петр Мамонов в спектакле «Как я читал святого Исаака Сирина».  Смотреть фото

Сцена в зале Центрального дома художников в Москве маленькая, но Мамонову и не нужно много места. Мешок на спине в первой картине «действия-молитвы» не мешал ему ковылять, согнувшись в три погибели под музыку из-за дощатой ширмочки к зрителю. Из мешка вытряхнуты оранжевые полотнища, прикреплены к ширме, за ними – зеленые. Следующий выход – в красной хламиде, в руках – не то лук, не то инструмент с одной струной-веревкой, за которую артист дергает, продолжая начитывать поучения отца Исаака переполненному залу.

«Святые отцы под фри-джаз?» – прикидывает зритель. Неожиданно, но слушается – и даже притаптывается в ритм.

petrmamonov201802.jpg

Поучения – ясные и прозрачные, фразы стройные, без умильности, вполне современные: «умирись сам с собою, и умирятся с тобою небо и земля», «прикрой падающего, если нет тебе от сего вреда: и ему придашь благодушия, и тебя поддержит милость Владыки твоего». Мамонов их кричит, своим хриплым голосом с натугой выпевает, проборматывает. Вот он прямо на сцене распиливает досочки и сколачивает себе скамеечку, как пустынник перед утлой лесной хибаркой, взбирается на черный табурет помолиться; вышагивает по сцене на маленьких ходулях. И рядом со всем этим – пританцовывающий под ритм, заданный его же пальцами, долговязый бас-гитарит, барабанщик, – внешне расслабленный, но в нужные моменты загорающийся; негромкий тромбон и дающий главную краску всей этой абстрактной, безмелодийной музыкальной картине синтезатор (музыкально оформляла спектакль группа «Совершенно новые Звуки Му»). Нот в песнях Мамонова, начиная с хита 80-х «Муха – источник заразы», всегда было немного – но для его собственных текстов их всегда хватало. Хватило и сейчас для молитв.

Неподготовленному зрителю понять смыслы микросценок было нелегко, в некоторых угадывались эпизоды житий святых, борющихся с бесами, плывущих по житейскому морю (актер двигался тут на табурете по полу, отталкиваясь длинным посохом). Кое-где вспоминались эпизоды фильма «Остров». В мамоновской творческой лаборатории каждая пробирка всегда стоит на только ему самому удобном и понятном месте. Петр Николаевич всегда ставит только ему понятные и необходимые творческие эксперименты, его никогда и ничто не тянет назад. То, что он делает, не поддается привычной логике. И здесь могло показаться, что артист перед нами устроил балаган, театр на площади, попытался сделать зримым заведомо невидимое.

petrmamonov201806.jpg

Мамоновский зритель идет на его представления, как на концерты, продолжая относиться к Петру, прежде всего, как к музыканту, сочинителю, от которого привычно ждать неожиданностей, и уже потом как к философу, а тем более как к проповеднику. В этот раз на фирменную музыку легли поучения одного из учителей Церкви. «Святые отцы под фри-джаз?» – прикидывает зритель. Почему бы и нет? Неожиданно, но слушается – и даже притаптывается в ритм.

Читать еще:
Петр Мамонов: О смысле жизни в 5 пунктах
Исполнилось 65 лет Мамонову – человеку, у которого есть шанс стать святым
Петр Мамонов: Богу неважно, что вы в Него не верите, главное, что Он в вас верит

Текст: Андрей Васянин, «Российская газета»
Фото: Александр Корольков

Читайте нас в Telegram Читайте нас в Яндекс.Дзен

Tags