@leningrad-sergei-shnurov
Феноменальный «Экспонат» от «Ленинграда» – 17 млн. просмотров за 10 дней
Очередной клип группировки «Ленинград» на песню «Экспонат», который был запущен в Сеть 13 января 2016 г., произвел настоящий фурор. Он продолжил серию блестящих клипов-фильмов из жизни простых россиян – необыкновенно метких зарисовок, которые многим покажутся страшно знакомыми.
Этим обусловлена небывалая популярность видео от Шнурова: «Экспонат» за 10 дней был просмотрен 17 миллионов раз! Восторженные поклонники предлагают выдвинуть клип на Оскара и видят в нем спасение умирающей российской комедии.
Главную роль в сатирическом ролике исполнила актриса Юлия Топольницкая. По сюжету девица собирается на долгожданное свидание с парнем своих грез. Находясь вне себя о счастья, она клеит ресницы, делает эпиляцию, просит модные «лабутены» у подруги и пытается влезть в джинсы, которые ей откровенно малы. Пройдя множество комичных испытаний, она, казалось бы, готова встречать суженого. Но коварная судьба решила иначе…
Выход шестиминутного ролика приурочен к 19-летию «Ленинграда». Создателем видео выступила режиссер Анна Пармас. Сама же композиция исполнена солисткой Алисой Вокс-Бурмистровой.
Продюсером Дмитрий Муравьёв, арт-директор Петр Бондаренко из продакшн студии «Fancy Shot» и исполнительница главной роли Юлия Топольницкая рассказали, как создавался клип.
Студия «Fancy Shot» работает с «Ленинградом» с 2013 года и сняла для группировки Шнурова клипы на песни «Сумка», «ЗОЖ», «Карасик», «Дорожная», «ВИП» и другие, суммарно набравшие на YouTube десятки миллионов просмотров. Кроме того, она сняла для группы «Сплин» видео на песню «Мороз по коже», а для рэпера Оксимирона – на трек «Город под подошвой».
В последнее время каждый новый клип «Ленинграда» становится событием. Чья в этом заслуга, кто выступает основным генератором идей? Сам Сергей Шнуров насколько в процессе участвует, если не снимается?
Дмитрий Муравьёв (далее ДМ): Выходишь на улицу и смотришь. Вот главный генератор идей. Получается смешно, потому что спецтально такого не придумаешь. По поводу сценарной части: Серёжа отвечает за музыку, мы – за видео. Мы получаем трек и придумываем, что и как будет, подбираем режиссёра, советуемся.
Приятно работать, когда заказчик тебе доверяет. Серёжа почти никогда не приезжает на съёмки и крайне редко вносит правки в наши экспликации и сценарии. А вот во время производства пять-шесть раз переписать аранжировку трека – это легко.
Есть какая-то странная русская болезнь – прийти к людям с просьбой сделать тебе продукт и после постановки задачи начинать их учить, как и что делать, находясь абсолютно в другой сфере. Группировка «Ленинград» и Сергей Шнуров – невероятное исключение.
У некоторых треков, например, у «Экспоната», есть чувство, что песня писалась «под видео». Бывает такое, что музыка и видеоряд создаются одновременно или всё же сначала всегда появляется дорожка?
ДМ: Первым всегда идёт трек. Ощущение, что песня написана под видео – огромная похвала режиссёру-постановщику и режиссёру монтажа. На этом клипе режиссёром была Аня Пармас, монтировал Павелс Фукс.
Как в клипе появилась петербурженка Юлия Топольницкая? Кажется, без неё бы так хорошо не получилось.
ДМ: Кастинг, видеопробы. Четыре дня подряд. Более 200 отсмотренных актрис. Юля — умница, удивительно органичная актриса. И, что было критически важно для её роли, она не боится смеяться над собой.
Где проходили съёмки? Вот эта вот квартира с половинкой ремонта специально готовилась для клипа?
ДМ: Это всё – декорация. Мы сняли павильон на «Ленфильме» площадью 700 квадратных метров, и наш художник-постановщик Аня Козлова со своей командой провела там четверо суток. Поскольку мы с Петей (Пётр Бондаренко — арт-директор и совладелец Fancy Shot) изначально обсуждали стилистику режиссёра Жана Пьера-Жёне («Амели»), довольно быстро стало понятно, что нет такой квартиры, в которой оператор сможет и свет хороший поставить, и общие планы снять, и развернуться на телеге.
Наряд действительно подбирали под вырезку из журнала с Викторией Бэкхем? И «Лабутены»-то в клипе всё-таки ненастоящие?
Пётр Бондаренко: В клипе – «ТИПАлабутены»! Фотография Виктории была сделана прямо на площадке перед началом съёмки. Мы одели Юлю в образ и сфотографировали на зелёном фоне. Затем путем нехитрых манипуляций в фотошопе мы подставили голову Виктории Бэкхэм. Так было просто проще. Стиль был придуман нашей художницей по костюму Лерой Дергачёвой.
В конце клипа как будто намёк на продолжение. Не планируете его снимать?
ДМ: Мы всегда оставляем лазейку. Приятно поймать зрителя на пиковом моменте и дать ему возможность придумать свой финал, поспорить с друзьями, развить. Я ещё со времён «Сумки» хочу сделать кроссовер с героями из разных клипов, но пока нет подходящего повода. Но шанс мы оставляем всегда. Когда-нибудь сделаем.
Ролик не даёт полного понимания, о том, как авторы относятся к главной героине – сочувствуют или высмеивают. Или тут смесь и того, и другого?
ДМ: Ролик старается показать положение дел, а оно таково, что в этой стране женщина совершает невероятные усилия и телом, и мозгом, чтобы выйти замуж. В этом авторы ей очень сочувствуют. А над тем, что она поход на выставку так воспринимает, авторы как раз смеются.
Есть ли тут какая-то привязка к полу героини? Этот клип мог бы быть о парне, скажем, который также на свидание собирается или это история о девушке?
ДМ: Мог бы, только вот песня про девушку. К тому же, мы этим клипом фактически разоблачили всех девушек, показали проблемы и длительность подготовки. Если бы история была про парня, с другим треком – никто бы не поверил. Ты вот сколько собираешься на свидание? Душ, оделся и пошёл. Нет материала!
Вы вдохновлялись творчеством Рэйчел Блум? Клип «F*ck Me, Ray Bradbury» очень похож на «Экспонат».
ДМ: Видел этот клип ещё пару лет назад. Вообще, вдохновляться чужими клипами при производстве своих – дело сомнительное. Получается многократное копирование без знания первоисточника. Мы же не знаем, какие мудборды были у Рэйчел. И повторяем только конечный продукт.
Rachel Bloom «F*ck Me, Ray Bradbury» (Опубликовано15 августа 2010)
Нашим главным референсом были «Деликатесы» Жана-Пьера Жёне и ролики агентства Weiden + Kennedy London для масла Lurpak.
Комментаторы на YouTube заметили, что в ролике достаточно тонкий юмор, хорошая актёрская игра и, самое главное, мат звучит очень естественно. Многие пишут, что вам пора спасать российскую комедию. Нет планов такой командой снять полноценный фильм? Возможно, музыкальный – в стиле «Экспоната».
ДМ: В России есть такая смешная карусель. Начинаешь делать клипы, потом рекламы, потом дорогие рекламы, дорогие клипы, короткий метр, фестивали, и вот ты уже на полном метре. С одной стороны – это здоровый рост. С другой – из-за этой карусели в индустрии клипов и диджитал-рекламы почти всегда профаны, или же те, кто скоро уйдёт. Нам интересней занять нишу высококачественной рекламы и клипов и жить в ней, ведь рынок свободен.
Есть планы сделать цикл новелл, но влезать в производство полного метра я как продюсер однозначно не готов. Хочется выйти на европейский уровень подготовки по 2-3 месяца для ролика на 15 секунд, это не менее интересно.
При любой возможности мы стремимся снимать за рубежом. Успели уже поработать в Индии, Финляндии, Украине, Португалии и Индонезии. С февраля, наконец, заявим о себе как не только о продакшне, но и как о креативном агентстве. По сути, мы и так занимаемся этим уже пару лет, но нужно дать понять клиенту, что можно прийти к нам напрямую и получить весь спектр услуг. На данный момент у нас в обойме несколько очень сильных русских режиссёров, итальянцы, португальцы, индийцы, есть даже один американец.
Вообще, что думаете о жанре российской комедии сейчас? Смотрите? Многие считают, что начался какой-то прогресс с фильмами вроде «Горько!» и «Страны ОЗ».
ДМ: Не смотрю. Пока основной задачей русского кино будет отбиться на пре-продакшне за счёт спонсорских денег с полным наплевательством на прокат, мы не увидим там ничего хорошего.
Конечно, если исключения. «Как я провёл этим летом», «Дурак», «О чём говорят мужчины» — отлично! К «Горько!» неоднозначное отношение. Наверное, это просто совсем не моё, хотя как явление — любопытно. «Хардкор» Ильи Найшуллера интересно посмотреть.
«Экспонат» — абсолютно женский клип. Я уверен, что мужчина-режиссёр так бы не снял. Аня Пармас всё сделала просто феноменально, как и всегда. Так же было очень важно поймать тонкую грань — по работе камеры и общему стилю. Мы пригласили оператором-постановщиком Антона Жабина, настоящего мастера портретов и французского стиля. На этом проекте делали не только обычную раскадровку и мудборды, но и собрали картонный макет, в котором Аня, Антон и Петя решали вопрос ракурсов. Потом смонтировали аниматик из рисованной раскадровки и фото макета. Приятно, что то, во что команда из более чем 60 человек вложила столько сил, было так хорошо принято зрителем.
Про ход съёмок мы уже знаем. Но как там работалось? Какова была атмосфера на площадке?
Юлия Топольницкая: С первой минуты я влюбилась в женщину-режиссёра. Во-первых, это первая женщина-режиссёр, которую я вижу. А, во-вторых, она настолько крутая, что складывалось впечатление, что я знаю её всю жизнь. Она очень помогала раскрепощаться на площадке, постоянно подбадривала меня и говорила, какая я талантливая. Это очень приятно. Вся съёмочная команда — безумно добрые и отзывчивые люди. У меня было ощущение, что они ко мне относятся, как к сестре или дочери. Эти люди знали, что хотят сделать крутой продукт и делали его. Каждый человек относился к работе очень ответственно — будь то гримёр, костюмер, продюсер, декоратор, техник! Все шли к одной цели. В общем, атмосфера была кайфовая.
Ты следила за реакцией на ролик в сети? Обидные комментарии читала?
Когда вышел клип, я очень переживала, что будут плохие отзывы об актёрской игре. И очень обрадовалась тому, что их нет. В основном люди критикуют недостатки моей фигуры, но на это мне наплевать. Фигуру можно сделать. В целом, приятные ощущения. Мне очень нравится песня, и я напеваю её уже третий день. Хотя пою я не очень.
Как ты относишься к своей главной героине? Клип можно воспринять и как комедийную драму о тяжёлой девичьей доле, и как историю о женском коварстве (она ведь себя фактически за другого человека пытается выдать, чтобы выйти замуж).
Мне жалко мою героиню, потому что она, как и все женщины, вынуждена подражать идеалам. Сейчас модно быть худой, слишком худой и все, как подорванные, питаются правильно, сидят на диетах и ходят в зал! Это просто модно. Так же, как раньше было модно курить и носить штаны-трубы. Я и сама на это клюю и тоже худею, если честно. Просто очень многие женщины не ценят свои внутренние качества, душу, эмоции, доброту, заботу — что на мой взгляд и цепляет мужчин. Мы все вынуждены притворяться и строить из себя совершенно других людей. В общем, просто нельзя изменять своим желаниям, мечтам, своему мнению. Над этой темой я могу размышлять вечно.
Наверняка у тебя есть какая-нибудь забавная история о съёмках.
После первого съемочного дня мне заказали такси! Мы выходим с кастинг-директором и я говорю: «Так как я звезда, я поеду только на "Мерседесе"!» Мы над этим посмеялись, а потом смотрим — реально стоит чёрный дорогой «мерс». Оказалось, что она случайно перепутала Uber X и Uber Black. И я действительно ехала как звезда.
Ленинград «Экспонат» (Опубликовано13 января 2016)
Продакшн и продюсирование: Fancy Shot Agency