Продвигай свою музыку
 
ili-ili
ili-ili
ili-ili
@ili-ili
 

Blog

«Шчучыншчына» – шуточную песню-мем поёт вся Беларусь

«Эту песню невозможно выбросить из головы», «Пою уже третий день подряд» – жалуются белорусы в Интернете на песню,  «Щучинщина», бесхитростно прославляющую город Щучин. Это небольшой городок, всего 15 тысяч жителей, но с древней, 500-летней историей и большим количеством исторических памятников. Таких городов в Беларуси очень много. Клип получил вирусное распространение, активно репостится в соцсетях, а на ТикТоке даже появился стихийный челлендж.

Номер задумывался для проекта «ЧинЧинЧенэл» – это канал на YouTube, который в середине августа открыли актеры театра имени Купалы Михаил Зуй и Дмитрий Есеневич. 

На этом «БелГосЮтубКанале» действуют два юмористических персонажа, два чин-овника, старательно несущих нелёгкую службу бюрократа. Образы были придуманы артистами довольно давно и регулярно появлялись на театральных капустниках с различными безумными чиновничьими идеями, вроде установки за кулисами турникетов при выходе на сцену. 

Для вокалистки, Лены Зуй-Войтеховской также был придуман народный ёрнический персонаж: безмятежная провинциалка, искренне любящая «свой родны кут», Елена ЖелудOk. Посёлок ЖелудОк, кстати, реально существует и он тоже расположен в Гроднинской области, совсем недалеко от Щучина. Это совсем уж маленькое местечко, меньше тысячи жителей и тоже с пятисотлетней историей.

Купаловский театр очень музыкальный – в его репертуаре имеется целый ряд спектаклей-концертов, было еще множество параллельных музыкальных проектов и групп. Михаил Зуй и Дмитрий Есеневич участвовали во всех самых заметных. Они входили в состав очень популярной в Беларуси группы «Детидетей» – авторского проекта актрисы Анны Хитрик – потом организовали собственную группу «ili-ili», исполняющую музыку в иной стилистике. Сейчас у них есть еще один музыкальный проект, под названием «Zui», в котором солирует Елена Зуй-Войтеховская, жена Михаила. Но и этого артистам было мало: песни рождаются постоянно. 

Модный белорусский тренд: каждый город, район и деревня разрабатывают новый флаг на основе национального бело-красно-белого. Не избежал этого и Щучин.

Псевдо-народную «Щучинщину» Михаил Зуй придумал довольно давно, просто наткнувшись где-то в прессе на забавно звучащее слово. Вообще-то белорусскому языку несвойственно обилие шипящих – это влияние польских соседей. Но при желании можно составить очень забавные фразы, которые сами по себе – уже юмористическая сценка:

Шчучыншчынскі шчупак шчыра шанаваў шаркаўшчынскую шчупачыху. Шлюбаваліся ў Шышчыцах. Швагер са Шчомысліцы, швагерка шабаноўская шчодра сёрбаўшы боршч ашчушчалі шчасце. "Запошчу!" - заплюшчыўшы вочы шаптаў шчарбаты палясоўшчык з пляшкай "Пшанічнай".

Щука из Щучина ("щука" по-белорусски мужского рода – "шчупак") искренне полюбил щучиху из Шарковщины. Поженились в Шищицах. Шурин из Щомыслиц, невестка из Шабанов (район Минска, все географические названия - реальные), щедро хлебая борщ, ощущали счастье.  "Я начну!" - закрыв глаза прошептал щербатый лесник с бутылкой "Пшеничной".

.jpg

«ЧинЧинЧенэл» сознательно делается в любительской стилистике, он как бы сделан на коленке. Этим достигается сразу несколько целей. Примитивный хромакей образца начала 90-х, когда солистка висит в воздухе, а на фоне мелькают природные «красоты» Беларуси, вырви-глаз титры, аранжировка и простая мелодика на уровне «Ласкового мая» – это одновременно и пародия на кондово-пропагандистский уровень белорусского государственного телевидения, которое не особо изменилось с начала 90-х годов, и технологичность в изготовлении. Все ролики сознательно снимаются на смартфон, часто даже без штатива. При этом смонтировано видео вполне профессионально. За техническую часть полностью отвечает всего один человек: Андрей Кашперский.

Но главное – это действительно очень смешно. Хотя многих сбила с толку абсолютная серьезность и достоверность персонажей, а также шеврон с красно-зеленым «старым» государственным флагом Беларуси на белоснежной рубашке исполнительницы. Всё в клипе до такой степени выдержано в духе официальной государственной пропаганды, которая прямо сейчас льется с экранов, все движения, улыбки и подмигивания, что понимание, что авторы ролика просто-напросто тонко издеваются, приходит не сразу. И ведь – невозможно подкопаться! Если сейчас в Минске на улице запеть или  запустить фонограмму «Перемен» Цоя, то к концу фонограммы непременно будешь арестован (что не раз и происходило). А вот «Щучинщину» можно петь сколько угодно – ведь это просто приглашение приехать в замечательный белорусский городок.

С какой стороны не рассматривай скетчи из «ЧинЧинЧенэл», ничего оппозиционного вы в них не найдете. Этого там и нет. Как оказалось, не нужно разоблачать, клеймить и выводить на чистую воду. Достаточно показать чиновника таким, какой он есть, практически ничего не меняя: доброжелательным, старательным и бесконечно ограниченным – и уже получается смешная и острая сатира, причем не только на двух отдельных персонажей, а на всю систему. Потому что с подобными личностями в реальной жизни встречался каждый.

Как признался в разговоре Дмитрий Есеневич, соавтор текста, в какой-то степени они ориентировались на стиль знаменитых британских пересмешников, группу «Монти Пайтон». Хотя влияние современного стиля Stand up, конечно, тоже чувствуется. 

Актеры купаловского театра в августе стала героями политических новостей, когда вся труппа уволилась в знак протеста против произвола властей при разгоне мирных митингов. Директор театра Павел Латушко не только поддержал актеров, но вошел в Координационный Совет оппозиции. 

Оставшиеся безработными актеры, как ни странно, сегодня необыкновенно заняты, они буквально нарасхват: съемки, проекты, выступления. Они восстановили в видеоформате классический спектакль Янки Купалы «Тутэйшыя» («Здешние»), который ранее был снят из репертуара за «излишнюю белорусскость». Ролик за неделю набрал 270 тысяч просмотров – нереально большая цифра для белорусскоязычного видео.  

«ЧинЧинЧенэл» вообще и карьера Елены ЖелудOk в частности точно будут и дальше развиваться. Скорее всего, это выльется в отдельную концертную программу, на которую уже есть спрос. «Это нужно показывать в каждом городе», – пишут в Интернете. Песни у Михаила для этого имеются, а образы пошли в народ. «Шчучыншчыну» уже называют неофициальным гимном белорусского сопротивления, имеется академическая версия, которую записала оперная дива Маргарита Левчук, а также появились анекдоты – а это один из главных признаков подлинной народности. Например, вот этот: 

– Что-то давно нашего президента по телевизору не показывали. Куда он делся?
– Да решил всё бросить и уехать на Шчучыншчыну!

Артисты объявили челленж на песню  – теперь уже официально – с использованием названий своих населенных пунктов. И вот тут в Беларуси открываются огромные возможности...

00konkurs11.jpg