Продвигай свою музыку
 
George Harrison
George Harrison
George Harrison
@george-harrison

«Тихому битлу» исполнилось 75 лет

user image 2018-02-27
по: showbizby
Опубликовано в: Память
«Тихому битлу» исполнилось 75 лет

25 февраля исполнилось 75 лет со дня рождения одного из величайших рок-музыкантов XX века, гитариста «The Beatles» Джорджа Харрисона. Он числится в списке «100 величайших гитаристов всех времен» по версии журнала «Роллинг Стоун», а среди его авторских вершин такие песенные жемчужины, как «Here Comes the Sun», «Something», «While My Guitar Gently Weeps» и «My Sweet Lord».

Путь Харрисона, как композитора, был извилист: ему было не с кем сотрудничать в плане сочинения музыки, но при этом, по его собственным словам, «нужно было создавать такие песни, которые было бы не стыдно помещать на альбоме рядом с песнями Джона и Пола». И Харрисону удалось не затеряться на фоне таких колоссов композиции, как Леннон и Маккартни, создав свой, абсолютно индивидуальный музыкальный стиль.

На пике битломании газеты называли Харрисона «тихим битлом». Действительно – никаких скандальных или просто громких публичных заявлений, никаких амурных историй на радость таблоидам, просто серьезный парень с гитарой в руках. По молодости эры рок-н-ролла еще почти никому не было понятно, что любой громкий рок- или поп-музыкальный феномен не может существовать без своего невидимого миру гения.

Точно так же, как феномен Элвиса Пресли вряд ли бы состоялся без гитаристов Скотти Мура и Джеймса Бертона, как «Rolling Stones» очень многое потеряли бы в звучании без малоприметного для широкой публики бас-гитариста Билла Уаймана, так и «The Beatles» без музыкальных хитростей Джорджа были бы далеко не той группой, которую мы знаем и любим.

А по-другому быть и не могло – музыка для Джорджа была всем. Так шло с самого детства, с песен, которые распевала его мать, и с номера Элвиса «Heartbreak Hotel», который юный Джордж услышал в 1956 году.

Назад пути не было: тогда же Джордж стал владельцем простой акустической гитары, а вскоре он свёл знакомство с Полом Маккартни и стал музыкантом группы, называвшейся еще «The Quarrymen». Дальнейшее известно: из полной неизвестности он взошел на олимп рок-н-ролла и превратился в «тихого битла».

Публике было не до музыкальных изысканий гитариста, а зря: новаторское применение ситара в номере «Norwegian Wood» («Норвежский лес») в 1965 году состоялось именно по инициативе Джорджа. Не будет преувеличением сказать, что карьера Джорджа в рядах «The Beatles», помимо прекрасных песен – еще и история совершенствования самого понятия гитарного соло в рок-музыке. Начиная от простейших рок-н-ролльных проигрышей в раннем творчестве группы и заканчивая изощренными и эмоциональными соло в «While My Guitar Gently Weeps» («Пока моя гитара нежно плачет», 1968) и «Let It Be» («Пусть будет так», 1970). Превращение «бит-квартета» в «величайший рок-состав всех времен и народов» – это заслуга и Джорджа, как серьезного инструменталиста и аранжировщика.

Сольная карьера Джорджа поначалу выруливала куда-то не туда – создавалось впечатление, что сам музыкант боится показаться публике слишком уж прямолинейным рокером. Как бы то ни было, а пьеса «The Inner Light» («Другой свет») и дебютный сольный альбом Джорджа «Wonderwall Music» («Музыка чудесной стены», 1968) создали у публики впечатление о музыканте, чересчур увлеченном индийской культурой. Второй сольник «Electronic Sound» («Электронный звук», 1969) оказался чисто электронной работой вообще без гитар, но с генераторами шумов и модным синтезатором Moog в роли ведущих инструментов.

Явление настоящего Джорджа как сольного артиста произошло лишь с тройным альбомом «All Things Must Pass» («Всё должно пройти», 1970), до сих пор признающимся лучшей работой музыканта. По его собственным словам «альбом стал и продолжением творчества в The Beatles, и одновременно актом освобождения от этой группы».

Далее в своей карьере Джордж сторонился громких работ и громких деяний. Единственной крупной акцией стал благотворительный концерт «The Concert For Bangladesh» («Концерт для Бангладеш»), состоявшийся 1 августа 1971 года в нью-йоркском зале «Madison Square Garden» и воплотивший идеи Джорджа и индийского музыканта Рави Шанкара.

Джорджу было всегда удобнее оставаться в тени, тем более при его постоянной боязни грабителей. А после убийства Джона Леннона музыкант удалился из публичной сферы едва ли не окончательно.

Тем триумфальнее было возвращение на поп-сцену в конце 80-х в составе супергруппы «Traveling Wilburys», собравшей в студии звезд высшего рок-эшелона: Роя Орбисона, Тома Петти и Джеффа Линна. Джордж Харрисон оказался лидером этого коллектива. В 1988 и 1990 годах музыканты записали два альбома, продемонстрировав профессионализм и прекрасный вкус.

georgeharrison75b.jpg

«Я ничего особенного не делаю – просто играю на гитаре и сочиняю песни», – эта фраза Джорджа из интервью 70-х годов могла бы стать его эпитафией. Он не стремился придавать публичности свои недуги и его кончина оказалась неожиданной, а потому трагичной вдвойне. Но музыка Джорджа жива.

И если вы слышите песню «Битлз», то перед вашими глазами всегда окажется помимо образа трех в меру разбитных весельчаков фигура самоуглубленного серьезного гитариста, одного из первых в своем роде на нашей планете. В рок-н-ролле всегда найдется место для серьезных личностей и одновременно «хороших парней» – именно это Джордж и доказал всей своей жизнью и карьерой.

Харрисон единственный из «Битлз», кто написал свою автобиографию («Я, мне, мое»). Он также основал успешную кинокомпанию «HandMade Films» и стал кинопродюсером, выпустив такие фильмы, как «Житие Брайана по Монти Пайтону», «Бандиты времени», «Уитнэйл и я» и «Карты, деньги, два ствола». Среди наград Харрисона – Орден Британской империи (1965), «Оскар», 13 «Грэмми» и звезда на Голливудской аллее славы.

Ринго Старр: «Джордж обожал искать нужную ноту. Послушайте любое его соло – и вы поймете, что там все идеально».

Хантер Дэвис: «Джордж отличался от Джона и Пола тем, что они писали песни, а он выражал чувства. Джорджу хотелось сочинять, только когда этого требовала его душа, как в плохие, так и хорошие моменты жизни».

Джордж Харрисон: «Написать песню означает то же, что сходить на исповедь».

Читать еще:
Найдена неизвестная песня Джорджа Харрисона
В Москве совершен кришнаитский обряд в память о Джордже Харрисоне
Фильм о Джордже Харрисоне вышел в российский прокат

Текст: Всеволод Баронин, ТАСС

Сохранить

Читайте нас в Telegram Читайте нас в Яндекс.Дзен

Tags