Продвигай свою музыку
 
Eurovision / Евровидение 2021
Eurovision / Евровидение 2021
Eurovision / Евровидение 2021
@eurovision-2021
Беларусь больше не сможет участвовать в «Евровидении»

Исполнительный совет Европейского вещательного союза после специального совещания принял беспрецедентное решение: приостановить членство белорусской телекомпании БТРК (Белорусской телерадиокомпании). Депутаты Евросоюза от разных стран уже неоднократно обращались к руководству ЕВС с предложением исключить Беларусь из своего состава, однако устав организации не предусматривает такой возможности. Тем не менее, Исполнительный совет всё же нашел, как выразить своё отношение к политике белорусского телеканала.

В марте оргкомитет принял решение исключить Беларусь из конкурса «Евровидение-2021» после того, как песня представителей страны, группы «Галасы Зместа», была признана политически направленной.

Дирекция белорусского канала высказала обиду, не понимая, какую политику удалось увидеть в невинном на первый взгляд тексте. Был предложен другой вариант, который тоже был отвергнут.

galasy. 01.jpg

Проблема, конечно, была не в тексте. Что именно заставило руководство ЕВС принять такое решение, было пояснено в специальном пресс-релизе, опубликованном после заседания Совета. В частности, в нём сказано:

«ЕВС внимательно следит за подавлением свободы СМИ в Беларуси и постоянно призывает БТРК, как члена ЕВС, отстаивать наши основные ценности: свободу слова, независимость и транспарентность.

После непрозрачных выборов со спорным результатом, прошедших в стране прошлым летом, мы проводим кампанию по защите независимой журналистики и свободы слова. Мы публично поддержали журналистов Белтелерадиокомпании, протестовавших против вмешательства правительства в их работу. Мы также следили за тем, как освещает эти события БТРК, и сообщали о своих опасениях руководству компании».

Как следует из пресс-релиза, «последней каплей» стали показанные по телевидению «признательные показания» белорусского блогера Романа Протасевича, взятого в заложники после угона самолета «Ryanair», явно полученные под принуждением.

«В свете этих исключительных событий у Исполнительного совета нет другой альтернативы, кроме как предложить приостановить членство БТРК в ЕВС».

У белорусского вещателя есть две недели на то, чтобы подать возражение, в противном случае это решение вступит в силу. Но нет ни малейших сомнений, что руководство БТРК не собирается менять свою политику.

Очередной членский взнос в ЕВС, который БТРК пыталась оплатить, был отклонён. Оргкомитет «Евровидения» снял напряжение, которое неизбежно возникло бы с началом подготовки к следующему конкурсу. Многие специализированные сайты и блоги, освещающие события на «Евровидении», уже заранее сообщили, что будут бойкотировать любую информацию об артистах, которые будут представлять на конкурсе Беларусь.

Приостановление членства влечет за собой для Беларуси не только лишение возможности принимать участие и транслировать «Евровидение», но также множество других неприятностей – в частности, лишение прав на трансляцию спортивных соревнований. Это поставит под вопрос существование целого канала БТРК, который специализируется на спорте. Беларусь лишится также большого количества программ культурного и просветительского характера, которые она получала бесплатно благодаря членству в Европейском вещательном союзе.

Группа из Баранович «Галасы Зместа» не очень расстроилась из-за того, что не попала на конкурс. Музыканты вполне понимают, что в Роттердаме им ничего не светило, но зато на родине у них полный карт-бланш. Для концерта самодеятельной группы, к примеру, была предоставлена сцена Национального академического театра. Она ведь всё равно пустует – все артисты уволились.

Читать еще :
Обзор второго полуфинала «Евровидения-2021»
Обзор первого полуфинала «Евровидения-2021»
На «Евровидении» смена фаворита, новый претендент на победу – Италия
Среди конкурсантов «Евровидения» начал распространяться ковид
Почему на «Евровидении» такая плохая музыка, но его всё-таки стоит смотреть
Оцениваем шансы основных претендентов на победу в «Евровидении-2021»
Белорусы требуют снять с конкурса «Евровидения» белорусскую песню

Победителем «Евровидения-2021» стал рок-н-ролл из Италии

Такое в истории «Евровидения» случилось впервые – чтобы музыкант, получая в руки «Хрустальный микрофон», провозгласил: «Rock'n'Roll never die!» – «Рок-н-ролл никогда не умрёт!». Именно это сказал Дамиано Давид, вокалист итальянской рок-группы «Måneskin». Интрига голосования на конкурсе 2021 года удалась на славу. Лидер менялся буквально после оглашения каждого очередного «твелв пойнтс гоуз ту...» Пока шло объявление баллов от телезрителей, поначалу лидировали три страны: Швейцария, Франция и Мальта, причем Гьонс Тиарс из Швейцарии пошел в отрыв.

Очень скоро ситуация стала кардинально меняться – Мальту стали оттирать из ТОП-3, но вперед вышла Франция. Однако к окончанию зрительского голосования на первую строчку вернулась Швейцария. Франция следом, на расстоянии каких-то сорока баллов; все остальные, казалось, отстали довольно сильно.

Все перемешалось, когда стали добавляться баллы зрительского жюри (такая петрушка происходит уже не в первый раз). Получив одномоментно 300 баллов, Италия, которую затёрли где-то во втором десятке, взлетела на первую строчку – и её уже никто не догнал.

00007.png

Зрительское жюри повело себя чрезвычайно сурово. Трём странам: Испании, Германии и Великобритании досталось от него по нолю (Все три входят в «большую пятерку»). Мальте досталось всего 30 баллов – в итоге бывшая фаворитка Дестини довольствовалась всего лишь седьмым местом. Зато приличная сумма досталась Украине, что позволило ей занять очень достойную пятую строчку.

Манижа, представитель России, по итогу получила результат гораздо выше, чем ей предсказывали. Почти всё время, пока принимались ставки и шла подготовка к финалу, Маниже давали вариант между 13 и 15 местом. Буквально за час до начала финального шоу прогноз для неё опустился до 17-го места. В итоге певица получила 201 балл и заняла девятую строчку. Учитывая уровень конкуренции, это совершенно прекрасный результат.

Результат Натальи Гордиенко (читай, Филиппа Киркорова) также можно считать великолепным: вместо 23-го места, который ей предсказывали, она закончила конкурс на 13-ой строчке. Весомым подспорьем стали 12 баллов, которые подбросили в копилку Молдовы пятеро московских судей-профессионалов. Не секрет, что все в этом составе – личные друзья Филиппа.

Итальянская группа «Måneskin» стала удивительным феноменом в истории конкурса, который можно сравнить только с невероятной победой металлистов «Lordi» в 2006 году. Только если триумф финнов можно было объяснить хотя бы фантастическими масками, то с «Måneskin» всё еще загадочней. Ведь итальянцы отлабали чистой воды воды классический рок-н-ролл. Ну, может, с небольшими рэп-вставками. Как можно победить, играя в таком винтажном стиле – вообще непонятно. Похоже, что «манескины» выехали на чистой энергетике. Этого добра у них действительно хватает. И это прекрасно.

«Манескины» в шоке от собственной крутости. Кадр из трансляции финала «Евровидения-2021».
Нельзя сказать, чтобы в мире наблюдался какой-то особенный подъем интереса к року. Этого как раз нет. Лишь в Америке гремит «Greta Van Fleet». Однако в 2018 году «Måneskin» с дебютным рок-альбомом заняли в национальном чарте Италии первую строчку, а потом с рок-н-роллом «Zitti E Buoni» стали победителями Сан-Ремо. И это тоже была сенсация, поскольку рок-н-ролл на этом фестивале не побеждал никогда.

Неужели трем парням и одной девчонке, наследнице Сьюзи Кватро, удастся устроить возрождение жанра? Ведь и на шестой строчке в финальной таблице «Евровидения» остановились рокеры из Финляндии «Blind Channel», которых тоже принимали «на ура».

0euroresult2021.jpg

По итогу финал «Евровидения» 2021 года можно уверенно назвать лучшим за последние годы. Сильные участники, острейшая конкуренция на равных, запредельные эмоции в финале, неожиданные повороты сюжета и напряженная интрига до самой последней минуты. И фантастическая победа, когда все разом выдохнули и сказали в один голос: «Вау!!!».

Кроме огромного морального удовлетворения от того, что – пусть и не навсегда – терпкий рок победил сладкую попсу, после «Евровидения-2021» еще останутся несколько великолепных баллад (Барбара Прави и Гьонс Тиарс, простите – вы были диво как хороши), а также несколько новых имен, открытых конкурсом. И кто-то из них наверняка станет мировой звездой (Дестини, мы верим в тебя).

А вот что дальше будет делать Великобритания? Вообще неясно. Получить по нулям и от зрительского, и от профессионального жюри – это не просто национальный позор, это катастрофа. Может, посоветовать им пригласить в коучи Манижу? С ней хотя бы в ТОП-10 войдут. Она и по-английски хорошо говорит...

Читать еще:
Обзор второго полуфинала «Евровидения-2021»
Обзор первого полуфинала «Евровидения-2021»
На «Евровидении» смена фаворита, новый претендент на победу – Италия
Среди конкурсантов «Евровидения» начал распространяться ковид
Почему на «Евровидении» такая плохая музыка, но его всё-таки стоит смотреть
Оцениваем шансы основных претендентов на победу в «Евровидении-2021»
Белорусы требуют снять с конкурса «Евровидения» белорусскую песню

Обзор второго полуфинала «Евровидения-2021»

Специфика конкурса 2021 года – удивительно большой разрыв между немногочисленными лидерами и «основной группой» артистов, у которых шанс на победу не более, чем один из ста – во втором полуфинале, которой прошел в четверг 20 мая, только подтвердилась. Как обычно, номера были в основном пестрые и зрелищные, но их музыкальная составляющая приводит в уныние: не цепляет, не заводит и главное – не выходит за рамки слишком привычного музыкального евростандарта, который уже просто завяз на зубах, как дважды пережёванная жевательная резинка. Главный ужас заключается в том, что когда оригинальный номер выходит за рамки стандарта и действительно представляет собой что-то интересное – он не проходит в финал! Так уж тут всё устроено.

1. Сан-Марино: Senhit и Flo Rida, «Adrenalina» («Адреналин»)

Карликовое государство Сан-Марино наняло итальянскую певицу эритрейского происхождения представлять страну на конкурсе (уже второй раз, кстати, в первый раз она пела за Сан-Марино в 2011 году), а опытная Сеньит пригласила себе в помощь американского «авторитета», рэпера Флоу Райда. Это существенное подспорье, которое значительно оживило выступление. Первоначально в этом треке участвовала также еще более именитая австралийка Сиа, но на неё, видимо, денег не хватило.

02eurovision2021semifinal2.jpg

Трек с помощью Флоу Райда получил значительный привкус американского R'n'B, всё равно оставаясь в рамках стандарта. В итоге Сеньит в финал таки попала, что для Сан-Марино - огромнейшее достижение. Букмекеры уже даже оценивают шанс на выигрыш не как один, но аж целых два из ста.

2. Греция: Stefania, «Last Dance» («Последний танец»)

18-летняя Стефания Либеракакис, гречанка по отцу и голландка по матери, живет в Нидерландах, но выступает за Грецию уже давно, участвовала еще в «Детском Евровидении». Постановкой номера для неё занималась известная греческая креативная команда, которая постоянно работает также для Филиппа Киркорова.

Для Стефании они придумали один из самых эффектных номеров из всех, что представлены на конкурсе. Люди-неведимки, танцующая вокруг Стефании одежда и её собственные прогулки по воздуху – всё это выглядит так интересно и увлекательно, что музыка как-то ускользает.

Фокус основан на телевизионной технологии хромакей и не работает в концертном зале, где зрители видят зеленый экран, тем не менее, он удался. Одураченные телезрители послушно выдвинули Стефанию в финал. Ну и, её идеальная фигура, подчеркнутая плотно обтягивающим комбинезоном, а также обаяние 18-ти лет, тоже сыграли свою роль.

Но все эти пассы не смягчили букмекеров, всё равно шанс на победу они дают один из ста.

3. Молдавия: Наталия Гордиенко, «Sugar» («Сахар»)

Уникальный опыт Филиппа Киркорова по продюсированию конкурсных номеров для «Евровидения» и его доскональное знание евростандарта играют с ним злую шутку: именно идеальное соответствие этим стандартам делают выступление проходным для финала, но безликим. Мелькающие геометрические фигуры на экране – красиво, но не без смысла, «сладкий» текст песни ни о чем, сексапильный костюм Наталии, профессиональная хореография – всё это растворяется среди длинного ряда подобных конкурсных выступлений. Даже придуманная «фишка» – куда ж без нее – самая длинная нота за историю «Евровидения» (17 секунд) не впечатляет.

Наталья Гордиенко уже в финале – и это, конечно, достижение, но мечте Филиппа: услышать, чтобы его песня прозвучала с конкурсной сцены трижды, явно останется несбыточной. Молдове предсказывают 22-е место среди 26-ти оставшихся участников.

4. Исландия: Daði og Gagnamagnið, «10 Years» («10 лет»)

Страшно симпатичная группа из Исландии, представляя свою песню, занимается художественным хождением по сцене, антисексуально покачивая бедрами и делая всякие другие нелепые движения, но делает всё это очень обаятельно. В том, что творит Дади с командой родственников и друзей, есть что-то детское и непосредственное. Это неизменно вызывает у публики умиление – больно они мимимишные.

Исландцы довольно легко получили путёвку в финал: сыграла информация о том, что жена Дади, стоящая на сцене рядом с ним, находится в положении и оригинальные круглой формы сложносоставные клавишные инструменты придуманы для того, чтобы скрыть её округлившийся живот. Как и тот факт, что выступление команды было представлено в записи с репетиции – у одного из музыкантов обнаружен ковид. Исландцы стали первыми в истории исполнителями, которые наблюдали на собственным конкурсным выступлением, находясь в гостинице. Но это не очень радостное обстоятельство сыграло музыкантам на руку – публика в зале заочно поддерживала их очень горячо.

Композиции у Дади-композитора довольно изобретательные, но всё же песня, которую он сочинил для «Евро-2021» проигрывает треку, который был подготовлен в 2020-м году. Если по различным опросам в прошлом году Исландия скорее всего стала бы победителем конкурса, то сейчас им предсказывают только шестое место.

5. Сербия: «Hurricane» «Loco Loco» («Безумный-безумный»)

Формат женского трио «Ураган» – вариант абсолютно беспроигрышный. Молодые девчонки, в меру раздетые, без меры сексуальные, энергичные, с хорошей хореографической подготовкой и вдобавок, вооруженные танцевальной, хоть и безликой композицией – это формула гарантированного успеха. Мы это хорошо знаем по группам «Серебро» и «ВИА Гра», белорусы – по «Топлес», украинцы – по трио «Горячий шоколад», британцы – по «Little Mix». Можно не сомневаться, что вокалистки из «Урагана» заработают много денег, станут суперзвёздами корпоративов и удачно выйдут замуж. Но всего этого совершенно недостаточно, чтобы заполучить «Хрустальный микрофон».

Большая группа аутсайдеров делится на две подгруппы: те, у кого шанс один процент из ста и те, у кого шанс меньше одного процента (стыдные цифры после запятой не пишутся, чтобы уж совсем не расстраивать артистов). «Hurricane» возглавляют вторую группу. Но всё же – они в финале.

6. Албания: Anxhela Peristeri, «Karma»

Маленькая Албания неожиданно оказалась очень поющей и влиятельной в мире поп-музыки страной. Албанки Дуа Липа и Биби Рекса сейчас практически делают погоду на поп-сцене и в Британии, и в Америке. В самой Албании небывалый взлёт интереса к шоу-бизнесу, национальные конкурсы проходят на очень высоком уровне. Вокальные данные и профессионализм Анжелы Перистери, представляющей Албанию, внушают уважение, её подготовили очень качественно. Сложные, точно исполненные мелизмы, красивое чувственное вибрато, распев на неудобных слогах (албанский язык!) – всё выполнено безупречно. Да и сама она, статная эффектная блондинка – настоящая примадонна сцены.

Но что-то в номере всё же не так – он словно картошка без соли. В чем сходятся и профессионалы. Не спасает и цветной дым на фоне – то ли взрывы, то ли облака. Певица уже в финале, но ей отвели предпоследнее место – на победу один шанс из шестисот.

7. Португалия: The Black Mamba, «Love Is On My Side» («Любовь на моей стороне»)

Тонкий, эстетский номер, совсем необычный для «Евровидения», делает честь и артистам, и стране, которая их прислала. В мелодичной композиции чувствуется влияние интеллигентного Сальвадора Собрала (первого победителя конкурса в Португалии за 46 лет участия!) и немного – «Битлз» времен «Белого альбома».

В стране для определения представителя на «Евровидении» проводится объемный и очень сложный конкурс в несколько этапов. Квинтет «The Black Mamba» с песней «Любовь на моей стороне» одержал в нем убедительную победу, а композиция стала в Португалии очень популярной.

Кажется, что песня слишком камерная и слишком специфичная, чтобы зажечь широкие массы европейцев. Тем не менее, перспектива неплохая: предполагается восьмое место; шанс на победу – один из сорока. Можно ожидать и сюрприза – после окончания второго полуфинала видео с выступлением «Черной мамбы» меньше чем за сутки получило 400 тысяч просмотров и вышло на второе место в европейских трендах YouTube.

8. Болгария: Victoria, «Growing Up is Getting Old» («Взрослеть значит стареть»)

Викторию Георгиеву хорошо запомнили еще с 2020 года – с песней «Tears Getting Sober» («Слёзы отрезвляют») она некоторое время в таблице наиболее вероятных победителей стояла под номером один. Певица откровенно копирует меланхоличную манеру Билли Айлиш и не особо это скрывает.

На этот раз её песня посвящена болеющему отцу. Певица с его портретом вдруг оказывается на дрейфующем обломке, который покачивается посреди океана (чудеса современных технологий и действительно очень красивый эффект).

Трагический стиль а-ля Айлиш здорово выпадает из евростандарта, но это мировой тренд, а значит, есть неплохие шансы на высокую оценку в финале. Пока Виктории дают десятое место и шанс на победу один к 60.

9. Финляндия: «Blind Channel», «Dark Side» («Тёмная сторона»)

Финляндия опять отличилась, прислав на конкурс нечто совершенно нетипичное. И, кажется, это снова может сработать. Хоть группа «Слепой канал» и называет себя «тяжелый поп», на самом деле это самый настоящий хэви-метал, но устроенный довольно хитро: простой мотив-кричалку легко запомнить и очень легко подпевать. На что и расчет. Это так весело, так задорно и так нестандартно, что вполне может иметь большой успех.

Пока же финны лихо поднялись в ТОП-10, с тринадцатой на седьмую строчку, буквально локтями растолкав конкурентов.

Забавное впечатление оставил датский дуэт «Fyr & Flamme» (что значит «Огонь и пламя») с песней «Øve os på hinanden» («Тренируйтесь друг с другом» – сами догадывайтесь, что это значит). Они представили танцевальный хит, словно выпрыгнувший из 80-х: здравствуйте, милые сердцу воспоминания о «Modern Talking».

Горячие датские парни устроили винтаж чистой воды: точно скопировали костюмы, движения, аранжировку того времени и даже световое оформление сцены под моргание школьной дискотеки. Надо бы их пригласить в Москву на съемки следующего «Новогоднего огонька», там им самое место. Надо полагать, что Юрий Аксюта, который присутствует на конкурсе и даже его комментирует, уже взял датчан на заметку.

Но в Европе этот номер не прошел. Чего не жалко.

Непопадание в финал латвийской певицы Саманты Тины – самое большое недоразумение и досада второго полуфинала. Саманта представила номер в формате инди-поп и по музыке он оказался одним из самых интересных.

Артистка с большим и успешным конкурсным опытом, выпускница «Тек Мьюзик Скул» в Лондоне, написавшая диплом на тему «Система выбора на "Евровидении"», казалось, должна всё знать о том, как проходить конкурс. И её выступление действительно было близко к совершенству: прекрасная сценография, запоминающиеся костюмы, отточенный вокал и всё же – осечка.

Финальное шоу явно проиграло от того, что в нем не будет номера, который бы его украсил.

10. Швейцария, Gjon’s Tears, «Tout l’Univers» («Вся вселенная»)

Из артистов, выступивших во втором полуфинале, представитель Швейцарии Гьон Тиарс имеет самый высокий рейтинг и самые реальные шансы если не на победу в конкурсе, но хотя бы на вхождение в ТОП-3.

Гьон представил одну из самых запоминающихся мелодий (собственного сочинения), но, пожалуй, главное – его высокий мягкий голос необычного и очень приятного тембра.

Первоначально его положение в таблице прогнозов было более высоким, но эксперты посчитали неудачной сценографию номера, с непонятными двигающимися геометрическими конструкциями. Тем не менее, певец остаётся на четвертой строчке и продолжает реально претендовать на победу. Уже очевидно, что в финале основная борьба развернется между ним, итальянскими рокерами «Måneskin», француженкой Барбарой Прави и мальтийкой Дестини.

Читать еще:
Обзор первого полуфинала «Евровидения-2021»
На «Евровидении» смена фаворита, новый претендент на победу – Италия
Среди конкурсантов «Евровидения» начал распространяться ковид
Почему на «Евровидении» такая плохая музыка, но его всё-таки стоит смотреть
Оцениваем шансы основных претендентов на победу в «Евровидении-2021»
Белорусы требуют снять с конкурса «Евровидения» белорусскую песню
Беларусь вылетает из «Евровидения-2021»?
«Евровидение-2021» состоится. Но пока непонятно, как

Posted in: Обзор | 0 comments
Обзор первого полуфинала «Евровидения-2021»

Конкурсные номера «Евровидения-2021» представляет собой довольно специфическую картину, какой не наблюдалось, может быть ни разу за последние 20 лет. Относительно небольшая группа по-настоящему самобытных исполнителей: их не больше десятка - а против них все остальные, которым букмекеры дают шанс на выигрыш не больше, чем один из ста.

Складывается парадокс: общий уровень артистов очень высок, но выделиться на этом фоне становится всё сложнее. Картина, что мы увидели в первом полуфинале, была вполне ожидаема.

00eurovisionworld.com2021.05.1822_30_44.png

В финал прошли именно те артисты. которые изначально вызвали интерес и у зрителей, и у экспертов. Вот эта счастливая десятка:

Литва: The Roop, «Discoteque» («Дискотека»)

Трио из Вильнюса работает в очень модном стиле EDM (Electronic Dance Music). К традиционным составляющим клубной музыки, элементам стилей хаус, дабстеп и драм-н-бейс литовцы добавляют добрую порцию юмора - и это публике очень импонирует. На родине им пришлось повторно участвовать в нацотборе, в котором они победили с разгромным счетом, забрав себе 86% голосов.

Сейчас в таблице прогнозов «The Roop» на девятом месте. Вряд ли они станут победителями конкурса, но практически наверняка покажут наилучший результат, который имела Литва в истории «Евровидения».

Россия: Манижа, «Russian Woman» («Русская женщина»)

Мы, наконец, увидели номер Манижи целиком в том виде, в каком он был задуман и убедились, что он неслучайно вызывал такой восторг и аплодисменты у журналистов, которые присутствовали на репетиции. То, что Манижа задумала: сделать песню-перфоманс, песню-заявление, у неё получилось на сто процентов. Это безусловно, самый обсуждаемый номер на «Евровидении-2021». Шутка ли: 40-секундный опубликованный фрагмент репетиции получил более 800 тысяч просмотров и почти 4,5 тысячи комментариев, в основном – восторженных. Великолепная идея, к тому же технически грамотно осуществленная – псевдо-стрим с хором в сотню женских голосов, производит поистине эпический эффект.

Женский хор в сто голосов в финале номера Манижи. Фото: eurovision.tv.
Важно, что и чисто музыкальная составляющая не подкачала: рэповая читка, фолк-вставка + оригинальное платье на колесиках + взрывная энергетика - всё сделано профессионально и качественно. За этот номер не стыдно. Было ясно, что в финал он проходит легко.

Швеция: Tusse «Voices», («Голоса»)

Швеция уже давно стала законодателем мод стиля евро-поп, а номера, которые она присылает на конкурс – образцом конкурсного формата. На сей раз формат несколько подвёл. Симпатичный и обаятельный швед Туссе (Тусин Микаэль Чиза) родом из Конго ничем не зацепил. Хотя этот номер победил на труднейшем национальном отборе. Может быть, был расчет на то, что удастся повторить эффект, который прошел с Лорин - шведкой берберско-марокканской национальности, победительницей «Евровидения-2012»?

Всё было слишком камильфо - как должно быть. И в этом проблема. Пока Туссе светит примерно 13-е место.

Артисты из Австралии, которые с 2015 года участвуют в конкурсе, неизменно вызывают большую симпатию, как и весь Зеленый континент, который дружно не спит всю ночь, чтобы в 4 утра поучаствовать в голосовании. «Евровидение» неизменно остаётся самой рейтинговой программой страны, обгоняя даже Чемпионат по крикету.

На «Евровидение» из Австралии с 2015 года всегда приезжали исключительно яркие артисты, реально претендовавшие на «Хрустальный микрофон». Певица Монтень с песней «Technicolour» («Разноцветный») – первая серьезная осечка. Обидно пропилить через всю планету – и не попасть в финал. Но к сожалению, запомнилась лишь разноцветная попугаистая прическа вокалистки, такая яркая на фоне очень бледного номера.

Кипр: Элена Цагрину, «El Diablo» («Дьявол»)

На острове Кипр отъезд Элены Цагрину на «Евровидение» вылился в большой общественный скандал. Десять тысяч человек подписали петицию с заявлением о том, что песня, посвященная дьяволу, позорит страну и что эта артистка не имеет право Кипр представлять. Ведь что подумает европейская общественность? Что на Кипре поклоняются дьяволу? (что-то эта ситуация смутно напоминает).

Вот как пляски ведьм выглядят на безбожном «Евровидении». Ничо так. Фото: eurovision.tv.
Можно не сомневаться, что в России глубокие специалисты и знатоки «Евровидения», такие как Валентина Матвиенко и Владимир Жириновский, а также комитет ветеранов и национальное объединение истинно русских женщин после исполнения песни Элены Цагрину (на испанском языке) со всей полнотой прочувствуют национальный позор и унижение Республики Кипр. И будут по этому поводу торжествовать.

Почему-то это не помешало эффектному номеру, решенному в монохромном красном свете, пройти в финал.

Норвегия: TIX, «Fallen Angel» («Падший ангел»)

Странно, но в Норвегии вопиющий факт, что певец ТИКС вывел на сцену сразу четырёх натуральных чертей с увесистыми рогами, никакого общественного протеста не вызвал. Наоборот, его только поддержали. Может, потому, что сам Андреас Хаукеланд (настоящее имя артиста) вышел на сцену в образе ангела. А момент, когда артист снимает в финале темные очки (известно, что у него неизлечимая болезнь, синдром Туретта, для которой характерен глазной тик), становится моментом сострадания.

Бельгия: Hooverphonic, «The Wrong Place» («Не то место»)

«Hooverphonic» - cамая старая и именитая группа на «Евровидении-2021». Она работает на сцене с 1995 года и зарекомендовала себя как производитель качественных и мелодичных песен «мэйн стрима». То, что они привезли на конкурс, не особо отличается от типичной евро-продукции, приятных на слух радиохитов.

Музыканты предпочли сосредоточиться на музыке и построили номер в минималистическом стиле, не заморачиваясь на создание шоу. Баллада, которую предложили бельгийцы, отлично подойдет для слушания в автомобиле во время длинных путешествий. Европейцы такое любят. Поэтому «Hooverphonic» в финале. Хотя букмекеры им отводят 19-е место.

Израиль: Eden Alene, «Set Me Free» («Освободи меня»)

Представители артистки из Израиля Эден Алене, экзотической крови (она из эфиопских евреев), заявили что в своем выступлении она берет самую высокую ноту, что звучала за всю историю «Евровидения». И действительно, «до» четвертой октавы, которое звучит в её выступлении в финале (слушать на 2:58) – это очень круто. Но всё-таки не уникально: эта нота есть в рабочем диапазоне у Элины Нечаевой, которая представляла в 2018 году на конкурсе Эстонию.

Это не единственный рекорд, на который покусилась Эден Алене на конкурсе. У неё несомненно самая оригинальная прическа среди конкурсанток, а её концертный костюм реально претендует на звание самого откровенного – материала в нём вообще нет, только тонкие шнурки (хотя по этой части конкуренция острейшая).

Надо отдать должное, точеная фигура у певицы такова, что она явно имеет право на подобные вольности.

Азербайджан: Самира Эфенди, «Mata Hari» («Мата Хари»)

Самира Эфенли взяла «Евровидение» измором: у неё было пять попыток пройти нацотбор. Целеустремленная певица явно готовилась к выступлению весь год: масштабные декорации, расшитые полудрагоценными камнями костюмы – в каждой мелочи видны концепция, серьезный подход (были задействованы известные модельеры и постановщики) – и немалые деньги.

Не очень понятно, какое отношение к скандально известной французской танцовщице-шпионке имеет отношение танец в элементами беллиданс и восточные мотивы в мелодии, но для артистки из Азербайджана это вполне нормально.

Украина: «Go_A» «SHUM» («Шум»)

По музыке украинский номер – один из самых интересных на конкурсе. Журналисты путаются в показаниях, когда пытаются определить его стилевую принадлежность. Называются и этно-рейв, и электрофолк, а если вспомнить клип, то надо еще добавить и стимпанк. Это нечто свеженькое для музыкальной палитры «Евровидения», пресловутый евро-формат слегка поднадоел. Неслучайно Украина занимает пятую строчку в таблице. Это очень серьезная заявка на победу.

Мальта: Destiny, «Je me casse» («Я ухожу»)

Главная фаворитка конкурса после начала репетиций сильно сдулась и теперь уже довольно сильно отстает от новых лидеров, артистов из Италии. На несчастную Дестини обрушилась волна критики, разбившая в пух и прах её концертный костюм. Но 18-летняя певица показала характер, на ходу поменяв сценический костюм и в итоге выступила прекрасно. У неё очень удачная, «цепляющая» композиция. И главное – действительно фантастический голос.

Дестини – юная реинкарнация Ареты Франклин, уникум. Нет никаких сомнений, что это будущая большая звезда, которая пришла на мировую сцену всерьез и надолго. И совершенно неважно, какое место она займет на этом конкурсе.

Читать еще:
На «Евровидении» смена фаворита, новый претендент на победу – Италия
Среди конкурсантов «Евровидения» начал распространяться ковид
Почему на «Евровидении» такая плохая музыка, но его всё-таки стоит смотреть
Оцениваем шансы основных претендентов на победу в «Евровидении-2021»
Белорусы требуют снять с конкурса «Евровидения» белорусскую песню
Беларусь вылетает из «Евровидения-2021»?
«Евровидение-2021» состоится. Но пока непонятно, как

Posted in: Обзор | 0 comments
На «Евровидении» смена фаворита, новый претендент на победу – Италия

До начала репетиций конкурсных номеров в зале «Ахой» ничто не предвещало сюрпризов. Практически все эксперты до такой степени единодушно предрекали безоговорочную победу Де́стини Чукунье́ре с Мальты, что конкурс, казалось, пройдет без всякой интриги – как это было в 2009 году с Александром Рыбаком, который с большим отрывом лидировал в прогнозах, а затем с таким же большим отрывом получил самую высокую сумму баллов. Слишком уж велик был отрыв мальтийки в таблицах букмекеров от всех остальных конкурсантов.

Однако всего за неделю после того, как участники конкурса съехались в Роттердам и начали непосредственные репетиции на конкурсной сцене, всё разительным образом поменялось. Интрига появилась – да еще какая! Поменялось буквально всё!

Причины изменений вполне ясны. Если до приезда артистов в Роттердам эксперты судят о конкурсных номерах по видеоклипам и нацотборам, то теперь они в непосредственной близости от исполнителей могут оценить энергетику конкурсанта и его умение контактировать с публикой. Зачастую именно это становится самым главным фактором успеха. Дестини с Мальты, несмотря на впечатляющий список прежних достижений (в том числе победы на «Сан-Ремо Юниор» и «детском Евровидении»), на сцене в Роттердаме почему-то растерялась. Всё же для своих 18-ти лет опыта, видимо, ей не хватило. Досталось певице от журналистов за вульгарный розовый костюм и особенно – за спустившийся правый чулок. Критика была такой жестокой, что на вторую репетицию Дестини полностью поменяла костюм. Однако это уже не помогло – она полностью потеряла свой отрыв в прогнозах и с первого места опустилась на третье.

00euro malta 545971_n.jpg

Вакантную первую строчку на некоторое время заняла француженка Барбара Прави. Её проникновенная мелодия «Voilà» в традициях классического французского шансона Эдит Пиаф – одна из самых выразительных на конкурсе. По мнению ряда экспертов в Европе сейчас имеется запрос на такие спокойные красивые мелодии – вроде той, с которой в 2017 году победил португалец Сальвадор Собрал.

Однако первое место Франция занимала недолго. После последней репетиции её оттеснили на вторую строчку итальянские рок-н-рольщики «Måneskin», подкупившие специалистов своей жизнерадостной энергетикой.

Про эту группу говорят, что она прибыла в Роттердам на машине времени. Они и сами не скрывают, что в качестве образца для подражания всегда имели Джими Хендрикса и «Led Zeppelin».

Четверо участников группы, три парня и девушка, играющая на бас-гитаре – редкий пример очень быстрого успеха. Еще в 2016 году они как группа друзей, учившихся вместе в школе и в колледже, играли на улице, собирая у прохожих деньги в шляпу. Экзотическое название «Манескин» придумала Виктория де Ангелис. Ей как даме остальные участники группы предоставили полный карт-бланш, попросили лишь использовать датский язык, поскольку Виктория наполовину датчанка. На языке Гамлета слово «Måneskin» означает «Лунный свет» и к рок-н-роллу никакого отношения не имеет. Просто красиво звучит.

В 2017 году «Måneskin» приняли участие в телешоу «Икс-фактор» и заняли второе место, в 2018 выпустили дебютный альбом, который возглавил национальный хит-парад. Наконец, в 2021 году они принял участие в фестивале Сан-Ремо – и получили Гран-при! Попутно они совершили настоящую революцию в итальянской эстраде, поскольку композиции в стиле рок-н-ролл никогда не побеждали в Сан-Ремо. Эту самую революционную композицию «Zitti e buoni» («Тихий и смирный») итальянцы и привезли на «Евровидение».

Но это не единственные изменения в таблице прогнозов. Занимавший изначально третью строчку Гьон Тиарс (Gjon Tears), представляющий Швейцарию, опустился на седьмую позицию – его сценическая концепция подачи песни показалась экспертам неубедительной.

С седьмого на девятое место опустилось литовское трио «The Roop», которое изначально занимало пятую строчку – в 2020 году им уверенно предрекали место в ТОП-3.

Много внимания также уделяется коллективу из Исландии «Daði og Gagnamagnið», который по неофициальному голосованию в несостоявшемся конкурсе 2020 года должен был победить. Сейчас исландцы приехали в Нидерланды с очень сильным номером (и самым веселым на конкурсе, как считают журналисты). Сначала они занимали пятую строчку в таблице прогнозов, но после исключительно яркой репетиции команда Дади поднялась до четвертой с вероятностью на победу в 9,52%.

Манижа с пятнадцатого места поднялась до одиннадцатого – опять же, благодаря исключительной энергетике своего номера. Несмотря на то, что вероятность её победы оценивается лишь как 1,25%, многие верят в неё и делают ставки.

На сводной таблице видно, что какие-то шансы на победу или хотя бы на ТОП-3 имеют лишь первых десять исполнителей. На самом деле это не так. Сводная таблица лишь фиксирует ставки различных букмекерских контор и выводит среднее арифметическое. Но есть и другие принципы составления прогнозов, в частности, таблица Smarkets, которая отслеживает, в каком количестве сделаны ставки. Эта цифра тоже имеет важное значение. И здесь расклад сил получается более интересный.

Если посмотреть, как менялись приоритеты всего лишь за одну неделю, становится ясно, что конкуренция предстоит чрезвычайно острая. Разрыв между двумя определившимися на 13:45 в субботу 15 мая 2021 года лидерами, Италией и Францией, всего лишь 0,34%. Меньше половины процента!

Если посмотреть на другие страны, то там картина в процентах вероятности победы также вырисовывается довольно интересная:

Италия - 26,67%
Франция - 26,32%
Мальта - 11,63%
Исландия - 9,52%
Болгария - 6,06%
Кипр - 5,26%
Швейцария - 5,00%
Украина - 2,50%
Литва - 2,27%
Нидерланды - 1,82%
Греция - 1,67%
Финляндия - 1,67%
Россия - 1,25%
Швеция - 1,18%
Сан-Марино - 1,18%
Хорватия - 0,67%
Норвегия - 0,53%
Португалия - 0,40%
Бельгия - 0,33%
Ирландия - 0,33%

Такой острой конкуренции на «Евровидении» за последние 20 лет не было!

Читать еще:
Среди конкурсантов «Евровидения» начал распространяться ковид
Почему на «Евровидении» такая плохая музыка, но его всё-таки стоит смотреть
Оцениваем шансы основных претендентов на победу в «Евровидении-2021»
Белорусы требуют снять с конкурса «Евровидения» белорусскую песню
Беларусь вылетает из «Евровидения-2021»?
«Евровидение-2021» состоится. Но пока непонятно, как
10 неразрешимых вопросов оргкомитету после отмены «Евровидения»
Что теперь будет с «Евровидением»? Оргкомитет отвечает на вопросы
Конкурс «Евровидение-2020» отменён!
«Евровидение-2020» и коронавирус: 5 возможных вариантов проведения и один невозможный
На Евровидение-2020 смена лидера и новые фавориты

Среди конкурсантов «Евровидения» начал распространяться ковид

«Драконовские» меры безопасности, установленные организаторами в качестве обязательных условий для участников «Евровидения-2021», оказались вовсе нелишними. Среди артистов были высказано довольно много глухого недовольства по поводу обязательного прохождения теста на ковид каждые 48 часов, жёсткого требования к обязательному ношению масок и запрета на распространение промо-продукции.

Всё это вовсе не способствовало созданию атмосферы праздника. Как кратко охарактеризовал ситуацию Филипп Киркоров: «Всё летит к чёрту». Наибольшее сожаление у него вызвал даже не запрет на сувениры для своей нынешней подопечной, Натальи Гордиенко из Молдовы, для которой он привёз «целый вагон» промо-материалов (можно будет раздать после конкурса) и не запрет на креативные маски (Филипп взял с собой целую коллекцию гламурных масок, созданных по спецзаказу для каждого своего костюма) – а полное отсутствие вечеринок и всяческих тусовок, которые так важны для артистов. Ведь приз победителя увозит с собой только один исполнитель, а полезные знакомства и творческие контакты – все участники конкурса.

Практика, однако, показала, что меры предосторожности были нелишними. «Первой ласточкой» оказалась солистка украинской группы «Go_A» Катя Павленко, у которой очередной тест дал положительный результат. Её оперативно изолировали. К счастью, оказалось, что это просто тест дал сбой – все последующие анализы показали, что артистка совершенно здорова. Попутно выяснилось, что даже в работе высококвалифицированных эпидемиологов, которых привлекли к сотрудничеству на «Евровидении», и при наличии самых современных приборов и материалов, возможны такие досадные сбои.

Следующей – уже реальной – жертвой ковида стала делегация Польши. После обнаружения коронавируса у члена группы сопровождения вокалиста Рафала Брозозовского всю команду изолировали. Что с ними будет дальше, пока непонятно. Артисты не были допущены к выходу на «бирюзовый ковер» во время официальной церемонии открытия фестиваля в воскресенье 16 мая. Скорее всего во время трансляции будет показана техническая запись выступления, сделанная на репетициях. Но всё будет зависеть от того, как будут чувствовать себя музыканты и что покажут последующие анализы.

После того, как положительный тест участника от Польши был несколько раз повторен и подтвержден, оргкомитет фестиваля выпустил специальное заявление. Там было сказано, что тесты у всех членов делегации, сделанные в четверг 13 мая, были отрицательными, а в субботу 15 мая уже дали положительный результат. Это означает, что даже несмотря «драконовские» меры предосторожности не дают на конкурсе гарантированной защиты от вируса.

«Наша основная цель – провести мероприятие, полностью безопасное от заражения COVID-19, а здоровье и благополучие всех, кто принимает участие, работает на мероприятии или в аудитории, является нашим самым важным приоритетом, – говорится также в заявлении. – Ряд строгих мер, включая изоляцию, социальное дистанцирование и регулярное тестирование, был применен ко всем по совету специалистов здравоохранения, чтобы гарантировать безопасность каждого».

Оргкомитет сообщил также, что в случае – вполне вероятном – когда польские участники «Евровидения» останутся в изоляции на всю конкурсную неделю, у них будет право самостоятельно выбрать одну из двух записей, сделанных во время двух репетиций, которая и будет показана в эфире. Такой технический формат «Live-on-tape» – живое выступление, записанное предварительно, в правилах «Евровидения» было предусмотрено давно – на случай технических сбоев во время трансляции. Но, кажется, практически это будет применено в первый раз.

Следом за Польшей подозрения на ковид появились у члена команды «Daði og Gagnamagnið» из Исландии, который плохо себя почувствовал. Пока делегацию изолировали, но это не помешает выйти на сцену Дади, который у журналистов является любимчиком. Ситуация, однако, остаётся неопределенной.

. 2021. 08.jpg

Временно изолировали также делегации Румынии и Мальты, которые размещены в одной гостинице с Исландией и Польшей. Все артисты прошли срочное внеплановое тестирование (результаты были отрицательными), но на всякий случай эти страны также получили запрет на участие в официальном открытии «Евровидения» и на «бирюзовый ковер» могли смотреть только из окошка.

Увы, это еще не конец истории: впереди еще целая неделя плотного фестивального общения. Как ни старайся, но полностью изолировать друг от друга участников конкурса никак невозможно. В конце концов, многие именно за общением и едут на «Евровидение».

На трёх главных конкурсных мероприятиях, двух полуфиналах и финале, будут присутствовать зрители. Это те, кто успел купить билеты еще в 2020-ом году – в 2021-ом билеты не продавались. Зрителей будет всего три с половиной тысячи, это в пять раз меньше, чем может вместить зал «Ахой», и сидеть они будут только на трибунах, на значительном расстоянии от сцены. Традиционного танцпола, главном тусовочном месте «Евровидении», где взаимодействовали группы поддержки стран-участниц, не будет вообще.

Конкурсный зал будет выглядеть необычно, но оригинально. Вместо танцпола перед сценой разместятся столики и диваны для конкурсантов, причем с соблюдением «социальной дистанции». Такой большой «зеленой комнаты» на «Евровидении» еще не было.

Пока оргкомитет Нидерландов показывает замечательный пример умения работать на самом высоком уровне в сложных условиях – легенды «Евровидения» складываются у нас на глазах, тем более, что и конкурс может оказаться одним из самых интересных среди тех, что были в XXI веке.

Читать еще:
Почему на «Евровидении» такая плохая музыка, но его всё-таки стоит смотреть
Оцениваем шансы основных претендентов на победу в «Евровидении-2021»
Белорусы требуют снять с конкурса «Евровидения» белорусскую песню
Беларусь вылетает из «Евровидения-2021»?
«Евровидение-2021» состоится. Но пока непонятно, как
10 неразрешимых вопросов оргкомитету после отмены «Евровидения»
Что теперь будет с «Евровидением»? Оргкомитет отвечает на вопросы
Конкурс «Евровидение-2020» отменён!
«Евровидение-2020» и коронавирус: 5 возможных вариантов проведения и один невозможный
На Евровидение-2020 смена лидера и новые фавориты
Новый фаворит «Евровидения-2020» появился в Литве

Почему на «Евровидении» такая плохая музыка, но его всё-таки стоит смотреть

Есть простой и короткий ответ на вопрос, почему на «Евровидение» такая плохая музыка – потому что это немузыкальный конкурс. Если ответить чуть подробнее: потому что музыка на «Евровидении» играет некоторую роль только в седьмую очередь. А в первую, вторую, третью и т.д. – важна вовсе не музыка. Как же так, – спросите вы, ведь «Евровидение» объявляет себя как «песенный конкурс». Да очень просто, вы и сами всё знаете. А мы вам только напомним.

Идея общеевропейского песенного конкурса появилась в 1950 году на совещании участников Европейского вещательного союза, в который тогда входило семь стран, когда обсуждалась необходимость культурного взаимодействия европейских народов, сближению их культур в преодолении ужасающих последствий недавно закончившейся мировой войны. Второй задачей стояло повышение популярности и большего распространения телевидения (возможно, это было первой задачей).

Главным инициатором был Генеральный директор Швейцарского телевидения Марсель Безансон, который выдвинул идею европейского конкурса. В качестве образца для подражания он взял фестиваль в Сан-Ремо в Италии.

Организационная подготовка заняла пять лет. Наконец, в 1956 году «Гран-при "Евровидения"» (так тогда назывался конкурс) впервые прошёл в швейцарском городе Лугано. Только перед самым его открытием вспомнили о том, что к уже имеющимся официальным целям и задачам надо добавить еще кое-что: «способствовать выявлению талантливых исполнителей и оригинальных песен в жанре популярной музыки».

Первый конкурс выявил чрезвычайно высокий интерес у телезрителей. Победил исполнитель из Швейцарии, но всё закончилось ужасающим скандалом. По первому варианту правил конкурс судили профессиональные эксперты из стран-участниц, которые находились непосредственно в конкурсном зале. К тому же, они могли голосовать за свою страну. Судьи из Люксембурга, которые опаздывали к началу трансляции, поручили свои голоса коллегам из Швейцарии. Когда возникли подозрения в верности подсчета голосов, выяснилось, что сразу после объявления результатов протоколы голосования были уничтожены. Видеозапись конкурса также «по ошибке» была стерта. Многочисленные попытки журналистских расследований, сделанных позже, не дали никакого результата. Кто, как и за кого голосовал, так и осталось тайной.

Эта мутная история хорошо проиллюстрировала подлинное назначение «вокального» конкурса, которое в последующие годы становилось всё более очевидным: это конкурс национальных амбиций, в котором страны-участницы пытаются показать своё культурное превосходство, действуя порой довольно агрессивно.

Так что же собой представляет «Евровидение»? На этот вопрос есть несколько ответов:

1. Конкурс национальных амбиций

Первое очевидное доказательство, что это так – любая информация на конкурсе: таблицы прогнозов, результаты, аналитика всегда структурно представлены так, что самым заметным и крупным шрифтом обозначена страна. Буквами поменьше – имя артиста и самая несущественная информация, самыми мелкими буквами – собственно песня. Она даже и не всегда указана. Вот вам и «песенный конкурс».

В случае, если страну представляет артист – гражданин другой страны (правилами такое дозволяется), то главные поздравления либо позор – в зависимости от результатов выступления – достаётся не ему, а стране, которую он представляет. Когда вокалист ALEKSEEV, гражданин Украины, выступил на конкурсе, представляя Беларусь, и позорно провалился, то это был провал Беларуси, а не Алексеева и не Украины.

2. Конкурс национальных предпочтений

Многолетние наблюдения и анализ голосований на «Евровидении» показал, что телезрители всех стран в первую очередь голосуют за «друзей» и «соседей» и только потом, отдав «дружеский долг», пытаются оценить собственно качество конкурсных выступлений. Страны Балтии, Балкан и Скандинавии традиционно ставят высокие баллы друг другу. От комментатора России можно во время голосования услышать фразу типа: «Наше нынешнее выступление было, может быть и не самым удачным, но уж от Беларуси 12 баллов мы получим». Примерно то же самое может сказать комментатор от Беларуси, адресуясь к России. Если желанные 12 баллов вдруг не появились, то за этом следуют непонимание и обида: да как они могли?!

По результатам голосований можно запросто следить, как меняется официальная государственная политика европейских стран – это практически зеркало. Если в 2009-м году Россию на «Евровидении» представляла гражданка Украины Анастасия Приходько, певшая на русском и украинском языках, то сейчас такое просто невозможно представить. Как и то, что это две страны дадут во время голосования друг другу хоть пару баллов.

3. Электральное шоу

Какими бы захватывающими ни были конкурсные выступления, главное событие на «Евровидении» – длинная процедура определения победителя с прямыми эфирами всех стран-участниц, объявляющих решения национальных жюри. Это очень увлекательно и весело, накал страстей бывает просто необыкновенным. Оргкомитет конкурса смог выработать и осуществить на высоком уровне образцовую по своей прозрачности процедуру, когда всё происходит в режиме онлайн, у всех на глазах. Кроме того, за подлинностью всех линий связи и элементов подсчёта голосов следит специально нанятая солидная и независимая аудиторская компания (и всё равно каждый год обязательно от проигравших поступают обвинения, что «всё было подстроено»).

Разработанной системой подсчета голосов в онлайн-режиме легко могли бы воспользоваться и политики. Но почему-то пока никто не захотел это сделать.

4. Продюсерский конкурс

«Евровидение» в нынешнем виде является прежде всего не песенным, а продюсерским конкурсом. Современное песенное шоу лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Отключите во время трансляции у телевизора звук – конкурс не так и много потеряет. А может быть, даже выиграет. Но попробуйте за ним следить в радиорежиме – всё попросту теряет смысл. Какой бы ни был голос у исполнителя, даже если он самый распрекрасный – если вы располагаете лишь аудиоканалом, то получите лишь удовольствие от прекрасного голоса (в лучшем случае). Включите картинку – и тут выясняется, что если добавить к звуку изображение бородатой женщины, шокирующих масок, ангельских крыльев и рогатых демонов в подтанцовке, летающие над сценой голографические 3D-объекты и т.д., то это кардинально меняет восприятие номера.

«Цепляющая» мелодия, конечно, тоже приветствуется, но найти такую – очень редкая удача, поэтому изобретательность продюсера, его умение работать с различными визуальными технологиями и его знание психологии восприятия выходят на первый план. Особенно, если учесть, что бодрые поп-песни, который все годы остаются основным форматом «Евровидения», катастрофически похожи одна на одну. Главная проблема заключается в том, что выигрывает тот, кто придумает для презентации песни что-то принципиально новое, какой-то особенный визуальный прием. Ужас заключается в том, что использовать его можно только один раз. Если скопировать – будет гарантированная неудача. Специалисты не сомневаются, что львиную долю успеха, принесшего «Хрустальный микрофон» Александру Рыбаку, устроили цирковые акробаты, а Диме Билану – фигурист и балерина в розовой пачке, вылезающая из рояля (на конкурсе до сих пор ходит шутка, что Евгений Плющенко – единственный спортсмен, выигравший «Евровидение»).

euro28wide.jpg

Нет никакого смысла с художественной точки зрения оценивать частушки, которые исполняли «Бурановские бабушки», но печь хлеб на сцене – это было так мило... Такой простой, но выразительный прием чуть было не принёс бабушкам победу, второе место – это очень серьезный результат. В любом случае скромный коллектив сельской самодеятельности на несколько лет после конкурса стал реальной международной звездой, объездив с гастролями десятки стран.

Никто и на секунду не допустит мысли, что европейцы вдруг массово полюбили хэви-метал – но выразительные маски группы «Lordi» всех потрясли. Теперь же, если найдутся оригиналы, которые рискнут повторить этот прием – всё закончится насмешками и провалом.

Победа «Lordi» во многих отношениях была очень показательной, в том числе и по тому, как шло голосование. Инфернальные металлисты почти ни от кого не получили 12 баллов, но почти от всех – по 10. Понимать это надо так: «12 – друзьям, потому что так полагается по конкурсному негласному этикету, а 10 – финнам, уж больно они прикольные».

В ситуации, когда конкурсные номера всё больше походят на помесь цирка, кабаре и шоу фриков, внезапно появившаяся на этом сверхпестром фоне простая выразительная песня без всякого дополнительного антуража может стать самым запоминающимся выступлением. Как это и случилось у португальца Сальвадора Собрала, победившего в 2017 году, установив при этом до сих пор непобитый рекорд по количеству набранных баллов.

5. Рупор для социальных проектов и политических заявлений

Огромное внимание всего мира к «Евровидению» делает его очень привлекательной площадкой для различного рода политических заявлений и продвижения социальных проектов, хоть оргкомитет и старается такие вещи пресекать.

По конкурсным номерам можно судить о том, какие социальные проекты сейчас актуальны в мире. Движение поддержки инвалидов и людей с особенностями развития: на «Евровидении» появляются панки из Финляндии «Pertti Kurikan Nimipaivat» с синдромом Дауна, Моника Кушиньска из Польши и Юлия Самойлова из России, которые выступили сидя в инвалидном кресле. С музыкальной точки зрения это были весьма посредственные номера, но это совершенно неважно, поскольку это были социально значимые акции.

Самый свежий тренд, движение «MeToo» в защиту социальных прав женщин, тут же нашло отражение и на «Евровидении». В 2021 году как минимум у двух исполнительниц, из Мальты и России, в текстах песен обыгрывается эта проблема.

Особое место на протяжении всей истории конкурса занимают акции представителей сообществ ЛГБТ, которым очень нравится использовать эту площадку. Началось всё уже на втором по счёту конкурсе, в 1957 году, когда два певца из Дании, Густав Винклер и Бирт Вилке, в финале своего выступления целовались в течение 11 секунд. Своего они добились – ярость телезрителей всей Европы не знала границ!

Политика также постоянно прорывается на конкурс, несмотря на все старания оргкомитета поддерживать его аполитичность. Чаще всего это выливается в отказ от участия в конкурсе. Участники Европейского вещательного союза Алжир, Египет, Иордания, Ливан, Тунис подавали заявки на участие, но воздерживаются, пока в нем принимает участие Израиль. По этой же причине приняло решение выйти из «Евровидения» Марокко. Горячо желают поучаствовать в конкурсе Палестина и Косово – но получают отказ, потому что это неизбежно вызовет политический скандал. По этой же причине было отказано в участии в 2021 году Беларуси. Представитель оргкомитета в официальном заявлении достаточно внятно дал знать, что пока в стране не будет урегулирован политический кризис, участие в конкурсе ей не светит.

Такие превентивные меры возможно использовать не всегда. Тогда случаются неприглядные ситуации, как затопывание и зашикивание выступления сестер Толмачёвых в 2014 году (мужественные девчонки при этом смогли завоевать седьмое место).

Регулярно случаются также веселые провокаторы, типа исландской группы «Hatari», выступающей в костюмах из латекса и с садомазохистскими аксессуарами (2019) или литовского проекта «LT United» с пародией-кричалкой «We Are The Winners (Of Eurovision)» (2006).

Такие исполнители вовсе не ставят себе задачу победить. Но что еще остаётся делать, когда качественного музыкального материала или продюсерских идей нет, а выделиться хочется. Остаётся провокация. И это неплохо работает. Свою долю пиара (изрядную) такие исполнители получают.

6. Пиар-акция и рекламное продвижение

Вся эта суета вокруг «Евровидения» не стоила бы особого внимания, если бы не одно важнейшее обстоятельство – с течением времени конкурс превратился в самый крупный на планете пиар-проект в области развлечений, уступая только трансляциям крупнейших спортивных мероприятий. Как правило, за конкурсом внимательно следит не менее двухсот миллионов телезрителей. В отдельных случаях аудитория может вырасти до 600 млн. Рейтинг у конкурса запредельно высокий. В некоторых странах – в Дании, например – «Евровидение» смотрит 95% телезрителей.

Каждый год аудитория только прирастает. Трансляция уже идет на США, Южную Корею, Мексику; Интернет увеличивает количество зрителей еще больше.

Журналистов на конкурсе гораздо больше, чем артистов – их аккредитуется не менее, чем 1200. Уровень освещения событий конкурса таков, что артист, попавший в финал и даже оставшийся на последнем месте, всё равно получает такую известность, что при умелом использовании этого ресурса может до конца своей творческой биографии вполне успешно ездить с гастролями по всему миру. Достаточно указать на афише «участник Евровидения такого-то года» – и этого будет достаточно, чтобы билеты продавались, даже если никто толком не помнит что там было в таком-то году.

7. Собственно, музыка

Ну, хорошо: пиар, социология, политика, провокации - а когда же мы будем говорить о музыке? С 1956 года, года когда началось «Евровидение», в популярной музыке происходило множество важнейших событий. Примерно в это же время планету охватила лихорадка рок-н-ролла, которую сменила мощная волна рок-музыки. Хард-рок, хэви-метал, панки, новая волна, техно, хип-хоп - всего это полностью прошло мимо «Евровидения». Ну, может быть, зацепило самую малость по касательной. Номера в стиле рок или хип-хоп – для «Евровидения» это забавный курьез, который не может ни на что серьезно претендовать.

Все 65 лет «Евровидение» придерживается усреднённого европейского радиохита: 70% всех конкурсных композиций – это бодрые темповые песенки, в меру мелодичные, в меру ритмичные. Они редко бывают запоминающимися, но это самый верный путь к сердцу среднестатистического европейского телезрителя, который ни разу не меломан, но любит провести вечер перед теликом. Оставшиеся 30% – это такие же усреднённые баллады, иногда с добавлением фольклорного материала. Номера, отвечающие реальным музыкальным мировым трендам, занимают, в лучшем случае, один процент от всей представленной музыки.

Вот поэтому несмотря на гигантскую аудиторию «Хрустальный микрофон» вовсе не превращает победителя в мировую поп-звезду. Реальный шоу-бизнес подчиняется другим законам и там слишком острая конкуренция.

8. Что в итоге?

И всё же, «Евровидение» остаётся важнейшим культурным событием Европы, мероприятием, куда мечтает попасть большая часть профессиональных вокалистов континента. Мотивация у них более чем убедительная.

Во-первых: реклама и пиар – двигатель шоу-бизнеса в еще большей степени, чем торговли.

Во-вторых: знакомства и контакты, за которыми очень часто следуют контракты.

В-третьих: «Евровидение» – выставка последних достижений шоу-биз-хозяйства. Следить за конкурсными выступлениями – это значит быть в курсе последних достижений аудиовизуального искусства, технических и концептуальных новинок касательно концертных костюмов, сценографии и хореографии.

Ну и, наконец, конкурс остаётся прекрасным зрелищем, к тому же постоянно повышающим своё качество. Если не заморачиваться на голосование, можно просто расслабиться и получать удовольствие от созерцания яркой картинки, сопровождаемой, как правило, вполне приемлемой звуковой дорожкой.

Удивительным образом – очень редко, но все-таки иногда – участник «Евровидения» становится мировой звездой и это не обязательно победитель. Но всё же, конкурс «Евровидение» дал миру группу АББА, Селин Дион, Хулио Иглесиаса, ну, может, стоит отнести сюда еще группу «Чингисхан». Что же, и на том спасибо.

Оцениваем шансы основных претендентов на победу в «Евровидении-2021»

Меньше чем за сутки до финала в таблицах прогнозов происходят последние изменения. За конкурсную неделю оценка многих артистов менялась порой самым кардинальным образом, претерпевая взлёты и падения. Если максимально сузить круг реальных претендентов на победу, то можно сказать, что основная борьба развернется между Италией и Швейцарией, при том, что рядом будет находиться темная лошадка – Украина. Рассмотрим же ситуацию более подробно:

Дестини, Мальта – вероятность победы 14%

Самой грустной представляется судьба Дестини, артистки с Мальты, которая приехала в Роттердам безоговорочной фавориткой, но после двух полуфиналов скатилась на третье место, вдвое отстав от нового лидера, группы «Манескин» из Италии.

Реальные результаты голосования в полуфиналах держатся в строгом секрете, однако за кулисами курсируют слухи, похожие на утечку информации, что Дестини проиграла даже полуфинал, пропустив на первое место Украину. Изменения в таблице ставок букмекеров, где «Go_A» взлетели на четвертую строчку, косвенно это подтверждают.

Eurovision2021finalodds1160x653.jpg

Таблица Smarkets учитывает количество уже сделанных ставок и считается наиболее информативной для составления прогнозов. Источник: wiwibloggs.com.

Шанс на победу у Мальты остаётся – и весьма существенный. История «Евровидения» знает интересные случаи: например, в 2003 году «Хрустальный микрофон» увезла домой Сертаб Эренер из Турции, которая накануне занимала в таблицах букмекеров лишь десятую строчку.

Имелось, однако, важное обстоятельство, несомненно повлиявшее тогда на результаты голосования: многочисленная турецкая диаспора во многих европейских странах, которая активно голосовала за своего артиста. Мальта таким похвастаться не может. Практически все эксперты перестали рассматривать Дестини в качестве реального претендента на победу.

«Måneskin», Италия – 28%

За три дня до финала заводной римский квартет с очень нестандартным рок-н-роллом ушел в лидеры, совершив резкий отрыв. Глядя на таблицы, все вдруг бросились делать ставки именно на Италию. Букмекеры, соответственно, стали поднимать прогноз по одной простой причине – чтобы не платить слишком много, если прогноз подтвердится. Говоря другими словами, высокое положение в таблице ставок во многом представляет собой пузырь слишком больших ожиданий, устроенный слишком большим количеством людей, поставивших на Италию. Этот пузырь может легко лопнуть – достаточно профессиональному жюри двух-трех стран воздержаться от высоких оценок.

Барбара Прави, Франция – 20%

Барбара Прави из Франции находится на втором месте после итальянцев и у неё имеется реальнейший шанс стать победительницей. Правда, французских артистов сопровождает странная и грустная статистика: практически всегда они выступают хуже, чем от них ожидается. В 2019 году исполнитель из Франции занимал 10-е место в рейтинге, а реально финишировал 16-м. В 2018 году в рейтинге было четвертое место – реальный финиш был на 13-м. В 2017 году соответственно это были 10-е и 12-е места; в 2016 году – 4-е и 6-е; в 2015 и 2014 годах в рейтинге было 21-е место, финиш – на 25-м и 26-м местах соответственно. Шесть раз подряд Франция не использовала свои шансы! Это вовсе не значит, что тенденция продолжится, но специалисты говорят о возможной победе Франции с большой осторожностью.

Гьонс Тиарс, Швейцария – 10%

Эксперты дружно сходятся в том, что Гьонс Тиарс – феноменальный вокалист, который исполнил одну из самых выразительных композиций на конкурсе. Очень многие ожидают, что победу одержит именно он.

После первой репетиции журналисты подвергли резкой критике его номер, который выглядел странным и нелогичным, после чего оценка шансов вокалиста упала до 6%. Однако перед финалом эта цифра выросла до 10% и это вполне справедливо. Гьон имеет абсолютно реальный шанс вновь привезти в Швейцарию «Хрустальный микрофон» – впервые после Селин Дион в 1988 году.

«Go_A», Украина – 9%

Украина отстаёт от лидирующей группы всего на один процент, можно сказать что идет ноздря в ноздрю. В настоящий момент украинская диаспора представляет собой сильные и активные сообщества во многих странах Европы – при голосовании можно вполне ожидать такого же эффекта, который в 2003 году принёс победу Турции. Можно не сомневаться, что симпатии зрительского голосования будут на стороне украинцев. Но как их выступление оценит профессиональное жюри? – это одна из самых больших интриг финала.

«Daði og Gagnamagnið», Исландия – шанс 5%

Перед вторым полуфиналом шансы Исландии на победу оценивались в 11%, но они упали до пяти процентов после того, как стало известно, что команда изолирована из-за заболевшего ковидом участника, а их выступление будут показывать в записи.

Скорее всего, в записи будет показано выступление и в финале – это значит, что его оценка при голосовании становится совершенно непредсказуемой. С одной стороны, это принесет некоторое количество голосов, отданных из сочувствия, с другой – колеблющихся телезрителей от голосования может удержать осознание того, что в случае победы Дади с друзьями не сможет выйти на сцену, чтобы получить награду.

Таким образом, прогноз победы в 5% представляется вполне реалистичным, соответственно – шансов маловато.

00screenshoteurovisionworld.com2021.05.2216_46_22.png

Манижа, поднявшаяся после первого полуфинала до десятой строчки, после сильного второго полуфинала вновь опустилась на 15-ю. Наталья Гордиенко, подопечная Филиппа Киркорова, занимает 23-строчку из 26-ти.

 / 2