@david-bowie
Выставка «Дэвид Боуи есть» в Болонье заканчивает свою работу
Восьмого января Дэвиду Боуи исполнилось бы 70 лет. К 70-летию человека, упавшего на Землю, канал THR подготовил уникальный материал – интервью с Альберто Делеонардисом, директором выставки «David Bowie Is» в Италии, который также любезно предоставил нам эксклюзивные фотоматериалы.
«David Bowie Is» – пожалуй, одна из наилучших современных выставок, которая представила на суд публики уникальный взгляд на эволюцию многогранной личности Дэвида Боуи. То, что вы можете наблюдать здесь – не просто очередное холодное хронологическое путешествие в историю жизни этого экстраординарного музыканта, а скорее глубокое эмоциональное погружение в этакую замысловатую мозаику, наглядно демонстрирующую нам, как с годами менялись взгляды и мировоззрение одного из самых ярких представителей рок-н-ролла.
Десятого ноября 2016 года, за три дня до окончания экспозиции в Болонье и её предстоящего переезда в Токио, THR удалось встретиться с Альберто Делеонардисом, главным организатором этого мероприятия в Италии (музей MAMbo), и подробно обсудить всё, что связано с Дэвидом Боуи.
Этой беседы мы с нетерпением ждали несколько недель, так как у мистера Делеонардиса оказался очень плотный рабочий график. Тем не менее, он сумел уделить нам целый час своего драгоценного времени.
– Что лично для вас значит выставка «David Bowie Is»?
– Это сложный вопрос. В 2010-м году началось постепенное формирование выставки «David Bowie Is» в музее Виктории и Альберта в Лондоне, которая спустя несколько лет после триумфального шествия по всему миру (Великобритания, Канада, Бразилия, Германия, США, Франция, Австралия, Нидерланды) наконец-таки добралась до Италии. Руководители «Victoria and Albert» дали наивысшую оценку проделанной нами работе и заявили, что презентация в Болонье, на их взгляд, является лучшей в Европе. Мы ценим такой комплимент, ведь обычно англичане бывают очень требовательными и критичными в плане ведения бизнеса.
Наша экспозиция даёт возможность посетителям поближе познакомиться с творчеством Дэвида Боуи, где основной акцент сделан не только на музыкальной карьере этого артиста, но и на его способностях как своеобразного художника и талантливого актера. У нас представлено более 350 экспонатов из личного нью-йоркского архива Боуи.
Я никогда не перестану восхищаться чувством любопытства и невероятным интеллектом Боуи, которые постоянно двигали его вперед. Многочисленная публика, ежедневно посещающая выставку в Болонье, моментально погружается в тот или иной период более чем полувековой жизни Дэвида в искусстве, будь то первые робкие шаги в Брикстоне (район в южной части Лондона), когда он был ещё никому неизвестным Дэвидом Джонсом, или же дальнейшее эпохальное преобразование в таких колоритных персонажей, как Зигги Стардаст и «Изможденный Белый Герцог», и это не говоря уже о той степени мудрости, которую он приобрел к концу 90-х, началу 2000-х.
В самом первом помещении выставки вы можете лицезреть несколько шокирующую видеоинсталляцию, в которой Дэвид откровенно рассказывает о том, как шизофрения повиляла на некоторых членов его семьи и как это тяжелое душевное заболевание поразило Терри Бёрнса (старший сводный брат Боуи по материнской линии), в итоге покончившего жизнь самоубийством.
Мне врезалось в память следующее высказывание Дэвида по этому поводу: «Я ни за что на свете не хотел бы оказаться в психиатрической лечебнице и посещать сеансы всяческих там психологов. Никогда не позволю таким людям лишить меня моей креативности».
Таким образом, дабы не сойти с ума и преодолеть внутренние страхи и сомнения, Боуи решил перекинуть своё артистическое безумие на выдуманных им самим персонажей: Зигги, Хэллоуин Джек, Герцог и другие. Именно неуёмный характер Дэвида и его постоянное стремление во что бы то ни стало пробиться в музыкальную индустрию позволили этому застенчивому молодому человеку осуществить самые дерзкие и смелые проекты.
– Какой экспонат на вашей выставке привлекает больше всего внимания со стороны публики?
– Многие приходят в дикий восторг от оригинальных рукописей Дэвида к песням «Space Oddity» (1969), «Life on Mars» (1971) и «Heroes» (1977). Внимательно разглядывая эти раритетные записи, вы начинаете лучше понимать, каким образом они создавались. В странном, неразборчивом почерке Боуи, с целым рядом всяческих корректировок, явно проглядывается след будущего гения, которому судьбой было уготовано стать настоящей суперзвездой.
В визуальном же плане всеобщее внимание публики было приковано к потрясающим костюмам Дэвида. У нас их в наличии около 60-ти. Среди них особо выделяются известный френч «Union Jack» от Александра МакКуина (период «Earthling» – 1997 год), причудливый наряд Пьеро от русского дизайнера Натальи Корниловой (1980) и конечно же, фантастическая коллекция нарядов от Кансая Ямамото, сшитая для турне «Aladdin Sane» (1973).
К тому же, практически на каждом манекене можно лицезреть поразительно точную копию маски лица Боуи, отлитую по тому же принципу, как это было продемонстрировано в документальном фильме 1975 года «Cracked Actor», снятого британским режиссером Аланом Йентобом.
– Вели ли вы переговоры с администрацией музея «Victoria and Albert»о том, чтобы пополнить выставку реквизитом из самых последних клипов Боуи «Blackstar» (2015) и «Lazarus» (2016)?
– По сравнению с другими странами, где ранее проходила «David Bowie Is», главное отличие итальянской экспозиции состоит в том, что мы начали свою работу в 2016 году, когда Дэвида, к большому сожалению, уже не стало. Поэтому наша команда смогла уделить достаточно внимания не только альбому «The Next Day» (2013), но и «Blackstar» (2016). Виктория Броукс, куратор музея «Victoria and Albert» поставила ряд условий, которые нам необходимо было соблюдать.
Мы хотели использовать эскизы, нарисованных Боуи под конец жизни, где изображены такие персонажи, как человек с забинтованным лицом с пуговицами вместо глаз, таинственный проповедник, держащий в руках книгу c изображением черной звезды, и, наконец, хитрый лжец в знакомом одеянии Белого Герцога. Но официальные представители Дэвида категорически сказали: «Нет». Тем не менее, нам всё-таки позволили разместить клипы «Lazarus» и «Blackstar» в специальном зале, интерьер которого мы оформили в стиле ключевой сцены из фильма «Человек, который упал на Землю» (1976).
При жизни сам Боуи четко проверял, как кураторы распоряжаются его выставкой. Особенное внимание он уделял исторической достоверности всех экспонатов, но при этом позволял каждому музею делать свою личную интерпретацию. Единственное, о чем артист всегда просил – не слишком сильно акцентировать внимание на эпохе 80-х, так как считал этот период для себя крайне неудачным.
В марте 2013 года Дэвид со своей второй женой Иман и дочкой Лекси приватно посетил музей в Лондоне и был просто поражен тем, насколько качественно организаторы сумели подойти к его выставке. Будучи всю свою жизнь страстным коллекционером искусства и осознавая, что когда-нибудь рано или поздно его карьера достигнет своего логического завершения, Боуи понял, что пришло время оставить за собой нечто большее, чем просто музыкальное наследие. Как мне кажется, у него это прекрасно получилось, ведь теперь практически каждый из нас знает, кто такой Дэвид Боуи.
– Как повлиял Дэвид Боуи на вашу жизнь?
– Я начал слушать его музыку в конце 70-х. Пожалуй, мои самые любимые песни из репертуара Дэвида – «Ashes to Ashes» (1980), «This Is Not America» (1985) и «Slip Away» (2002). По сравнению со многими другими британскими музыкантами, Боуи всегда казался мне этаким сумасшедшим новатором, неустанно пробующим свои силы в часто странных, порой, уму непостижимых экспериментах; будь то его страстное увлечение буддизмом или же спонтанная заинтересованность искусством пантомимы. Его трудоспособность просто поражает. Он никогда не боялся брать на себя риск и поэтому большинство его эпохальных альбомов в корне отличаются друг от друга. Позвольте привести в пример одну любопытную цитату из дневника Боуи: «Не пытайтесь имитировать меня, оставайтесь верны своей истинной сущности, постоянно развивайтесь, бросая вызов всем ограничениям и предрассудкам, и старайтесь никогда не тратить время зря».
– Насколько мне известно, вашу выставку посетили такие знаменитости, как Аманда Лир и музыканты группы «Red Hot Chili Peppers». Какова была их реакция на увиденное?
Да, 8-го октября у «Red Hot Chili Peppers» был концерт в Болонье. В этот день перед выступлением они нам не звонили, не бронировали заранее билеты, а попросту пришли на выставку, как самые обычные посетители. Музыканты остались под огромным впечатлением от увиденного и перед уходом рассказали, что хоть их пути и не раз пересекались с Дэвидом, но о многих фактах из его жизни они ничего толком так и не знали. Один из них даже прикупил себе футболку с изображением Белого Герцога, а вечером вышел в ней на сцену, когда группа исполняла кавер-версию песни Боуи «Five Years».
Аманду Лир мы специально пригласили в сентябре, узнав, что в это время она будет в нашем городе. В день её визита была организована небольшая пресс-конференция, где она затронула тему своих взаимоотношений с Сальвадором Дали, а также поделилась некоторыми подробностями своего бурного романа с Дэвидом, длившегося почти год.
Например, мы узнали, что Боуи особо никогда не распространялся о своём первом браке. Вот, какую историю нам поведала Аманда: «Однажды утром, когда мы с Дэвидом все ещё отходили после очередной нью-йоркской вечеринки, неожиданно раздался телефонный звонок. Я первая взяла трубку. На другом конце прозвучал незнакомый женский голос: “Привет, это Анджела (первая жена Боуи). Передайте моему мужу, что нашему сыну Зоуи (ныне известный режиссер Данкан Джонс – прим. автора) немедленно требуется срочная помощь”. Можете представить себе, какой двойной шок я тогда испытала?! Оказывается, что наш Зигги был уже женат и являлся отцом маленького мальчика! Я нахожу это весьма забавным, так как, пожалуй, за исключением Дали, все мои бывшие парни вечно пытались прятать от меня свои обручальные кольца.
Ну а если совсем серьезно, то Боуи был просто уникальной личностью. Когда мы вместе участвовали в съёмках «The 1980 Floor Show» (1973 год), я порекомендовала ему «Метрополис» Фрица Ланга (1927). Меня поражало в нём то, что после просмотра захватывающего фильма или прочтения какой-нибудь оригинальной книги, Дэвид всегда старался разузнать как можно больше информации об этих режиссерах, поэтах и писателях. Он всегда находился в творческом поиске. За всю свою долгую жизнь, я очень редко встречала таких любознательных и целеустремленных людей».
– Как отреагировали на выставку жители Болоньи?
– Когда люди узнали, что выставка начнется 14 июля, то весь город как будто сошел с ума. Болонью охватила настоящая «боуимания». Наша скромная Болонья превратилась в «Боуилонью»! Руководители художественной галереи «Ono Arte Contemporanea» пригласили к себе известного японского фотографа Масайоши Сукита и выставили на показ не только его работы, но и культовые снимки британца Брайна Даффи. Как вы знаете, они оба сыграли немаловажную роль в визуальном восприятии артиста в разные периоды его карьеры. Даниеле Пенсавалле, лидер местного фан-клуба ««David Bowie Blackstar», устроил собственную фотоэкспозицию, посвященную серии знаковых концертов Боуи, проходивших в Италии с 1997 по 2003 год.
– Почему среди всех крупных городов Италии именно Болонье выпала честь стать местом проведения David Bowie Is?
– Мы долго обсуждали возможный вариант участия в этом проекте муниципалитетов Рима, Неаполя и Милана. Но как это часто бывает в бизнесе, возникло несколько существенных проблем: нехватка времени на качественную подготовку (дали лишь два месяца, а требовалось как минимум четыре), отсутствие подходящей площадки и, конечно же – ограничение в финансах. К сожалению, из-за данных помех в наших планах возникла большая пауза.
Тем не менее, в декабре 2015-го, приблизительно за месяц до смерти Боуи, мне позвонил Франческо Томази, мой близкий друг и по совместительству один из самых влиятельных импресарио в Италии, который работал с «Pink Floyd» и «U2», и во время нашего разговора мы с ним сошлись на том, что музей MAMbo в Болонье лучше всего подойдет для данной выставки. К тому же, сам Дэвид приезжал к нам на гастроли в феврале 1996 года, так что все звёзды идеально сошлись. Руководство города, в свою очередь, поддержало нашу инициативу. В этом проекте было задействовано свыше 3000 человек. На всё про всё у нас ушло около шести месяцев. К июлю мы уже были практически готовы принимать первых гостей.
Теперь, оглядываясь назад, я нахожу весьма странным вот какое обстоятельство – когда Боуи был ещё жив, никто в Италии не хотел особо брать на себя ответственность за его выставку и Болонья оказалась единственным городом, который занялся этим непростым делом. И тут вдруг все начали навязывать нам свои услуги. Но, господа, ваш поезд уже давным-давно ушел! Я придерживаюсь следующего мнения: если дело доходит до такой исключительной личности, как Дэвид Боуи, то мы, итальянцы, не можем позволить себе никакой халтуры и обязаны работать в полную силу.
– Выставка в Болонье подходит к концу. Как вы можете обобщить всё, что здесь происходило?
– Это был довольно-таки сложный и длительный процесс, который потребовал от нас максимум отдачи. Ведь мы не только делали бизнес в чистом виде (предприятие обошлось приблизительно в один миллион семьсот тысяч евро), но и стремились достичь наивысшей степени художественной экспрессии. Не хочу показаться слишком пафосным, но я по-настоящему горжусь этим проектом. Нам удалось привлечь всеобщее внимание к Болонье и с достоинством выдержать ту высочайшую планку, которую задали кураторы лондонского музея «Victoria and Albert».
Поразительно, но некоторые из наших посетителей как-то умудрялись проводить на выставке по 12 часов в день! Вот что значит быть настоящим фанатом Дэвида Боуи. Я безумно рад, что таким людям, как вы, приехавшим к нам из разных частей света, посчастливилось на какое-то время соприкоснуться с бесценным творческим наследием этого великого музыканта, посвятившего всю свою жизнь искусству.
Текст: Ян Крылов
Источник: http://thr.ru/theatre/ekskluziv-david-bowie-is-crossing-the-border-unikalnye-materialy-i-podrobnosti-s-vystavki-david-bowie-is/