@alexandr-gradsky
Александр Градский отметил сразу два юбилея
«Первый тайм мы уже отыграли» – даже отчаянных ненавистников советской эстрадной песни бессмертные строки Добронравова, положенные на музыку Пахмутовой, выводят из равновесия. Особенно если они звучат в исполнении Градского. Не патриарх и король, но безусловно мэтр, точнее сказать, сенсей российской сцены, Александр Градский отметил свой дважды юбилей. 65 лет со дня появления на свет божий – плюс полвека из них на сцене. Все четыре октавы юбиляра звучали как новенькие; его мощные децибелы стены «Крокус Сити Холла» выдержали с честью…
Поначалу все предвещало большой пафосный марафон, посвященный Юбилею Мастера. Открыл концерт оркестр народных инструментов под руководством Владимира Андропова. Мастер начал с репертуара, проверенного на многих поколениях — «Как молоды мы были», «Гори, гори моя звезда», «Только раз бывают в жизни встречи», «Песенка герцога» из оперы Риголетто. Опять же, Елена Заремба из Большого с «Кармен»… Опять же, Кобзон в первых рядах… Но вскоре стало понятно – все пойдет отнюдь не по плану классических пафосных юбилеев с вереницей «желающих сказать» и слезами радости во время прочтения кремлевских телеграмм…
«Включайте свет, а то я жахнусь отсюда» — казалось, что в забитом до отказа шеститысячном «Крокусе» юбиляр чувствует себя не слишком комфортно. Напрягал звук – Градский то и дело побуждал нерадивого звуковика прибавить там-убавить сям… Искреннюю радость у именинника вызывали гости – он словно не верил до конца, что те все же доедут в этот неблизкий уголок Москвы. Правда, зрителей многие гости не впечатлили (народ-то шел «на Градского», иных в афише не значилось!) Героев ВИА 70-х Анатолия Алешина и Леонида Бергера, прибывшего специально из Австралии, встретили тепло, но без сильных эмоций. Бурно отреагировали на Макаревича, который, несмотря на все инсинуации последних месяцев, выглядел довольно бодро – правда, почему-то поздравил юбиляра Посвящением, некогда написанным… Горину. Видимо, уже не успевал…
Чуть ли не треть гостей пришлась на молодые дарования, с которыми за последние два года Александр Борисович едва ли ни сроднился в проекте «Голос». Несмотря на горькую иронию, что мол «впервые за 47 лет главный канал обратил внимание на его скромную персону», именно лица известного телепроекта украсили концерт. Самвел Варданян, Яна Рабинович, Сергей Волчков, Александра Воробьева… Несмотря на «право второй песни» и сильный вокал, бледновато с точки зрения эмоций смотрелась Дина Гарипова. «Всех порвал» Шарип Умханов – единственный из гостей, по силе голоса и темпераменту сумевший составить достойную конкуренцию самому Градскому. Обилие букетов, предназначенных Шарипу, так бросалось в глаза, что сам юбиляр с легкой иронией бросил ему вслед – «с юбилеем!»
Подустав от многочисленных гостей, зрители стали терять надежду услышать хоть что-нибудь еще от самого мэтра. Однако те, кто все-таки дождались, не сразу поняли – того ли они ждали… После антракта формат мероприятия круто поменялся. Такое было ощущение, что гости и оркестр решили покинуть юбиляра в самый разгар действа. Вдобавок и вместе со звуковиками. Словно на домашней вечеринке (пусть и с размахом аж на 6 тысяч персон) Александр Борисович самолично поставил себе минусовку не первой свежести, после чего разразился набором куплетов на злобу дня, где-то на грани авторской песни и шансона, местами с ненормативной лексикой. Такое ощущение, будто квартиру наконец покинули строгие родители (начальство, товарищи по партии и т.д.), и после неизбежного официоза началась другая, самая душевная часть вечеринки, ради которой все в принципе и затевалось.
«Дело было ночью, по трубе по водосточной, папа к маме в общежитие полез И долез он, знаю точно, ибо я без проволочек на свет божий вылез в срок и без чудес Папу мама так любила, о себе совсем забыла и поехала за папой на Урал Так судьба распределила на Урале меня мать родила, помню все хотя и был я мал».
Будто между делом 65-летний юбиляр упомянул про своего трехмесячного сына, тем самым дав повод пошептаться галерке… По мере того как атмосфера становилась все более непринужденной и расслабленной, потоки людей, пытавшихся вынырнуть из зала между песнями, становились все более интенсивными – после полуночи люди просто боялись опоздать в метро на пересадку. Эта угроза была страшнее, чем пропустить несколько песен под гитару из слабо припоминаемых альбомов далекой молодости мэтра…
… Как проводить свой юбилей – нередко медиагерои нашего времени озабочены этим чуть ли ни с юбилея предыдущего. В случае с Градским было ощущение, что со всеми приглашенными он созвонился едва ли ни вчера, утром решил — что именно оденет, ну а программу вечера определял по ходу пьесы. Но кто сказал, что это плохо и неправильно? Ведь самое страшное для артиста, отыгравшего как минимум первый тайм, это, на мой взгляд, предсказуемость и пафос. Кому-кому, а Градскому-2014 это точно не грозит…
Текст: Андрей Проскуряков, Musecube